Презентация по бухгалтерскому учету на тему Учет основных средств


ПМ «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации».МДК «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации».Раздел I. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета внеоборотных активов организации (предприятия). Тема: Учет основных средств организации (предприятия). 1. Экономическая сущность понятия «основные средства» и задачи учета основных средств. Основные средства являются одним из элементов внеоборотных активов, составляющим значительную их часть.Основные средства предприятия - это стоимостное выражение средств труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою первоначальную форму. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт – постепенно, частями, по мере их износа в течение ряда производственных циклов. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств», порядок организации бухгалтерского учета основных средств - Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. ПБУ 6/01 и Методические указания устанавливают единый перечень условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы имущество, поступившее в организацию, могло быть оприходовано в качестве объектов основных средств: • использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;• использование в течение длительного времени, т.е. продолжительностью свыше 12 месяцев;• организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;• способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач: - правильное оформление документов и своевременное отражение в учете движения основных средств;- достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;- полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии;- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;- анализ использования основных средств;- получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности. 2. Классификация основных средств. Для организации учета основных средств важное значение имеет их классификация. Классификация основных средств приводится в ПБУ 6/01 и Методических указаниях, но самую подробную детализацию объектов основных средств можно найти в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ). Всего ОКОФ содержит около 20 000 наименований объектов основных средств.В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим категориям: «Здания» «Сооружения» «Машины и оборудование» «Транспортные средства» «Производственный и хозяйственный инвентарь» «Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя)» «Многолетние насаждения» «Прочие соответствующие объекты». Здания представляют собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, являются самостоятельными объектами. Помещения, встроенные в здания, назначение которых иное, чем основное назначение здания, входят в состав основного здания. в состав зданий также входят все коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации (водо-, газо-, теплопроводные устройства, канализации и т.д.). Сооружения инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций. К сооружениям относятся линии электропередач, кабельные линии связи, теплоцентрали, трубопроводы, т.е. законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации. Машины и оборудование - устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от назначения машины и оборудования они делятся на:1) энергетические - машины-генераторы, машины-двигатели;2) рабочие - технологическое, сельскохозяйственное, строительное, торговое, складское, транспортное оборудование, т.е. все виды машин и оборудования кроме энергетического и информационного;3) информационные - машины и оборудование телефонной, телеграфной связи, кабельного, радио- и телевещания и т.д. «Транспортные средства» средства передвижения, предназначенные для передвижения людей и грузов. «Измерительные и регулирующие приборы и устройства» - Это информационные машины для автоматической обработки данных, а так же предназначены для автоматизации процессов производства. «Вычислительная техника» - оргтехника, цифровые машины для автоматической обработки данных, вычислительные комплексы и машины, устройства, предназначенные для автоматизации процессов хранения, поиска и обработки данных. «Производственный и хозяйственный инвентарь»: 1) производственный инвентарь – предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям (рабочие столы, чаны, бочки, баки, торговые шкафы и т.д.)2) хозяйственный инвентарь – предметы конторского и хозяйственного обзаведения, не используемые в производственном процессе (часы, предметы противопожарного назначения, спортивный инвентарь и т.д.). «Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя)» лошади, волы, верблюды, ослы, коровы, овцы и другие животные. «Многолетние насаждения» все виды искусственных многолетних насаждений, независимо от их возраста, включая: плодово-ягодные, озеленительные и декоративные насаждения, живые изгороди, снего- и полезащитные полосы и т.д. Кроме того, объекты основных средств принято подразделять по следующим признакам: Признаки По отраслевому признаку По видам По степени использования По принадлежности Кроме того, объекты основных средств принято подразделять по следующим признакам: По отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) группировка основных средств позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.По степени использования основные средства разделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации.В зависимости от принадлежности основные средства разделяются на:• принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);• находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;• полученные организацией в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление. 3. Оценка и переоценка основных средств. Первоначальная стоимость Остаточная стоимость Восстановительная стоимость Для достоверного отражения основных средств в бухгалтерском балансе, расчета амортизационных отчислений, анализа обеспеченности и эффективности их использования большое значение имеет экономически обоснованная оценка основных средств. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.Восстановительная стоимость определяется после проведения ежегодной переоценки основных средств. С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.Организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.Остаточная стоимость – это первоначальная или восстановительная стоимость с учетом износа. 4.Документальное оформление поступления основных средств. Для учета основных средств организации должны применять унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. В зависимости от назначения, состава и количества объектов основных средств используются следующие унифицированные формы первичной документации: акт о приемке-передаче объекта основных средств (ф. ОС-1);акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (ф. ОС-1а);накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. ОС-2);акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. ОС-3);акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин (ф. ОС-5);акт приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию (ф.101-АПК) и др. Для оформления документации на поступающие основные средства приказом руководителя организации должна создаваться комиссия в составе соответствующих должностных лиц. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приемке-передаче основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.После оформления акт о приемке-передаче основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия. 5. Аналитический учет основных средств. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект основных средств, т. е. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление и (или) смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Если один объект состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный объект.Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту присваивается отдельный инвентарный номер. Присвоенный номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. Карточка состоит из семи разделов. В ней указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия, сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.В бухгалтерии для обеспечения сохранности, инвентарные карточки регистрируют в специальных описях и хранят в картотеке, в которой они разделены на группы по видам основных средств. 6. Синтетический учет наличия и поступления основных средств. Для учета наличия и движения основных средств, предназначен инвентарный активный счет 01 «Основные средства». На этом счете учитываются собственные основные средства, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, полученные в лизинг (аренду), доверительное управление.К счету 01 «Основные средства» целесообразно открывать следующие субсчета:01-1 - собственные основные средства по классификационным группам (здания, сооружения и т.д.);01-2 - основные средства в запасе (по классификационным группам);01-3 - основные средства на консервации (по классификационным группам);01- 4 - арендованные основные средства по договору аренды (лизинга) (по классификационным группам, лизингодателям);01-5 - выбытие основных средств и другие. В учете затраты по приобретению основных средств рассматриваются как вложения во внеоборотные активы с отражением вначале на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на различных субсчетах в зависимости от вида основных средств и способа поступления.К счету рекомендуется открывать следующие субсчета:08-1 «Приобретение земельных участков»;08-2 «Приобретение объектов природопользования»;08-3 «Строительство и создание объектов основных средств»;08-4 «Приобретение объектов основных средств»;08-5 «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств»;08-6 «Приобретение и создание нематериальных активов»;08-7 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;08-8 «Приобретение взрослых животных»;08-9 «Выполнение научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ и иные;08-10 «Строительство и создание объектов для реализации»; 08 /11 «Строительство и создание объектов на условиях долевого строительства». Способы поступления основных средств Поступление Основных средств Покупка или сооружение подрядным способом Безвозмездное поступление основных средств от других организаций Создание организацией основных средств Взнос учредителей основными средствами в уставный капитал Учет затрат о вложениях во внеоборотные активы ведется в разрезе следующих источников 1) Покупка или сооружение подрядным способом:1.1. Приобретение объектов, не требующих монтажа.1.2. Строительство объектов основных средств подрядным способом.Дт 08 Кт 60, НДС Дт 19 Кт 602) Безвозмездное поступление основных средств от других организаций.Для учета безвозмездно поступивших основных средств, применяется пассивный счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». При безвозмездном получении основных средств первоначальная стоимость определяется по рыночным ценам. Дт 08 Кт 98/23) Создание организацией основных средств.Организации, изготавливающие основные средства собственными силами, т.е. силами вспомогательных цехов, отражают затраты на их изготовление на счете 23, субсчете 4 «Изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей и конструкций». В бухгалтерском учете производят следующие записи: Дт 23 Кт 10, 19, 25, 70, 69 и др. Дт 08 Кт 234) Взнос учредителей в уставный капитал. При поступлении основных средств как вклада в уставный капитал предприятия стоимость объекта определяется по соглашению сторон. Сумма амортизации либо сообщается передачей сторон, либо определяется экспертным путем. Поступление средств отражается записью: Дт 08 Кт 75.Во всех выше перечисленных случаях ввод основных средств в эксплуатацию оформляется проводкой: Дт 01 Кт 08. 7. Амортизация основных средств и способы ее начисления. Итак, основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются. И по мере износа передают свою стоимость на готовую продукцию. Перенесение стоимости основных средств на стоимость готовой продукции называется амортизацией.Основной собственный источник финансирования капитальных вложений — амортизация. По своей экономической сущности амортизация — это постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг.Амортизация осуществляется с целью накопления денежных средств для последующего восстановления и воспроизводства основных фондов. Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств. Начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:- линейным;- списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ, услуг);- уменьшаемого остатка;- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.Организация имеет право выбирать способ начисления амортизации, включая его при этом в учетную политику организации. Способы начисления амортизации: Линейный способ — начисление амортизации производится равномерно, исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизационных отчислений. А = С перв. * На, гдеС перв. – первоначальная стоимость основного средства, руб;На – норма амортизации, %.На = (1 / Срок полезного использования объекта ОС) * 100. Пример: Первоначальная стоимость объекта - 120 000 руб. Срок службы определен в 10 лет. 1) На = 1/10*100 = 10%2) А= 120 000*10% = 12 000 руб.,или (120 000 руб./10 лет), а месячная - 1000 руб. (12 000 руб. /12 месяцев). Способ списания стоимости пропорционально объему продукции — начисление амортизационных отчислений производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ), произведенных за весь период использования объекта основных средств. А = К * С перв. / К план., гдеК – количество продукции (работ), выпущенной (выполненных) в отчетном периоде;К план. – предполагаемый объем продукции (работ) за весь срок полезного использования ОС. Пример: Первоначальная стоимость объекта 120 000 рублей. Предполагаемый объем выпуска продукции за весь срок полезного использования 360 000 рублей. Фактический выпуск продукции в стоимостном выражении за 1-й год составил 125 000 рублей. А = 125 000 * 120 000/360 000 =37 500 рублей. Способ уменьшаемого остатка — годовая сумма амортизацион­ных отчислений определяется, исходя из остаточной стоимостиосновных средств на начало отчетного года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения (не выше 3), устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ. А = С ост. * На,гдеС ост. – остаточная стоимость основного средства, руб.;На – норма амортизации, %.На = (2 / Срок полезного использования объекта ОС) * 100. В последний год сумма амортизации исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало последнего года ликвидационной стоимости. Пример: Первоначальная стоимость объекта составляет 100 000 руб. Ликвидационная стоимость объекта – 5 000 рублей. Срок службы объекта основного средства – 5 лет.На = 2/5лет *100 = 40%1-й год = 100 000 * 40% = 40 000 руб.;2-й год = (100 000 – 40 000) * 40% = 24 000 руб.;3-й год = (100 000 – 40 000 – 24 000) * 40% = 14 400 руб. и т.д. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта. Сумма чисел лет срока службы получается суммированием последовательного ряда чисел от единицы до числа, равного сроку службы объекта (например, для пятилетнего срока службы: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15).А = Сперв. * Члет / ∑ Ч лет, гдеЧлет – число лет до конца срока полезного использования ОС;∑ Ч лет – сумма чисел лет полезного использования ОС. Пример: Предполагаемый срок эксплуатации объекта — пять лет. Первоначальная стоимость объекта — 150 000 руб.Сумма чисел лет эксплуатации составит 15(1 +2 + 3 + 4 + 5). В 1-й год указанный ранее коэффициент соотношения составит 5/15, во 2-й—4/15, в 3-й — 3/15, 4-й—2/15, 5-й— 1/15. 1-й год = 150 000 * 5/15;2-й год = 150 000 * 4/15;3-й год = 150 000 * 3/15 и т.д. 8. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств. Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств. По кредиту 02 отражаются суммы начисленной амортизации за отчетный период, а по дебету счета 02 – списание амортизации при выбытии основных средств. Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 «Основные средства».Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств. 9. Причины выбытия основных средств. Документальное оформление выбытия основных средств. Причинами выбытия основных средств могут быть:- продажа другому юридическому или физическому лицу;- списание в случае износа;- передача в виде вклада в уставный капитал других организаций;- ликвидация при разборке после стихийных бедствий;- безвозмездная передача основных средств другим предприятиям и т.д. Для определения целесообразности или непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание объектов, приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Выбытие основных средств оформляют актом, и отражают в инвентарной карточке, которую затем изымают из картотеки.При выбытии основных средств оформляются следующие документы:акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4);акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а);акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4 б). Данные акты составляют в двух экземплярах, подписывают всеми членами комиссии, утверждают руководителем. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. 10. Учет выбытия основных средств. Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.Для учета реализации и прочего выбытия основных средств в бухгалтерском учете также применяется сопоставляющий счет 91 «Прочие доходы и расходы», который не имеет остатка. К счету 91 «Прочие доходы и расходы» открываются следующие субсчета:91-1 - «Прочие доходы»;91-2 - «Прочие расходы»;91-9 - «Сальдо прочих доходов и расходов».Ежемесячно определяется результаты от реализации и прочего выбытия объектов основных средств (прибыль или убыток) сопоставлением совокупного дебетового оборота по счету 91/2 и кредитового оборота по субсчету 91/1. В учете составляют следующие проводки:Дт 01/«Выбытие основных средств» Кт 01/«Основные средства в эксплуатации» - списана первоначальная или восстановительная стоимость объекта основного средства;Дт 02 Кт 01/ «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленной амортизации;Дт 91/«Прочие расходы» Кт 01 – списана остаточная стоимость объекта основного средства.Объекты основных средств могут выбыть и быть списаны также вследствие недостачи, порчи. Комиссия (если таковая создана в организации) может потребовать у соответствующего работника письменное объяснение причины выбытия того или иного объекта и на его основании установить характер недостачи или порчи имущества. В случае недостачи или порчи стоимость недостающих объектов основных средств и сумма начисленной по ним амортизации отражаются в порядке, установленном для выбытия основных средств.Остаточная стоимость недостающих или полностью испорченных объектов, выявленная на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».