Формирование навыков письма и письменной речи.
Целью обучения иностранному языку в настоящее время является формирование коммуникативной компетенции, то есть развитие навыков общения. Коммуникативная компетенция включает в себя умения в говорении, восприятии иностранной речи, чтении и письме. Большое значение сейчас имеет такой вид речевой деятельности как письменная речь. Владение ей важно, особенно сейчас, в эпоху развития технологий и популярности сети Интернет. Навыки письменного общения позволят ученикам общаться с носителями языка при помощи современных средств коммуникации. Активное овладение письменной коммуникацией позволит ученикам писать письма, научиться заполнять различные документы.
Важным компонентом в обучении иностранному языку является формирование определенных навыков: фонетических (навыков выделения иностранных звуков и их воспроизведения), лексических (не просто заучивания отдельных слов, а умения употреблять их в своей речи), навыков чтения (умения не только правильно прочитать текст, но и понять его смысл), и навыков устной речи (умения выражать мысли, отстаивать свою точку зрения).
Также не менее важны навыки письма и письменной речи. Грамотная письменная речь – это умение ясно, логически и последовательно излагать свои мысли в письменной форме. Навык письма – умение графически записывать слова.
На уроке иностранного языка проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и целью урока является развитие навыков различных видов речевой деятельности (чтения, говорения, письменной речи). При планировании урока следует выделять развитие определенного навыка. Остальные же навыки могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной цели.
На начальном этапе изучения иностранного языка, дети знакомятся с буквами и звуками. Здесь формируются в первую очередь навыки произношения, чтения и письма, а точнее написания букв и слов.
Базой письменной речи является устная речь. Обучение первой должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием второй. Письмо также тесно связано с чтением, в их основе лежит графическая система языка. Разница в том, что при чтении мы идем от букв к звукам, а при письме от звуков к буквам
Так как же обеспечить формирование навыков письма и письменной речи с использованием навыков фонетических, лексических, чтения и устной речи?
Существует большое количество упражнений, тренировочных заданий и игр для формирования определенных навыков. Одним из самых эффективных средств формирования навыков письменной речи является работа с текстами и такие задания к ним, как вставить пропущенные предложения, расположить предложения в правильном порядке, делать выписки из текстов, составлять и записывать план прочитанного и услышанного. Или дать на прочтение рассказ с последовательными заданиями после него, которые помогают смысловой переработке текста и формированию письменного высказывания.
Также существует такое понятие как комплексность урока. Можно предложить ученикам воспринять на слух, прочитать, повторить и записать один и тот же материал.
Путь к развитию навыков письменной речи не прост, но если работа над их развитием начата на раннем этапе обучения иностранному языку и соблюдаются такие принципы как последовательность и систематичность, то результат не заставит себя долго ждать.