Урок по познанию мира в 4 классе на тему:«Как создаётся книга»
Урок познания мира в 4 классе
Тема: "Как создается книга"
Цель: формирование базисных знаний
Задачи:
Образовательные. Дать детям понятие о том, как создаётся книга, рассказать об истории появления книги, подвести детей к пониманию того, что для изготовления бумаги используется дерево
Развивающие. Способствовать развитию познавательно - речевой активности, любознательности;
Воспитательные. Воспитывать интерес и бережное отношение к книгам, природе; умение работать в группе, слушать и оценивать ответ сверстников;
Оборудование - флипчарт, видеоматериал, раздаточный материал: «Собери пословицу», конфеты, учебник, постеры, кластеры
Планируемые результаты:сформируются знания о создании книги
Ход урока:
1.Организационный момент. –Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.Поздоровайтесь с ними.
Деление на группы: каждый берет по одной конфете и садятся по группам по цвету фантиков:
-Прежде чем начать урок, я хочу угостить всех конфетами-шоколадками. В программе «Здоровье» Елена Малышева сказала, что наш мозг питается только глюкозой.
Учитель:- красные- настойчивые, смелые, синие- серьезные и успешные, зеленые- серьезные и скромные, желтые- радостные и веселые
2.Опрос домашнего задания: -Вспомним домашнее задание.
Фронтальный «Блиц-опрос»
-Кто такой Касым Кайсенов?
-Какое звание он имеет?
-Как звали учителя Касыма Кайсенова?
-Где проходили уроки аульных детей?
-За что Касым Кайсенов получил от учителя карандаш и тетрадь?
Чему учит первый учитель?
-Дайте название картинкам.
Чтение сочинений «Первый учитель»
-А теперь я попрошу вас прочитать домашнее сочинение о своем первом учителе: каким он был и чему вас учил(4уч-ся)
3.Работа по новой теме:
Использование загадки: -Послушайте загадку и определите тему нашего урока.
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу;
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.(книга)
-Тема сегодняшнего урока «Как создается книга»
Рассказ учителя:- Люди с древнейших времен искали материал для письма. В разные времена использовались камень, глина, воск, кость, кожа, папирус, шелк, бумага.В государствах Древнего Востока писали на глиняных плитках, вдавливая палочкой знаки, затем сушили, хранили. Так появились хранилища глиняных плиток- первые библиотеки
Тексты высекали и на каменных плитах.До наших дней сохранилась каменная стела Кюль-тегина в Монголии. Его называют каменной книгой, потому что в ней рассказывается об истории создания Тюркского каганата.
Во многих древних государствах для письма применяли папирус, который делали из травянистого растения.Об этом подробнее расскажет Чингиз.Он подготовил реферат на тему «Папирус».
Чтение реферата «Папирус»,
-Ещё одним материалом для письма был пергамент. Его делали из кожи телят и козлят. О нем расскажет Азиз.
Чтение реферата «Пергамент»
-А бумага появилась только в 105 году в Китае. Кстати, первые бумажные деньги тоже появились в Китае. Сейчас весь мир использует для письма бумагу. Но как делают бумагу, а из бумаги книгу, я предлагаю посмотреть видеофильм.
Просмотр видеофильмов «Как делают бумагу», «Как создается книга»
4.Физминутка(электронная)
5.Закрепление изученного материала
Работа в группах, взаимооценка-Установите соответсвие(каждой группе раздается плакат)
Первые билиотеки стела Кюль-тегина
Каменная книгатравянистое растение
Папирус глиняные плитки
Пергаментдерево
Бумагашкура животных
Составление пословицы о книге(из разрезанных слов), взаимооценкаКнига учит жить, книгой надо дорожить.
Будешь книги читать, будешь много знать
С книгой поведешься – ума наберешься
Книга поможет в труде, выручит в беде
-А какие еще пословицы знаете о книге?(ответы детей)
Составление синквейна со словом книга, выборочный опрос, взаимооценка в парах
Сценка «Две книжки»
Беседа о бережном отношении к учебникам.
-О чем могут рассказать книги и тетради?
-Как нужно относиться к книгам?
-Но у нас в классе есть много ребят, которые любят книги, читают и бережно относятся к ним.Они прочитают стихи про книги.
1.Есть у меня подруга – книга.
Подруги лучше в мире нет.
Нам с нею не страшна разлука.
Она всегда мне даст совет.
2 Лежит на полке терпеливо
И ждет хозяина она.
Читаю я неторопливо,
Вникаю в смысл, в её слова.
3. Я буду тех благодарить,
Кто эти книги создавал.
Они сумели научить
Нас говорить красивые слова.
4.Хорошая книга-мой спутник, мой друг
С тобой интересным бывает досуг
Тобой дорожу я, тебя берегу
Без книги хорошей я жить не могу.
Итог урока:
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Из чего сделаны книги? А бумага?
-Какие раньше существовали книги?
Самооценка(нарисовать ротик на смайлики и поднять)Оценка, комментирование.
Домашнее задание: с.128-130-читать, отвечать на вопросы, написать мини-сочинение о любимой книге