конспект урока ИЗО по теме Виды и жанры ИЗО (5 класс)
Шағалалы орта мектебі
(5сынып)
Дайындап өткізген
бейнелеу өнері және
сызу мұғалімі
Федоренко С.В.
Урок ИЗО в 5 классе.
Тема: «Виды и жанры ИЗО».
Цель: Формирование знаний о видах и жанрах ИЗО.
Задачи:
- формировать знания о видах и жанрах ИЗО
- научить различать произведения в разных видах и жанрах изо- формировать умения и навыки работы в группах
- формировать эстетический вкус.
Оборудование:
Для учителя:
Интерактивная доска
Учебник и другая дополнительная литература по теме урока
Фильм о жанрах ИЗОСлайды с видами ИЗОКарточки – задания
Листы бумаги и карандаш.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
- Сколько лет люди занимаются искусством? ( ответ)
- Самые древние из сохранившихся произведений искусства были созданы в период позднего палеолита – более 40 тыс.лет назад! Уже тогда наши предки стремились украсить свою жизнь, пусть грубо и неумело: никто ведь их этому не учил.
Первобытные художники строили жилища и сооружали гробницы и святилища, высекали из камня и лепили из глины фигурки, украшали скалы росписями, рисунками, выполненные углем, вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камешков. Через много-много лет рядом с художниками появились
- искусствоведы – люди, изучающие искусство.
- Вот они-то, чтобы было удобнее изучать искусство, выделили виды, нашли у каждого из них свои отличительные признаки.
- Сейчас вы выступите в роли искусствоведов.
Класс делится на 5 групп – лабораторий. Каждая группа выбирает руководителя.
1задание:
- Ваша задача: дать названия видам искусств по отличительным признакам. Вы можете работать с учебниками и той литературой, что лежит у вас на столах.
Руководители групп берут задание, группа работает вместе.
На классной доске выставляется планшет с видами ИЗО или произведения художников. Названия видов закрыты. Группа, определив название вида, пишет его на доске около тех иллюстраций, на которых этот вид, как считает группа. Затем группа объясняет, почему она так поступила, а не иначе. Когда все группы выполнят задание, для проверки правильности выполнения открываются названия видов на планшете. За правильный ответ лаборантам выдается премия.
2 задание:
Неожиданно звучит телефонный звонок. Учитель, якобы переговорив по телефону, сообщает следующее задание.
- Ребята, вас, как специалистов, попросили помочь одному музею, разобраться каких видов искусств не хватает в выставочном зале.
Руководители берут карточки. Подчеркивают тот вид искусства, которого нет на иллюстрациях.
3 задание:
На урок заходит помощник учителя, соответственно одетый как работник раскопок.
- Это здесь работают специалисты по искусствам? Мне нужна ваша помощь. При раскопках были найдены фрагменты картин. Помогите составить их и определить вид искусства.
Группам раздаются конверты с фрагментами.
- Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды искусства. Это несложно, нужно лишь найти ответы на два вопроса: «Чем сделано?» и «На чем сделано?». Например:
- если красками на стене или холсте –это… (ответ)
- карандашом на бумаге – это….
- Но все виды искусства лишь помогают художнику выразить свои мысли и чувства, поделиться ими с людьми.
«Что рисовать?» - вот главный вопрос для него.
- Рисование на ту или иную тему получило название «жанр».
- Есть четыре основных или простых жанра. Сейчас вы посмотрите фильм, побываете в разных выставочных залах.
4 задание:
- После просмотра ответьте на такие вопросы:
- о каких жанрах изо вы узнали?
- что изображают в том или ином жанре?
- какие названия картин вы запомнили?
Просмотр фильма.
Итог урока
- Итак, есть четыре основных жанра. Владея ими, можно изобразить все, что угодно:
- человека (портрет)
- окружающие его предметы ( натюрморт)
- природу (пейзаж)
- жилище (интерьер)
- В общем, весь мир.
Согласно количеству полученных премий группам выставляются оценки. Учитель может поощрить самых активных специалистов.
Примечание: при выполнении задания все члены группы работают вместе, а отвечает один из членов группы. При новом задании ответчик меняется. Если группа дает неправильный ответ, у других групп есть шанс заработать премию.