Исследовательская работа по экономике Кем быть на тему Рынок труда
Оглавление.
Аннотация с. 3
Введение с. 4 - 5
Глава 1. Выбор профессии. с. 6 - 7
1.1. Что влияет на выбор профессии с. 7 - 9
Как правильно выбрать профессию с. 10
Глава 2. Классификация профессий
2.1. Классификация профессий в зависимости
от предмета труда с. 11 - 13
2.2. Классификация профессий в зависимости
от условий труда с. 13 - 14
2.3. Классификация профессий в зависимости
от используемых средств труда с. 14
2.4. Классификация профессий в зависимости
от цели труда с. 14
Глава 3. Психологические исследования
по профессиональному самоопределению девятиклассников
3.1. Профессиональные планы девятиклассников
школы №11 с. 15
3.2. Индивидуальные особенности девятиклассников
школы №11 с. 16
3.3. Профессиональные способности девятиклассников
школы №11 с. 16 - 17
3.4. Анализ результатов исследования с. 17 - 19
Выводы с. 20
Литература с. 21
Приложения с. 22 - 30
Аннотация
Целью исследовательской работы «Кем быть?» является оказание помощи девятиклассникам школы в профессиональном самоопределении.
Объектом исследования стали ученики девятых классов школы №11.
И это неслучайно, т.к. скоро девятиклассникам придется определиться с выбором профессии и учебного заведения, где ребята и продолжат свое дальнейшее обучение. Как показало исследование, третья часть девятиклассников еще не определилась с выбором профессии, а поэтому может сделать необдуманный шаг. Поэтому данная исследовательская работа даст возможность ученикам получить информацию о том, на что необходимо обратить внимание при выборе профессии. Работа имеет и практическое значение: проводимые опросы и диагностики позволят девятиклассникам серьезнее отнестись к выбору профессии и учебного заведения, при этом объективно оценить свои индивидуальные особенности, соотнести их со своими профессиональными планами и способностями. Таким образом, проводимая исследовательская деятельность актуальна и социально – значима и найдет отражение во внеклассной работе: планируется проведение классных часов, на которых девятиклассники познакомятся с результатами исследования и получат советы школьного психолога.
В работе использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, тестирование, опрос, анализ результатов исследования и сравнение.
Введение
В детстве взрослые нас спрашивали: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»
И вот подходят к концу девять лет школьной жизни, неумолимо надвигается последний звонок, поэтому все чаще мы задаем себе вопросы: «Какую профессию выбрать? Где продолжить образование? Куда пойти работать?» Очень хочется не ошибиться с выбором, так как, выбирая профессию, мы выбираем определенный образ жизни. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.
Сегодня в мире насчитывается более 40000 профессий, в России их около шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности. В таком многообразии профессий трудно сориентироваться – не хватает знаний о самих профессиях, мы не можем объективно оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Поэтому неслучайно моя исследовательская работа называется «Кем быть?», а объектом исследования стали ученики девятых классов школы №11.
Целью исследовательской работы является оказание помощи девятиклассникам школы в профессиональном самоопределении.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
изучить факторы, влияющие на выбор профессии;
познакомиться с классификацией профессий;
провести диагностику индивидуальных особенностей, профессиональных планов и профессиональных способностей девятиклассников школы;
провести сравнительный анализ индивидуальных особенностей, профессиональных планов и профессиональных способностей будущих выпускников.
Исследовательская работа проводилась в период с сентября 2008 года по февраль 2009 года, она состояла из четырех этапов:
1 этап. Диагностика профессиональных планов девятиклассников и выявление причин, влияющих на их выбор профессии (сентябрь 2008 года).
2 этап. Подбор и изучение литературы по теме исследования (октябрь 2008 года).
3 этап. Проведение диагностики профессиональных способностей и индивидуальных особенностей учащихся (декабрь 2008 года – январь 2009 года).
4 этап. Обработка результатов и анализ полученных сведений. Выводы по теме исследования (февраль 2009 года).
В работе использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, тестирование, опрос, анализ результатов исследования и сравнение.
Глава 1. Выбор профессии. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и способности, выбирая профессию. Многие выпускники профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учёта своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случая. Поэтому важно разобраться в огромном мире профессий, изучить факторы, которые влияют на выбор профессии, и с учетом этого сделать правильный выбор. А для этого мне предстояло ответить на следующие вопросы:
Определились ли девятиклассники школы с выбором профессии?
Что повлияло на девятиклассников или может повлиять на их выбор профессии?
Какие бывают профессии?
Каковы профессиональные планы и индивидуальные особенности девятиклассников?
Каковы профессиональные способности будущих выпускников?
Для этого я провела исследования среди учащихся 9 классов школы №11 г. Выксы Нижегородской области.
В исследовании приняли участие 66 девятиклассников.
Чтобы получить ответы на вопросы, я провела опрос девятиклассников. Вопросы для опроса девятиклассников.
1.Определились ли Вы с выбором профессии? 2. Ваши профессиональные планы?
3. Что, по – Вашему мнению, оказало или может оказать влияние на Вас при выборе профессии?
Результат ответов на первый вопрос приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Выбор профессии
класс
Количество человек
Не определились с выбором, чел.
Не определились с выбором, %
9а
22
4
18,2
9б
20
11
55
9в
24
7
29,2
итого
66
22
33,3
Большинство девятиклассников определились с выбором профессии. Но каждый третий будущий выпускник свой выбор пока не сделал.
Что влияет на выбор профессии
Что следует учитывать при выборе профессии? Что повлияло на девятиклассников или может повлиять на их выбор профессии? Результаты ответов на эти вопросы были получены в ходе опроса учащихся (вопрос 3 Опроса) и представлены в таблице 2.
Среди причин, влияющих на девятиклассников нашей школы при выборе профессии, лидерами являются склонности, способности учащихся и высокое материальное положение от профессиональной деятельности. В то же время сильное воздействие на девятиклассников при выборе профессии оказывают родители, товарищи и престиж профессии. А вот такой фактор как спрос на рынке труда будущие выпускники во внимание не принимают. Это может привести к тому, что в будущем они разочаруются в своей профессии, будут работать не по профилю или без желания, пополнят ряды безработных.
Таблица 2.
Причины, влияющие на выбор профессии
Причина
9а класс
9б класс
9в класс
Итого
Склонности (интерес к профессии)
7 чел.,
31,8%
10 чел.,
50%
16 чел.,
66,7%
33 чел.,
50%
Материальное положение (высокий доход, высокое материальное обеспечение)
9 чел.,
40,9%
4 чел.,
20%
2 чел.,
8,3%
15 чел.,
22,7%
Способности
3 чел.,
13,7%
8 чел.,
40%
2 чел.,
8,3%
13 чел.,
19,7%
Престиж профессии
3 чел.,
13,7%
6 чел.,
30%
1 чел.,
4,2%
10 чел.,
15,2%
Родители
3 чел.,
13,7%
6 чел.,
30%
3 чел.,
12,5%
12 чел.,
18,2%
Товарищи
1 чел.,
4,5%
6 чел.,
30%
1 чел.,
4,15%
8 чел.,
12,1%
Место учебы
1 чел.,
4,5%
2 чел.,
10%
3 чел.,
4,5%
Спрос на рынке труда
1 чел.,
4,5 %
1 чел.,
1,5%
Личные планы (амбиции)
1 чел.,
4,2%
1 чел.,
1,5%
Известный российский психолог Е.А.Климов в своей работе «Школа... а дальше?» (1971) показал, что на выбор профессии влияют следующие факторы: 1. Позиция старших членов семьи
Родители могут посоветовать или потребовать выбрать профессию с учетом их интересов и желаний («родительская мечта») или последовать их примеру («трудовые династии»).
2. Позиция товарищей
Дружеские связи сильно влияют на выбор профессии, выбор профессии часто происходит «за компанию, чтобы не отстать». При этом важно помнить, что профессию надо выбирать по своему «вкусу».
3. Позиция педагогов
Опытный педагог, наблюдая за поведением воспитанника, может дать совет при выборе им профессии.
4. Личные профессиональные планы
Личные профессиональные планы - это цель, которую хочешь достичь в будущем на профессиональном поприще.
5. Способности
Здесь важно учесть успехи в учебе, достижения в самых разнообразных видах деятельности.
6. Склонности
Склонности - это интересы, подкрепленные определенными способностями. Они проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.
7. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, необходимо реально оценить свои профессиональные притязания, способности и склонности.
8. Информированность
Важно получить все необходимые сведения о выбираемой профессии, позаботиться о том, чтобы эти сведения не оказались искаженными и неполными.
Таким образом, результаты моего исследования по этому вопросу соответствуют взглядам Е.А.Климова.
1.2. Как правильно выбрать профессию. Чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться в трех вещах (Климов, 1984): 1) определить свои профессиональные интересы и склонности. Если человеку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику - интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу»; 2) оценить свои профессионально важные качества, которые определяют профессиональную пригодность человека. Например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. К этой группе относятся и способности, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Скажем, общительным людям больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым не подходят рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Способности условно выражают словами «Я могу»; 3) узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо». Если удастся совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: - интересна и привлекательна для человека, - соответствует его способностям, - пользуется спросом на рынке труда. Правильный выбор профессии позволит личности полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарований, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Глава 2. Классификация профессий
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов (Климов Е.А. 1993,1995). "Человек - природа" Предмет труда - растительные и животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география): семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и другие. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Одно дело любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным. "Человек - техника" Главный предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. К профессиям типа "человек - техника" относятся профессии по добыче, обработке грунтов и горных пород, по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов, по производству и обработке металла, механической сборке, ремонту и монтажу машин, транспорта, электрооборудования и приборов, по монтажу и ремонту зданий и конструкций, по переработке продуктов сельского хозяйства и профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и другие. От работника требуются точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. "Человек - человек" Главный предмет труда - люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и другие. Среди этого типа профессий можно выделить профессии, связанные с обучением и воспитанием людей; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым, медицинским и информационным обслуживанием. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д. "Человек - знаковые системы" Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и другие. Среди профессий типа "человек - знаковые системы" есть профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием; профессии, предметом труда в которых являются числа, формулы, таблицы, функции; профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, чертежей, графиков. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию. "Человек - художественный образ" Главный предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Профессии типа "человек - художественный образ" включают профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Важнейшие требования, предъявляемые к человеку, -наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
2.2. В зависимости от условий труда выделяют четыре группы профессий. - труд в условиях обычного (бытового) микроклимата Профессии: бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт. - труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности Профессии: строитель, пожарник, полевод, агроном.
- труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями Профессии: летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик. -труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности Профессии: учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор.
2.3. В зависимости от используемых средств труда профессии подразделяют на четыре группы. - профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург); - профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи); - профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы); - профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). 2. 4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий.
· - гностические профессии, где основная цель труда: распознать, различить, оценить, проверить. К ним относятся санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь. - преобразующие профессии, где основная цель труда: обработать, переместить, организовать, преобразовать. К ним относятся водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной. - изыскательские профессии, где основная цель труда: изобрести, придумать, создать новый вариант, сконструировать. К ним относятся закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель.
Глава 3. Психологические исследования.
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме «Классификация профессий», наибольший интерес вызвал у меня раздел «Классификация профессий в зависимости от предмета труда», поэтому следующим этапом моей исследовательской работы стало изучение профессиональных планов моих одноклассников и однокашников, их индивидуальных особенностей и профессиональных способностей.
3.1. Профессиональные планы девятиклассников школы№11.
К какому типу профессий в зависимости от предмета труда отдают предпочтение девятиклассники школы №11? Результаты были получены в ходе опроса (вопрос 2 Опроса) и представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Профессиональные планы девятиклассников
класс
9а
9б
9в
итого
«человек - природа»
1 чел.,
5,8%
1 чел.,
2,3%
«человек - техника»
3 чел.,
16,7%
3 чел.,
6,8%
«человек – человек»
7 чел.,
38,9%
5 чел.,
55,6%
13 чел.,
76,6%
25 чел.,
56,8%
«человек - знак»
7 чел.,
38,9%
1 чел.,
11,1%
2 чел.,
11,8%
10 чел.,
22,7%
«человек – х.о.»
1 чел.,
5,5%
3 чел.,
33,3%
1 чел.,
5,8%
5 чел.,
11,4%
Анализ результатов показывает, что более половины будущих выпускников планируют связать свою судьбу с профессиональной сферой «человек - человек», практически каждый пятый отдает предпочтение работе в сфере «человек - знак».
3. 2. Индивидуальные особенности девятиклассников школы №11
Индивидуальные особенности – это личностные качества (психические процессы, характерологические особенности, свойства нервной системы, физический потенциал, склонности и ценностные ориентации). Изучение индивидуальных особенностей происходило по методике «Самооценка индивидуальных особенностей» (Приложение 1). Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Индивидуальные особенности девятиклассников
Сфера деятельности
9а класс
9б класс
9в класс
итого
«человек - природа»
1 чел,
4,5%
1чел,
5%
1 чел.,
4%
3 чел.,
5%
«человек - техника»
8 чел.,
36%
6 чел.,
30%
4 чел.,
17%
18 чел.,
28%
«человек - человек»
10 чел.,
45%
6 чел.,
30%
9 чел.,
37%
25 чел.,
37%
«человек - знак»
2 чел.,
10%
6 чел.,
25%
8 чел.,
12%
«человек –х.о.»
3 чел.,
14,5%
5 чел.,
25%
4 чел.,
17%
12 чел.,
18%
37% девятиклассников по своим индивидуальным и характерологическим особенностям имеют склонности к профессиональной сфере «человек - человек»,почти у третьей части учащихся имеются качества, необходимые для работы в сфере «человек - техника».
3.3. Профессиональные способности девятиклассников школы №11
Изучение индивидуальных особенностей происходило по методике «Дифференциально – диагностический опросник» (Приложение 2).
Результаты тестирования представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Профессиональные способности девятиклассников
Сфера деятельности
9а класс
9б класс
9в класс
итого
«человек - природа»
3 чел.,
13,7%
3 чел.,
12,5%
6 чел.,
9,1%
«человек - техника»
5 чел.,
22,7%
6 чел.,
30%
4 чел.,
16,7%
15 чел.,
22,7%
«человек - человек»
5 чел.,
22,7%
9 чел.,
45%
10 чел.,
41,7%
24 чел.,
36,4%
«человек - знак»
4 чел.,
18,2%
1 чел.,
5%
2 чел.,
8,3%
7 чел.,
10,6%
«человек –х.о.»
5 чел.,
22,7%
4 чел.,
20%
5 чел.,
20,8%
14 чел.,
21,2%
36,4% девятиклассников имеют способности, необходимые для работы в профессиональной сфере «человек - человек», практически каждый пятый ученик обладает способностями для работы в сфере «человек - техника»
3.4. Анализ результатов исследования
Сравнительный анализ индивидуальных особенностей и профессиональных способностей показал, что у большей части будущих выпускников 9 классов индивидуальные особенности соответствуют профессиональным способностям (см. таблица 5)
Класс
Совпадение, чел.
Совпадение,
%
9 «А»
7 чел.
32%
9 «Б»
12 чел.
60%
9 «В»
15 чел.
62,5%
Итого
34 чел.
51,5%
Таблица 5.
Сравнительный анализ индивидуальных особенностей и профессиональных способностей
Таблица 6.
Сравнительный анализ индивидуальных особенностей, профессиональных планов и профессиональных способностей девятиклассников
Класс
Соответствие
Сменить вид профессиональной деятельности тем, кто определился в выборе профессий
Воспользоваться результатами исследования тем, кто не определился с выбором профессии
Пересмотреть свои взгляды на выбор профессии
9 «А»
2
5
0
15
9 «Б»
6
1
5
8
9 «В»
8
2
5
9
Итого
16
(24,2%)
8
(12,1%)
10
(15,2%)
32
(48,5%)
Профессиональные планы соответствуют индивидуальным особенностям и профессиональным способностям у 24,2% девятиклассников. Таким образом, эти ученики серьезно отнеслись к выбору профессии, правильно оценив свои способности и склонности.
Практически каждому десятому девятикласснику (это учащиеся, которые определились с выбором профессии) необходимо сменить род профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей и профессиональных способностей. Им следует воспользоваться результатами психологического исследования.
15,2% учащихся (это учащиеся из числа тех, кто не определился с выбором профессии), при выборе профессиональной деятельности необходимо воспользоваться результатами исследования.
Почти половине девятиклассников (48,5%) следует серьезнее отнестись к профессиональному самоопределению и пересмотреть свои взгляды на выбор профессии, иначе их выбор будет случайным. Это приведет к тому, что в будущем они или разочаруются в своей профессии, или будут работать без желания или не по профилю, или пополнят ряды безработных.
К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас».
Выводы.
Большинство девятиклассников определились с выбором профессии, но третья часть будущих выпускников свой выбор не сделали. Впоследствии их выбор может оказаться под воздействием случая.
На выбор профессии оказывают влияние склонности, способности учащихся, высокое материальное положение от профессиональной деятельности, родители, товарищи и престиж профессии.
Профессии классифицируются в зависимости от предмета, условий, средств и цели труда. В зависимости от предмета труда различают профессиональные сферы «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знак» и «человек – художественный образ».
37% девятиклассников по своим индивидуальным и характерологическим особенностям имеют склонности к профессиональной сфере «человек - человек»,почти каждый третий ученик имеет качества, необходимые для работы в сфере «человек - техника».
У каждого второго девятиклассника индивидуальные особенности соответствуют их профессиональным способностям, но лишь у каждого четвертого они соответствуют профессиональным планам.
6. Выбор профессии – серьезный шаг в жизни любого человека. Необходимо соотнести свои профессиональные планы с индивидуальными особенностями и профессиональными способностями.
Литература
1. Голаваха Е. И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи. Наукова думка. Киев, 1988. С.152
2. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Увлекательная внеклассная работа в 6 – 11 классах. Феникс. Ростов – на – Дону, 2007. с. 315
3. Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая консультация // Молодежь и труд. Под ред. Ядова. В. А. Молодая гвардия. М., 1970. с. 107
4. Климов Е. А. Школа ... а дальше? Л., 1971
5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. МГУ, Центр "Детство". Обнинск, 19936. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Издательство МГУ. М., 1995
7. Адессерман Е.Б. Выбор профессии. Как не ошибиться и стать успешным. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]–c.ru
8. Выбор профессии. Кем стать. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Шухардина А. www.mirsovetov.ru
Приложение 1.
Методика «Самооценка индивидуальных особенностей» (СИО)
«Анкета самооценки» предназначена для того, чтобы помочь человеку разобраться в своих склонностях и особенностях. Она основана на классификации типов профессий Е.А. Климова. В ней описаны ситуации, качества, виды деятельности человека, которые прямо или косвенно связаны с определенными профессиональными сферами.
Инструкция для испытуемого
Для того, чтобы можно было соотнести ваши личностные характеристиками с различными профессиональными сферами, надо оценить предложенные варианты по 10 - бальной шкале. Если описанное в вопросе качество выражено ярко, то оценивать его следует наивысшим баллом - 10, если его вообще нет или поведение совершенно противоположное, то оценивать его надо нулевым баллом. Все остальные баллы (от 1 до 9) ставятся в зависимости от степени выраженности этого качества. Средний балл необходимо выбирать как можно реже, оценивать себя следует поточнее.
Анкета самооценки (СИО)
1. Вам присущи некоторая замкнутость, скованность, робость в поведении.
2. Вы наблюдательны и способны заметить мельчайшее изменение в развитии растений и животных.
3. Вы обладаете богатым воображением и фантазией.
4. Вы легко вступаете в контакты с разными людьми, любите совместную работу.
5. Вы хорошо справляетесь с работой, требующей аккуратности, точности, тщательности.
6. Вы способны работать терпеливо и настойчиво, несмотря на то, что результат вашей работы будет не скоро.
7. Вы способны тонко чувствовать и понимать красоту природы, произведений искусства.
8. Вы вежливы, умеете сдерживаться, даже если не согласны с мнением другого человека.
9. Вы способны:
а) не отвлекаясь выполнять работу, требующую длительного сосредоточения внимания (писать, собирать, решать, паять, считать);
б) одновременно хорошо выполнять сразу несколько разных дел (записывать, слушать, разговаривать, наблюдать и прочее);
в) быстро находить в тексте, заданиях ошибки, нужные слова, даты, символы и прочее.
10. Вы умеете:
а) решать логические задачи, т.е. на основе анализа признаков, понятий, законов, цифр находить логическую связь между ними;
б) поставить цель, продумать план и возглавить какое-нибудь дело, т.е. организовать его выполнение;
в) придумывать новое, то, чего до вас ещё никто не придумывал (способ решения задачи, игру, занятие, блюдо, конструкцию и прочее).
11. У вас хорошая память на:
а) цифры, формулы, символы, номера телефонов, даты;
б) содержание прочитанного, слова, названия, стихи;
в) размеры, формы, схемы, расположение улиц, предметов;
г) лица, имена, особенности мимики, речи;
д) образы музыкальных или художественных произведений.
12. Вам легко удержать в памяти на короткое время какую-нибудь информацию, не записывая её (промежуточный результат примера или задачи, номер телефона, имя и прочее).
13. Вы умеете:
а) правильно оценивать на глаз размеры, расстояние, количество;
б) представлять фигуру, предмет или их части в пространстве, изменять мысленно их положение.
14. Вы умело работаете на станке, швейной или печатной машинке и других механизмах; водите автомобиль, управляете мотоциклом и прочее.
15. Вы смелы и решительны, не теряетесь даже в неожиданной ситуации.
16. Вас ранит (обижает) резкий окрик, грубое слово; вы стараетесь не смотреть «кровавые» (жестокие) сцены в фильмах.
17. Вам нравится спокойная музыка, кропотливая работа (решать, подсчитывать, собирать , чинить, шить и прочее).
18. Вы легко переключаетесь с одного занятия на другое (делая уроки, можете прерваться и поговорить по телефону, посмотреть телепередачу, помочь младшему брату (сестре), а затем продолжать делать уроки). Это разнообразие вам даже нравится.
19. Вы привыкли быстро работать, ходить, говорить.
20. Вам трудно оторваться от своего дела, чтобы выполнить какую-то другую работу. Вы предпочитаете работу, в которой не надо делать частых отвлечений и переключений.
21. У вас физически сильные и выносливые руки, ноги, тело.
22. У вас ловкие, чуткие пальцы, поэтому вы хорошо выполняете работу, требующую мелких, точных движений (сборку, ручное шитье, лепку, монтаж радиосхем и прочее)
23. Вам больше нравится работа, связанная с реальными практическими действиями, движениями; с использованием рук, ног, своих физических возможностей. Вы предпочитаете эту работу умственной, аналитической.
24. Вам нравится:
а) ремонт, сборка, конструирование технических устройств и механизмов; обработка деталей на станке; управление техническими средствами;
б) производство каких-либо изделий или продуктов (шить, готовить, чинить обувь, мебель, игрушки, печатать фотографии, выполнять ремонтно-строительные работы, обрабатывать дерево и прочее);
в) анализ и обработка информации (текстовой, цифровой, условно-символической, графической и прочее);
г) постоянное взаимодействие с миром живой природы (ухаживать за растениями или животными, изучать биологически процессы и микроорганизмы);
д) активное взаимодействие с людьми (оказывать помощь, услуги, руководить);
е) создание новых или изготовление по образцу художественных изделий, моделей, произведений;
ж) изучение свойств различных веществ, состояния окружающей среды (водной, почвы, атмосферы, полезных ископаемых).
25. Вы считаете основными жизненными ценностями:
а) высокое материальное обеспечение;
б) семейную жизнь;
в) общественное признание;
г) веселое, необременительное времяпрепровождение;
д) постоянное соприкосновение с красотой природы и искусства;
е) возможность творчества;
ж) активную, деятельную жизнь;
з) самосовершенствование, культуру, образованность;
и) возможность оказывать влияние на других людей.
Инструкция по обработке результатов
Для обработки результатов необходимо использовать ключ к методике СИО, в котором номера вопросов соответствуют профессиональным сферам. Номера, записанные без скобок, соответствуют вопросам, содержащим описание личностных качеств, интересов, психических и физических особенностей, требуемых в значительном числе профессий определенной профессиональной сферы. В вопросах, номера которых записаны в скобках, содержится аналогичная информация, относящая к отдельным представителям мира профессий данной сферы. Поэтому вопросы (номера) без скобок называются основными, а в скобках – дополнительными.
Соответствие вопросов различным структурам личности:
- характерологические особенности (1 - 8),
- психические процессы (9 - 14),
- свойства нервной системы (15 - 20),
- физические качества (21 - 23),
- интересы и склонности (24а -ж),
- ценностные ориентации (25а - и).
Основные вопросы одной сферы могут быть дополнительными для другой.
При обработке результатов сначала нужно отметить (подчеркнуть или выделить) номера вопросов, у которых стоит балл 6 и выше. Затем сравнить отмеченные номера с номерами вопросов, указанными в ключе, и подсчитать общую сумму баллов, набранных по каждой профессиональной сфере отдельно по основным и дополнительным вопросам. В результате по всем сферам выводятся показатели, представленные в виде двух чисел, например, 24 (16) или 42 (24).
Сравнение показателей предпочтения той или иной профессиональной сферы производится по сумме балов, набранных основными вопросами. Например, по разным профессиональным сферам получены следующие показатели: 29 (18), 32(25), 44(20), 30(15), 45(28), 35(21), 19(10).Предпочтительными являются профессиональные сферы, набравшие максимальное число баллов по основным вопросам. В нашем примере- 44 (20) и 45 (28). Если две или несколько сфер получили одинаковое или близкое количество основных баллов, то в этих сферах следует рассмотреть общий суммарный показатель, полученный сложением баллов по основным и дополнительным вопросам.
Суммарные показатели в данном случае будут равны 64 и 73. Таким образом, по результатам самооценки, профессиональная сфера, имеющая показатель 73, является предпочтительной. Профессиональная сфера с показателем 64 является следующей по значимости и т.д.
Ключ
Профессиональные сферы:
«Анализ и обработка информации» («Человек – знак»)-
5, 9а, 9в, 10а, 11а, 11б, 17, 24в (1, 12, 16, 20)
«Работа с механизмами и устройствами» («Человек - техника»)-
1, 11в, 13а, 13б, 14, 21, 23, 24а (16, 17, 19, 22).
«Взаимодействие с человеком» («Человек - человек»)-
4, 8, 9б, 10б, 11г, 16, 18, 24д (10в, 12, 15, 19)
«Создание художественных произведений, образов» («Человек – художественный образ»)- 3, 7, 10в, 11д, 13б, 16, 22, 24е (9а, 17. 21, 23).
«Работа с миром живой природы» («Человек - природа»)-
2, 6, 11в, 13а, 17, 21, 23, 24г (1, 5,10а, 22)
Бланк ответов
1
10а
14
24а
25б
2
10б
15
24б
25в
3
10в
16
24в
25г
4
11а
17
24г
25д
5
11б
18
24д
25е
6
11в
19
24е
25ж
7
11г
20
24ж
25з
8
11д
21
25а
25и
9а
12
22
9б
13а
23
9в
13б
«З»= ; «Т»= ; «Ч»= ; «ХО= ; «П»= .
Приложение 2.
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Методика предназначена для отбора (выработки профориентационных рекомендаций учащимся) на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Данную методику можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Инструкция для испытуемого
Для того чтобы помочь вам выбрать профессию с учетом интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий. Над предложениями не следует долго задумываться. Обычно на опрос отводится 20 – 30 минут.
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным людям
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ПК
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, худ. открыток, конвертов грампластинок
3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
5б. Обсуждать худ. книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном)
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б. Разбираться в чертежах. схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б. Оказывать медицинскую помощь людям при ранениях, ожогах, ушибах и т.д.
15а. Составлять точные описания – отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах
15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
17б. осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших ребят в театры, музеи, туристические поход и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ПК и др.)
Надо дать оценку каждому из двух описаний:
«+ + +», если вид занятия очень нравится,
«+ +», если определенно нравится,
«+», если скорее нравится, чем не нравится
«-», если скорее не нравится,
«- -», если определенно не нравится,
«- - - », если очень не нравится.
Оценки заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами.
Человек - природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек – знаковая система
Человек – художественный образ
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
10а
10б
11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
16б
17а
17б
18а
18б
19а
19б
20а
20б
Обработка результатов
Лист ответов построен так, чтобы можно было посчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, которые получили максимальное количество баллов.
13PAGE 15
13PAGE 142115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415