Технологическая карта урока Как создается загадка? Сочиняем загадки(5 класс)


Технологическая карта урока
Тема Как создается загадка? Сочиняем загадки.
Цели Образовательные:научиться создавать загадки, используя памятку
Формировать УУД:
Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.
Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, перерабатывать информацию и предъявлять ее.
Регулятивные: осмысливать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самокоррекцию.
Планируемый результат Предметные: понимание роли средств языковой выразительности в идейно-художественной целостности произведения, владение терминологией (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет).
Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, анализировать ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные: уважительное отношение к русским национальным традициям, фольклорным жанрам.
Основные понятия Загадка, метафора, олицетворение
Тип урока Практикум; творческая мастерская
Ресурсы Учебник, памятка «Как создается загадка»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
Ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Оргмомент Приветствие
2 Проверка домашнего задания Комментарии Фронтальное: «Решаем читательские задачи» № 1 (учебник часть 1 стр. 22-23)
Индивидуальные: представление иллюстраций к 2-3 загадкам; презентация рукописной книжки-малышки с несколькими загадками и иллюстрациями к ним.
3 Целеполагание Подводящий диалог
Вопросы:
Ребята, как вы думаете, сочинять художественное произведение легко или трудно?
Что для этого необходимо?
Вы сами пробовали сочинять стихотворение, сказку, рассказ?
Удалось ли вам это?
А загадку сочинять легко?
Что для этого надо знать или уметь?
Как вы умаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Какова цель нашего урока? Ответы на вопросы
4 Теория вопроса «Как сочиняются загадки?» Пояснения, коррекция Чтение статьи учебника «Как сочиняются загадки?» (1 часть стр. 20-22)
5 Знакомство с памяткой «Как создается загадка» Ответы на вопросы Чтение памятки, вопросы
6 Творческая мастерская «Сочиняем загадки» (работа в парах или индивидуально) Сочиняют загадки, используя памятку
7 Презентация загадки Комментарии Зачитывают загадку, отгадывают
8 Итоги урока.
Рефлексия Вопросы:
Какие впечатления от урока остались?
Легко или трудно сочинять загадки?
Какая загадка вам понравилась больше всего?
Понравилась ли вам ваша загадка? Ответы на вопросы
9 Домашнее задание Фронтальное: прочесть критическую статью о сказке (учебник часть 1 стр. 25-28). Устно ответить на вопросы: Что такое зачин? Концовка? Какие виды сказок существуют?
Памятка «Как создается загадка»
Выбери объект, который станет отгадкой
На что (или кого) он похож?
Запиши признаки, которые есть и у отгадки, и у похожего предмета (явления, существа…)
Запиши прилагательные, которые бы описывали объект
Запиши глаголы, которые бы называли действия, выполняемые объектом (или совершаемые над ним)
В формулировке загадки можно использовать следующие словесные формулы:
И …, и …, и …, а … .
(глагол), да не (существительное)
(прилагательное), а (но) не (существительное)
Не (существительное), а …
Что это: … ?
Кто … ?
Например: пылесос
Пластмассовый (как тазик)
С мотором (как автомобиль)
С шлангом (как поливальная машина)
Делает уборку в доме (как веник)
Гудит (как вертолет)
Загадка (варианты):
Пластмассовый, но не тазик
Гудит, но не вертолет
С мотором, но не автомобиль
С шлангом, но не поливальная машина
Делает уборку в доме, но не веник.
Что это: пластмассовый, с мотором, гудит, со шлангом, уборку в доме делает?
Пластмассовый, как тазик,
Гудит, как вертолет,
Со шлангом и мотором
Он в доме приберет!