Презентация: Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики при обучении решению задач
Тема : « Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики при обучении решению задач» Выполнила: учитель начальных классов Лапшина С.Ю.
Цель - выявить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в процессе обучения решения задач.2
Объект исследования – процесс обучения решению задач в начальной школе.Предмет исследования – приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.3
Гипотеза - если процесс обучения решению текстовых задач построить на основе использования специальных заданий, направленных на формирование:умения осмыслить предложенную задачу, выделить в ней данные и искомое;умения планировать свою деятельность и действовать по плану;умения контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками, то это будет способствовать повышению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников.4
Задачи:1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников;2. Изучить методико-математическую литературу и выявить различные методические подходы к процессу обучения младших школьников решению задач;3. Разработать систему упражнений, направленных как на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так и на формирование общих умений решать задачи;4. Провести апробацию разработанной системы упражнений.5
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса(Асмолов А.Г.). 6
Виды универсальных учебных действий (ФГОС НОО){F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Вид УУДХарактеристикаЛичностные-самоопределение;-смыслообразование и мотивация;- нравственно-этическая ориентация;- моральное действие.Регулятивные-целеполагание;-планирование;-прогнозирование;-контроль;- коррекция;- оценка;-волевая саморегуляция.7
{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Познавательные -учебные, с отдельной группой – знакосимволические действия;- логические;- постановка и решение проблемКоммуникативные -взаимодействие;-кооперация/ сотрудничество;- интериоризация.8
Регулятивные универсальные учебные действия Вид ХарактеристикаЦелеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.Планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.9
Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;Контроль контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами10
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.Саморегуляция способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.11
Критерии сформированности регулятивных УУД (Осадько О. Ю.)Критериями сформированности регулятивных УУД выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели12
Подходы к обучению решению задачI подход - задача рассматривается как основной вид учебного задания по математике, предназначенный для того, чтобы через него раскрыть смысл основных методических понятий. Решая задачи, дети усваивают эти понятия. В данном случае все задачи делятся на группы в зависимости от того, какое математическое понятие лежит в основе задачи. Эти группы задач называют видами.II подход –нацелен на то, чтобы научить детей выполнять семантический, логический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Его основа заключается в том, чтоб сформировать общие умения решать задачи. 13
Общие умения решать задачи – это умения, необходимые и используемые при решении многих или хотя бы нескольких математических задач (Артемов К.А.). 14
Этапы решения задач (Истомина Н.Б.)1. Осознание постановки задачи;2. Составление гипотетического плана решения;3. Осуществление этого плана;4. Проверка и исследование полученного решения15
Формирование регулятивных ууд на различных этапах решения задач{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап решения задачФормируемые регулятивные УУД1. Осознание постановки задачи: формируется умение понять условие и вопрос задачи, т.е умение прочитать задачу, понять предложенную ситуацию, выделить главные слова, условие, вопрос задачи, данные, искомоеЦелеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.16
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2. Составление гипотетического плана решения: формируются умения, направленные на поиск пути решения задачи. Это умения установить связи между данными и искомыми, умение рассуждать от данных к вопросу или от вопроса к данным, умение выбирать арифметические действия, соответствие выявленным связям, умение составить план решения задачиПланирование : определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действийПрогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик17
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. Осуществление плана решения: формируются умения, направленные на запись решения и ответа задачи. Ученики должны уметь записать решение по действиям или одним выражением, дать пояснение каждому действию, произвести вычисления, записать ответ.Контроль: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами18
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4. Проверка: формируются умения, направленные на проверку и исследование полученного решения. Нужно уметь составить и решить обратную задачу, решить задачу другим способом или другим методом, уметь выбрать рациональный способ решения, уметь преобразовывать условия и вопрос задачи и проследить, как при этом изменится решение и т.д.Контроль: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищамиОценка: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.19
Общие умения, формирующиеся при решении задач, во многом совпадают с регулятивными универсальными учебными действиями. 20
У причала стояло 7 лодок и 5 яхт.У причала стояло 6 яхт, а лодок - на 10 больше.Сколько лодок стояло у причала?Задания, используемые на I этапе работы с задачей1. а) Соедини вопрос с условием, чтобы получилась задача:б) Выбери схему, которая соответствует этой задаче: Л. Л. Л. Я. Я. Я.21
2. Вставь пропущенные числа в тексте, используя решение данной задачи:1)87 – 50 = 37(кг)2)37 – 20 = 17(кг)В магазине привезли лук, укроп и петрушку. Лука было… кг, укропа - … кг. Сколько килограммов петрушки привезли, если зелени было … кг?22
3. Мама купила 5 кг огурцов, 2 кг свеклы и помидоры. Сколько килограмм помидор купила мама, если масса всех овощей 12 кг? Подумай, какая схема соответствует задаче? 5 2 ? 12 5 2 12 ?23
Задания, используемые на II этапе работы с задачей1.В школу привезли 36 билетов в кукольный театр, а в «ТЮЗ» на 10 билетов меньше. Сколько всего билетов привезли в школу? Схема, отражающая вид рассуждений от данных к вопросу: 1)36 10 - ? ? 36 2) + ? 2436 103610?36?
2. В школу привезли 36 билетов в кукольный театр, а в «ТЮЗ» на 10 билетов меньше. Сколько всего билетов привезли в школу? Схема, отражающая вид рассуждений от вопроса к данным: 2) + 1) -25?36?3610?36?3610
3. На окне в двух вазах стояли розы. В первой вазе было 5 роз, а во второй в 3 раза больше. Сколько всего цветов стояло на окне?Найди ошибку в плане и исправь ее:1) + 2) + 265 3?5?
Задания, используемые на III этапе работы с задачей1.В 5 одинаковых коробок можно положить 30 кг печенья. Сколько потребуется таких коробок, чтобы упаковать 54 кг печенья?»Выбери правильные пояснения к решению:1) в одной коробке 1) всего печенья2) всего потребуется коробок 2) количество коробок1) 30:5=6 (кг) 2) 54:6=9 (к.)27
2. Маша купила 3 пачки мороженного по цене 10 рублей и 5 конфет по цене 4 рубля. Сколько сдачи она получила со 100 рублей?Запиши решение задачи:1)_________________ стоят 3 пачки мороженного;2)_________________ стоят 5 конфет;3)_________________ стоит вся покупка;4)_________________ осталось у Маши.28
Задания, используемые на IV этапе работы с задачей1.В пачке 80 листов бумаги. Для урока труда Нина взяла из нее 3 листа, а Катя – в 5 раз больше, чем Нина. Сколько листов бумаги осталось в пачке?»Закончи решение задачи. 1-й способ 2-й способ1)3* 5 = 15 (л.) 1) 80 – 3 = 77 (л.)2)____________ 2) _____________ 3)____________ 3) _____________В обоих способах получился одинаковый ответ, значит, задача решена, верно29
2. Прямая задача:Слава принес в класс 7 рисунков, а Павлик на 4 рисунка меньше. Сколько всего рисунков принесли мальчики?Решение: 7С. ?П. ? 4____________________________Обратная задача:Павлик и Слава принесли в класс 10 рисунков. Сколько рисунков принес Слава? Если Павлик принес 3 рисунка. ? С. ? П. 3 10 ______________Верно ли составлена обратная задача? Докажи это.?30
В ходе исследования я сделала предположение о том, что если процесс обучения решению текстовых задач построить на основе использования специальных заданий, направленных на формирование: умения осмыслить предложенную задачу, выделить в ней данные и искомое; умения планировать свою деятельность и действовать по плану; умения контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками, то это будет способствовать повышению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников.31
Спасибо за внимание!32