Особенности использования тестов для контроля знаний учащихся в условиях современной школы.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В МОНГОЛИИ, Г. УЛАН-БАТОР
Особенности использования тестов
для контроля знаний учащихся
в условиях современной школы.
Балашова Татьяна Николаевна
учитель математики
г. Улан-Батор. Ноябрь 2013 г.
Проблема контроля знаний всегда была, остается и будет оставаться актуальной в будущем. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным и он применяется в основном именно на этапе итогового контроля знаний.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).
О том, что тестированию последнее время уделяется все больше и больше внимания говорит и тот факт, что с 2002 г. Федеральный Центр Тестирования регулярно проводит Всероссийские научно-методические конференции «Развитие тестовых технологий в России».
Также хочется отметить следующее:
В России активно развиваются массовые процедуры оценивания уровня учебных достижений обучающихся: централизованного тестирования, компьютерного тестирования, единого государственного экзамена, что свидетельствует о создании основ федеральной системы тестирования.
Формируется технология проведения мониторинга качества общего образования в экспериментальных образовательных учреждениях;
Совершенствуются методы аттестации образовательных учреждений с использованием тестовых материалов.
Методология и методики тестирования всё шире используются образовательными учреждениями как элементы учебного процесса по обеспечению объективного оценивания уровня подготовленности обучающихся на различных этапах обучения.
Отношение к тестам в сфере образования очень не однозначное.
Остановимся на положительных сторонах тестирования.
Актуальность тестового метода объясняется его несомненными преимуществами перед другими педагогическими методами. Пять основных преимуществ:
1. Высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки уровня подготовленности испытуемых;
2. Технологичность тестовых методов;
3. Точность измерений;
4. Наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;
5. Сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.
Основным недостатком тестов принято считать обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала. Часто можно слышать высказывания о том, что тестами можно проверить самый минимальный уровень усвоения учебного материала.
Однако здесь хочется отметить, что измеряемый уровень знаний зависит от уровня содержания контрольного задания, а не от его формы.
ФОРМА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
В тестовом задании внимание педагога привлекает, в первую очередь, содержание и форма. Содержание определяется как отображение фрагмента учебной дисциплины в тестовой форме, форма - как способ связи, упорядочения элементов задания. Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.
По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.
Первую группу образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа. Например:
1. ЕДИНИЦА СЧИТАЕТСЯ ЧИСЛОМ 1) простым 2) составным 3) простым и составным 4) ни простым, ни составным.
В таких заданиях, наряду с одним правильным ответом, есть несколько неправильных, но правдоподобных. Последние называют дистракторами (от англ. to distract - отвлекать); Число дистракторов может колебаться, обычно, от одного до 5.
В наше время, наряду с выбором одного ответа, всё большее распространение начинают приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция - Обвести кружком номера всех правильных ответов:
Отметьте слова, где пишется буква Е.
ПОТЧ_ВАТЬ ГОСТЕЙ
ПЕРВ_НСТВО
ПТЕНЧ_К
ИЗНАШ_ВАТЬ ОДЕЖДУ
НИЩ_НСТВОВАТЬ
5. АКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ 1) табак 2) драгоценности 3) зерно 4) автомобили 5) бензин 6) колбасные изделия 7) хлеб 8) спиртные напитки
При ответах испытуемому приходится определять - какие ответы правильные, а какие - неправильные, а также решать вопрос полноты ответа.
Вторую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать; обычно это одно слово, или один знак.
Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция - Дополнить:
6. ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ _ Фалес Милетский._.
7. КАЖДАЯ ПЛАНЕТА ОБРАЩАЕТСЯ ПО ЭЛЛИПСУ, В ОДНОМ ИЗ ФОКУСОВ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ Солнце
Третью группу образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция -
Установить соответствие:
8. ИМЯ1. Фауна2. Флора3. Мегера4. Эскулап5. Пенелопа6. Нарцисс7. Прометей
Смысл имениА) ВрачБ) УдачаВ) БорецГ) Верная женаД) Злая женщинаЕ) СамовлюбленныйЖ) Растительный мирЗ) Загадочный человекИ) Мужчина выдающейся красоты
Ответы: 1_, 2_, 3_, 4_, 5_, 6_, 7_.
В пропущенных ячейках строки ответов испытуемые вписывают букву правильного ответа из правого столбца.
Четвертая группа - это задания процессуального или алгоритмического толка. Рассмотрим, для начала, задание для проверки исторических знаний о событиях февраля - октября 1917 г., которые существенно повлияли не только на судьбу России, но и на ход последовавших затем политических событий во всем мире. Естественно, что при изучении курса истории учащиеся запоминают факты. Но знание истории - это не только знание отдельных фактов, но в первую очередь, знание исторического процесса, в котором изучаемые факты упорядочены по времени. Каждому заданию предшествует инструкция:
"Установить правильную последовательность":
СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917 г.
VI съезд РСДРП (б)
отречение царя Николая II
приезд Ленина
создание Петроградского совета
взятие Зимнего дворца
Корниловский мятеж
ликвидация двоевластия
II съезд Советов
Испытуемый ставит цифры рангов в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания..
В последнее время всё большую популярность приобретают компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование намного точнее и быстрее, чем бланочное, учащийся узнаёт предварительные результаты сразу по окончанию тестирования.
Существует достаточно большое количество различных тестирующих программ, многие из которых можно найти в сети Интернет. Однако часть из них являются узконаправленными программами, созданными для поведения тестирования только по одному предмету и без возможности дополнения базы тестов. Большинство из них не предназначены для проведения тестирования в условиях школы. Многие тестеры страдают отсутствием наглядности, в них нельзя задавать сложные формулы и иллюстрации.
Поэтому хотелось бы иметь в школе такой комплекс программ, который бы позволял не только проводить качественное тестирование учащихся с учетом всех вышеназванных требований к педагогическим тестам, но и, что, на мой взгляд, еще более важно, создавать качественные тесты.
Какие же требования должны предъявляться к обучающе-тестирующему комплексу программ
Компьютерные программы, предназначенные для использования в учебном процессе, должны быть рассчитаны на очень разные условия их применения и, что еще важнее, их разработчики могут ставить перед собой весьма различные конечные цели.
Важнейшими характеристиками тестирующих комплексов являются:
простота подготовки новых данных;
наличие обратной связи при изменении уровня сложности;
сохранение результатов работы пользователей в базе данных;
ясный и унифицированный пользовательский интерфейс;
возможность функционирования в сети;
унифицированность формата входных данных;
возможность комбинирования входных данных;
Изучив все эти требования, мной были предприняты определенные мероприятия по поиску программ, обеспечивающих возможность создания и проведению тестов, которые были бы лишены вышеупомянутых недостатков и обладали рядом следующих параметров:
Оптимизация специально для проведения тестирования в образовательном учреждении.
Возможность создавать красочные и понятные тесты с иллюстрациями и всевозможными формулами. Для их реализации используется текстовый процессор Microsoft Word.
Возможность проведения различных типов тестов: с ограничением по времени (и без), на каждый вопрос и весь тест, с произвольным и последовательным порядком выполнения, с возможностью (и без) работы с калькулятором и другими программами.
Возможность проведения сетевого тестирования в локальных и глобальных сетях, подключение к одному серверу тестирования множества клиентов.
Небольшой размер файлов с тестами
Возможность защиты паролем тестов.
Защита файлов с результатами от изменений.
В результате проведенного анализа компьютерных систем тестирования, на мой взгляд, наибольшими возможностями обладает тестовая система Sunrav Test Office Pro.
Литература
1. "Методологические и теоретические основы тестового контроля". Дисс докт. пед. наук. Аванесова Вадима Сергеевича СПб, Госуниверситет, 1994.-339с. 2. "Композиция тестовых заданий". 3 изд. М.: Центр тестирования, 2002. -240с.3. Содержание теста. Принципы разработки содержания теста. Логические требования к содержанию теста. Знания как предмет тестового контроля. Виды знаний. // Управление школой. №№36,38, 42, 44, 46, 1999г. и №2, 2000г. 4. "Основные понятия педагогической тестологии" //Тез. докл. участников Школы-семинара "Научные проблемы тестового контроля знаний"!4-18 марта 1994г. М., Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994, с. 105-108.
Ресурс: http://www.sunrav.com
13PAGE 15
13PAGE 14415