Конспект занятия по математике в старшей группе на тему : Ориентировка в пространстве
Конспект занятия по математике в старшей группе по сказке «Цветик - семицветик» В.Катаева
Программное содержание:
I 1.Упражнять в количественном счете. 2.Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.
3.Развивать навыки ориентировки в пространстве от себя.
4.Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств.
5.Продолжать учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки (находить предмет, равный условной мерке).
6. Продолжать учить называть двузначные числа на числовых карточках, моделировать их.
II.1 .Побуждать обозначать соотношения по величине словами : выше, ниже, короче, длиннее, шире, уже. Употреблять слова, обозначающие пространственные направления.
2.Продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки.
3. Закреплять умение называть двузначные числа, употреблять слова: «десятки», «единицы»
III.1.Побуждать отыскивать разные способы решения познавательных задач, Поощрять самостоятельность детей, инициативность.
2. Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается.
Материал: ковер-самолет, на нем 6 квадратов, 11 прямоугольников, 5 кругов, 7 треугольников; Числовые карточки из пособия Н.А. Зайцева «Стосчет» или «Тысяча плюс», карточки для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета, пластмассовые цифры; аудиозапись; плоскостные изображения 7 цветов ( на трех из которых задачи), свиток- рисунок волшебной палочки 20 см., шапка, сапоги, скатерть, 4 полоски ( 19, 19,5, 20, 21 см.), сумочка, в которой веревка-тесьма, ножницы, полоска бумаги 25 см., табличка-указатель. Домик, на наличниках которого 3 условных знака, обозначающих свойства фигур, блоки Дьенеша, панно с изображением 3-х елочек высотой 20, 20,5, 19 см., ключик-плоскостное изображение, сундучок, цветик-семицветик с одним лепестком .
Заранее готовятся дети, исполняющие роли Жени и Вити, фокусника.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в зал, где сидит девочка Женя. К нам гостья пришла. Как тебя зовут, девочка? Откуда ты пришла? Я Женя из сказки « Цветик-самоцветик».
Потеряла я его - последний лепесток. Я так хочу, чтобы снова мальчик Витя смог бегать и прыгать. Помогите мне, пожалуйста, найти волшебный лепесток.
Ребята, поможем Жене?
Но на чем же мы отправимся в путь?
На пароходе - глубоко,
Пешком - как? ( долго ),
На поезде - как? ( шумно )
А знаете что, давайте полетим на ковре -
СамолетеВот он раскинулся. Посмотрите, какой он необычный.
1,2, 3, 4, 5 - мы готовимся взлетать,
Но при этом все фигуры мы должны пересчитать.
Здесь квадратов сколько? - ровно 6, прямоугольников? -11, про круги мы не забыли? - на ковре их ровно 5, треугольников -7 - приготовились совсем!
Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:
Чтобы наш самолет поскорей летел вперед! ( звучит музыка) -
Вот летим мы над полями
Вот и море перед нами
Вижу лодку рыбака,
Море шире... иль река?
Один, 2, 3, 4 - ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз,
Выше дерево иль куст?
Дерево выше, а куст ниже. Один,2,3, 4,5 - не ошиблись вы опять
Справа горы высоки. Покажите и скажите где?
Слева - реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?
Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.
Ой! Ковер клонится назад!
Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться.
Все опасность миновала, продолжаем мы полет.
Вижу остров я, ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет.
( подходят к цветочной поляне)
Интересно, куда мы попали?
Таких цветов мы давно не видали.
Встаньте между цветами,
не топчите их ногами.
Верно здесь наш лепесток.
Слышен голос:
Путь ваш в гости был далек,
С вами говорит хозяин этого острова.
Мой остров непростой-
Здесь загадок целый рой.
Воспитатель: Дорогой хозяин острова, не попал ли сюда лепесток от волшебного цветика- семицветика?
Голос:
Нет, не видел здесь такого-
Ни хочу вас огорчать.
Но дальнейшую дорогу
Вам без отгадок не видать.
Найдите сначала мои загадки, а потом их отгадайте, иначе останетесь здесь
навсегда.
Воспитатель: нам нельзя здесь оставаться,
Загадки искать давайте приниматься!
1.Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? ( 4 )
2. Вдруг упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним - Игнат Сколько здесь всего ребят? ( 3 )
3. У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке, Если было 5 кадушек, сколько было в них лягушек?
Молодцы, справились с загадками. Теперь дальше пойдем за цветиком-семицветиком. А куда, нам укажет волшебная палочка. Вот ее рисунок -показывает свиток, на кот. написано: Посетите наш сказочный магазинчик, в Нем среди чудесных вещей найдете волшебную палочку. Но есть одно условие! Палочку надо найти сразу. Она должна быть точно такой же длины, как на рисунке. Если кто-то из вас возьмет в руки другую палочку, то волшебная палочка потеряет свою силу! Запомнили? В руки надо взять только нужной длины палочку!
А вот и сказочный магазинчик. Какие чудесные вещи здесь продаются? ( шапка-Невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка)
А сколько палочек, не одна, а целых 4. И все почти одинаковой длины. И брать-то их в руки нельзя, примерять вот с этой нарисованной. Как же нам быть? Как найти нужной длины? ( ответы детей)
Может нам что-то может помочь? Открывает сумочку, чем бы померить? А вот у меня есть веревочка. А вот и ножницы. Я придумала! А вы догадались, что я хочу сделать? (ответы)
Я сейчас вам покажу, как можно с помощью этой веревочки найти нужную палочку. Я приложу веревочку к нарисованной палочке и отрежу вот тут. У меня получилась веревочка точно такой же длины, как эта палочка. Это будет мерка..Кто догадался, что я буду делать дальше?
А сейчас я приложу свою мерку к каждой палочке и найду точно такую же по длине. Как веревочка. Эта короче, эта чуть длиннее, эта тоже. А вот эта в самый раз. Она точно такой же длины, как мерка. А значит, она будет точно такой же длины, как и нарисованная палочка. Мы нашли волшебную палочку - вот она! (звучит музыка )Дети сравнивают волшебную палочку с рисунком! Точно такой же длины, мы не ошиблись!
Ну, теперь летите дальше
За волшебным лепестком.
На большой лесной поляне
Вы найдете чудный дом.
Не встречал ли лепесток
Тот, кто в домике живет?
Волшебная палочка указывает направление полета ( звучит музыка).
Вот лес начал появляться - здесь пора нам приземляться.
( дети идут к домику)
Елка где? - справа, мостик где 7 - слева
Лучше под ноги гляди, Вот он домик ... впереди.
Воспитатель читает с детьми табличку
« Домик фокусника. Расколдуйте домик, а потом стучите»
Значит фокусник здесь живет. И домик-то необычный с фокусом, как же его
расколдовать? Вот тут какие-то значки на наличнике, а на земле фигуры лежат. Что бы это значило?
( надо поставить логические блоки - фигуры так, как показывают значки) Воспитатель читает сдетьми значки, подбирают фигурки и помещают их на наличник.
1 - толстый, маленький
2- нетолстый, немаленький, круглый
3- тонкий, большой, красный.
Затем стучат в домик. Выходит фокусник.
Ф.: задремал я, задремал . Только стук и услыхал. Здравствуйте, ребята, садитесь на полянке.
Дорогой фокусник, не встречал ли ты цветик- самоцветик?
Ф.: Как же, как же не встречал? На дорожке подобрал, положил в свой сундучок, сохранил и приберег ( показывает сундучок). Но ключик к нему я припрятал под елкой. Найдете его - откроете сундучок ( показывает нарисованные елки)
Обязательно найдем. Да , ребята?
Ф.: Ключ спрятан не под самой высокой и не под самой низкой елкой.
Воспитатель спрашивает, сколько елок нарисовано? Они разной высоты. Как сказал фокусник, где лежит ключик ( ... под средней елкой).А где же она? На
Глаз, кажется, что они все одинаковые и не приставить их одну к другой. Как же узнать, какая из них средняя по высоте? Чем можно воспользоваться? ( веревочкой, меркой) Что же у нас еще в сумочке есть? Хотя и веревочкой можно. А у меня еще есть полоска бумаги. Можем ли мы с помощью полоски смерить высоту елок? А как? Воспитатель показывает: Я приложу к этой елке, согну ее вот так ( просит ребенка разрезать по линии сгиба) - получилась мерка. Она равна высоте этой елки. Что дальше надо сделать? Дети примеряют полоску к другим елкам, находят самую высокую, пониже, низкую елочку. Отмечают среднюю елочку.
Фокусник отдает ключик: Ай, да, ребята, смекалистые какие- мерку придумали!
Пора просьбу выполнять, сундучок свой открывать. Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок и достает цветок с одним лепестком, дает его Жене.
Вот Женя твой заветный цветок, береги его, дружок.
Дети прощаются с фокусником.
Воспитатель: Ребята! А наш ковер – самолет заколдовали! В каждом углу ковра самолета лежат цифры. Ими обозначено какое-то число. Чтобы ковер – самолет взлетел, надо составить число с помощью кружочков под цифрой.
Дети разбиваются на 4 группы, моделируют число, называют его, говорят, какое количество десятков и единиц в нем содержится. Воспитатель проверяет работу, прикладывая к модели числовую карточку из «Стосчета».
Звучит музыка, дети летят в дет.сад
Вот и садик между нами, приземляемся, друзья Мальчика из сказки исцелять пришла пора. ( Выходит, прихрамывая мальчик Витя) Женя берет лепесток, отрывает его и загадывает желание:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтоб Витя стал здоровым.
(Витя радуется, ходит, подпрыгивает)
Витя : спасибо вам, ребята и Женя. Теперь я могу прыгать, бегать, играть,
скакать. Воспитатель предлагает детям, Жене и Вите поиграть в игру « Если нравится тебе..» Молодцы, дети, вы сегодня смогли помочь Жене и Вите.
Конспект составила Осьмакова М.В. – преподаватель методики математического развития Тюменского педагогического колледжа №1
Заказать полный комплект пособий "Стосчет" с конспектами и иллюстрированным руководством по адресу: stoschet@yandex.ru
Какие здания находятся с левой стороны улицы от Матрешки?
Какие здания находятся с правой стороны улицы от Матрешки?
А что это?
Сколько этажей у дома между магазином “Приморск” и “Супермаркетом”?
Какое здание находится рядом с банком?
Как нашей Матрешке перейти улицу? (Дети вспоминают правила дорожного движения)
Все ли достопримечательности главной улицы мы показали нашему гостю?
Дети обнаруживают, что на макете не хватает “детского сквера”.
Видишь, Матрешка, какие внимательные дети.
А чем вы занимаетесь в “детском сквере”? (Ответы детей)
Ребята, Матрешка предлагает вам немного отдохнуть. У нее для вас есть физкультминутка “Карусели”.
Физкультминутка “Карусели”
Еле-еле еле-елеЗавертелись карусели.А потом, потом, потомВсе бегом, бегом, бегом!Побежали, побежали, Побежали, побежали!Тише, тише, не спешите,Карусель ос-та-но-ви-те.Раз – два, раз – два,Вот и кончена игра.
Затем воспитатель предлагает детям построить из строительного материала “детский сквер”. Дети распределяют, кто что будет строить (большая горка, качели, скамеечки и т.д.)
Какие детали строительного материала вы использовали в вашей постройке? (Ответы детей)
Матрешка благодарит детей за то, что они показали и рассказали о достопримечательностях гор
Сегодня нам в группу пришло письмо от Феи из страны Математики. «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Фея!».
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю? (Лодка, катер, корабль).
А на чем мы с вами отправимся в путешествие, узнаем, если соединим цифры от 1 до 12.Мы поплывем на корабле. Прошу всех занять свои места. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море (включается магнитофон «Звуки моря»).
Остров «Тик-так»
(Дети читают название острова, определяют какой формы остров).
Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам, чтобы не опоздать на урок.
Установите время, когда мы встаем по утрам? (7:00)Во сколько мы идем на зарядку? (8:00)Во сколько мы обедаем? (12:20)Во сколько ложимся спать вечером? (21:00)
Остров «Чудес»
Вот мы и приплыли к острову Чудес! Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево. Кто же охраняет этот остров? (Собачка).С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать сокровища?Смотрите, Фея оставила нам карту! По ней мы сможем найти сокровища старого замка! Нам нужно сделать 7 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 8 шагов вперед, повернуть налево и сделать 3 шага и вот волшебный сундук!Открываем сундук, а там учебник математики. Дети, это самая важная книга. По ней вы научитесь решать задачи, примеры. Это будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле.(включается магнитофон «Звуки моря»)
Итог:
Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку. Роберт, почему ты оценил себя на 4? Молодец, ты поступил честно.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Ориентировка во времени»
Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова « справа», «слева», «между», «вверху», «внизу»; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников, развивать воображение, закрепить название месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год.Оборудование:
Для воспитателя: лист ватмана , на котором наклеена или нарисована большая елка.
Для детей: по восемь равнобедренных треугольников, сделанных из квадрата,
Квадраты разных цветов размером 2,5×2,5 см.
Ход занятия:
Сидя за столом
-Какой у нас сейчас месяц? (декабрь) Сколько месяцев прошло с начала года?
Какой месяц по счету декабрь? C какого числа начинается месяц декабрь? Каким числом заканчивается месяц?
Перед детьми на столах по восемь равнобедренных треугольников. Воспитатель предлагает им отгадать загадку:
За рекой они росли,
Их на праздник принесли.
На ветках иголки,
Что же это? (елки)
- Какой праздник скоро наступит? (Новый год.) Что будет стоять в домах, на улицах?(Ёлки.) У нас есть елка (показывает рисунок), а игрушек на ней нет. Я предлагаю вам из этих треугольников сделать новогодние игрушки, а потом украсить ими елочку. Подумайте, какие игрушки вы будете делать, и начинайте работать. (Можно напомнить детям правила работы: использовать все треугольники, прикладывая их друг к другу, и делать из них только одну игрушку.)
Закончив работу над своими игрушками, дети наклеивают их на елку.
- Я загадаю об игрушке, а тот, кто отгадает, скажет, что это за игрушка, и где она находится, используя слова: « наверху», « справа», «слева», «между», «внизу». Слушайте загадки:
В лесу под елкой крошка-
Только шапка, да ножка.
Кто-либо отвечает: «Это гриб. Он наверху».
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)
У маленькой Катюшки
Уселись на макушке
Не мотыльки, не птички,
Держат две косички.
(Бантики)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья,
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
- Сравните свои игрушки. И скажите, чем они похожи, а чем нет? И почему?
«Какое слово подходит?»
Воспитатель задает детям различные вопросы, например: «Месяц зимы (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц)-октябрь, ноябрь, февраль».
Время года... (утро, вечер, день, осень);
Месяц лета…(апрель, март, май, июнь);
Время суток…(зима, лета, осень, ночь);
Месяц осени…(июнь, июль, август, сентябрь).