Выступление на МО учителей общественно-гуманитарного цикла школы


Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание на уроках гуманитарно-общественного цикла.
Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, -
спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.
Джон Кеннеди
Духовность, нравственность, патриотизм – это главные непреходящие общечеловеческие ценности, звучащие по-разному, но значение которых у разных народов мира совпадает. Изменение понимания сути духовности в современном обществе приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть многогранным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Вот почему главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Именно духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.
Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет.
Закон ДНР «Об образовании», указывается, что образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности».
В условиях становления гражданского общества и правового государства в ДНР происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.
Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящимся достичь основной цели развития физической, нравственно-здоровой личности, ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания у молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самой Республики. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка, обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Проблема гражданско-патриотического воспитания является приоритетной в организации воспитательной деятельности в школе.
Основной целью является воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе на уроках гуманитарно-общественного цикла.
На уроках гуманитарно-общественного цикла, в частности истории и обществознания, в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина и патриота Республики.
Основными задачами считаю приобщение учащихся к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений и общения, соответствующих общепринятым нормам и ценностям, передача опыта предыдущих поколений как фундамента собственного опыта.
Человек, выйдя из стен школы, должен иметь хотя бы минимум правовых, гражданских, этических знаний, умений не потеряться в жизни, приобретение навыков общения, организаторские способности, знать и уважать историю своей Родины.
С учетом анализа образовательной ситуации в школе, особенностей социума микрорайона, потребностей, желаний учащихся, их родителей и, конечно, сегодняшней жизни сформировано и реализуется указанное направление воспитания.
В школе формируется система гражданско- патриотического воспитания, создается школьный музей; налаживается сотрудничество с работниками милиции (участковым, инспекторами по делам несовершеннолетних); специалистами администрации Кировского района.
В воспитательных мероприятиях приоритетной является практическая деятельность учащихся: игра,экскурсии, экспедиции, литературно- музыкальные композиции, встречи с интересными людьми, ветеранами, анализ различных жизненных ситуаций, анализ поведения учащихся в школе, анализ качества правового воспитания, состояния преступности и правонарушений и т д.
Гражданско-патриотическое воспитание проходит через все основные виды деятельности: учебную (уроки истории, гражданственности , обществознания, литературы, включение модуля краеведения в уроки истории, географии); воспитательную (мероприятия, посвященные праздничным датам, встречи, экскурсии, классные часы, и др.); методическую (вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях педагогических советов, методобъединений). Содержание работы, формы организации мероприятий соответствуют современным требованиям, актуальны и востребованы. Это и конференции, и деловые игры, и работа над проектами.
Учащиеся школы на каждом мероприятии реализуют свои творческие возможности, рисуя агитационные плакаты, выпуская стенгазеты, готовят выступления агитбригад.

В школе с 2014-2015 учебного года был запущен и успешно реализуется проект по патриотическому воспитанию «Кто, если не мы». Проходят общешкольные и классные мероприятия посвященные знаменательным патриотическим датам.
Традиционно проводятся акции по благоустройству территории школы (уборка терри-тории, ее озеленение)
В школе создан проект школьного краеведческого музея, который предполагает изучение традиций школы, расскажет о славных учителях и выпускниках прошлых лет школы.
В 2015 году, посвященном празднованию 70-летия Великой Победы, в школе успешно реализован проект «Бессмертный полк», целями и задачами которого являлись: формирование гражданско-патриотического сознания, гордости за людей, сумевших выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; воспитание инициативы детей через организацию совместной социально значимой -поисковой деятельности; поддержание и укрепление школьных традиций, сплачивающих коллектив учителей и учеников;
Учащиеся школы постоянно принимают участие в организации и проведении литературно-музыкальных композиций на патриотическую тематику: «Никто не забыт, и ничто не забыто», « Нас песня вела к победе», «Чтобы помнили», «Афганистан болит в моей душе» и другие.
Традиционным для нашей школы является участие в митинге, посвященном Дню Победы и Дню защитников Отечества, участие в акции «Доброе дело», когда престарелым людям предлагается и оказывается посильная помощь, поздравление с праздниками ветеранов Великой Отечественной войны.
В нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, трудовое, развитие творческих детских инициатив и т.д. Самое главное в нашей деятельности – это ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ.
Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории родного края, познакомятся с традициями и обычаями своего народа и народов, которые проживают на территории Республики, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою Родину, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики ДНР, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.
Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.