Урок речевого творчества на тему Осенний листок. Листопад (4 класс)
УРОК РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
4 класс
Тема урока: Осенний листок. Листопад.
Цель: развитие мыслительной активности при работе с деформированным текстом, создать условия для овладения детьми различными видами речевой деятельности; познакомить с осенними изменениями в природе.
Задачи: Способствовать творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствие с речевой ситуацией; читать выразительно стихотворения; развивать мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать интерес к родному языку, любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки с деформированным текстом, запись на доске, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», осенние листочки, музыкальная колонка.
Подготовила учитель начальных классов
Харцызской ОШ № 2
Вершелис Тамара Николаевна
Урок речевого творчества 4 класс
Тема: Осенний листок. Листопад.
Цель: развитие мыслительной активности при работе с деформированным текстом, создать условия для овладения детьми различными видами речевой деятельности; познакомить с осенними изменениями в природе.
Задачи: Способствовать творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствие с речевой ситуацией; читать выразительно стихотворения; развивать мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать интерес к родному языку, любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки с деформированным текстом, запись на доске, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», осенние листочки, музыкальная колонка.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Для того чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
-Но это название только первой части нашего урока. Название второй части отгадаете еще одну загадку.
Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Упадет – почернеет. (Лист дерева)
- А когда листья падают осенью, как это явление называется?
Тема урока: Осенний листок. Листопад.
- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворения об осени, запоминать осенние слова и выражения. Грамотно их записывать. Будем работать с деформированным текстом. А в конце урока сочиним стихотворение.
II. Лингвистический этап.
1.Беседа
- Какие признаки осени вам нравятся больше всего? (Разноцветные листья, листопад, золотая осень)
Золотая осень – это одно из красивейших явлений, которое вызывает у окружающих самые радостные чувства и настроения.
2. Эмоциональная речевая разминка
Послушайте отрывок из стихотворения Е.Благининой. (Текст записан на доске)
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
- Найдите в этом отрывке эпитеты, олицетворения, образные выражения.
- Какие приметы осени описываются в стихотворении?
- Какие еще приметы осени вы знаете?
- Прочитайте стихотворение хором, постарайтесь передать настроение и чувства с помощью мимики и жестов.
- Найдите в стихотворении слова с орфограммами и подберите проверочные слова.
3. Орфографическая минутка
- На доске записаны слова, вставьте пропущенные буквы.
Ос…нь, л…ст…пад, осе…ий, дож…ь, ж…лтый, ул…тают, х…лодный, з…л…той.
4. Словообразовательный анализ слова
- Ребята, а вы знаете, как образовалось слово «листопад»? Давайте вместе разберемся.
- Выделите корень в этом слове. (В этом слове два корня лист- и –пад-)
- От каких же двух слов образовалось это слово? (от слов «лист» и «падать»).
Поэтому опадение листьев с деревьев и кустов называется листопадом.
5.Составление словарика
- Запишем в словарик слова на тему «Осенний листок. Листопад.»Листья, листопад, багряный, золотой, осенний, кружиться, опадать, дерево, лететь, оранжевый, дождь, лиловый, солнце, желтый, шелест, осень.
III. Литературоведческий этап
1.Работа с деформированным текстом (проводится дифференцированно).
- Прочитайте текст (уч-ся с высоким уровнем)
В Осень лесу
В жаркий Кончилось день лето. ребята Пришла пошли осень. в лес.
Солнце Боря, светит Ольга мало. и Яша На зашли небе в серые чащу. тучи. Там Весь тень. день идёт дождь.
- Сколько текстов спряталось в данной записи? (2)
- Запишите их правильно.
Запись исправленного текста
- Прочитайте запись (уч-ся достаточного и среднего уровня)
Долгожданная в осень наступила природе. Золотые опадают с листья деревьев.
- Что нужно сделать, чтобы эти слова стали текстом? Правильно, поставить слова в нужном порядке. Исправьте и запишите предложения правильно.
(В природе наступила долгожданная осень. С деревьев опадают золотые листья)
Запись исправленного текста
- А теперь разделите слова в третьем предложении и запишите его.
Днисталикороче. (Дни стали короче)
- Прочитайте весь текст.
Проверка работы
2. Динамическая пауза
Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет,Раз – наклонИ два – наклон,Зашумел листвою клен.Ветер тихо клен качаетИ листочки обрывает.Листья желтые летят,В нашем классе листопад.
3. Работа с пословицами
- Прочитайте пословицы
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
- Как вы понимаете их смысл?
4. Работа со стихотворением
- Послушайте отрывок из стихотворения Е.Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
- Найдите эпитеты, олицетворение в тексте.
- Какое настроение передает автор данных стихов? (Радостное)
5. Беседа
- Какую осень называют золотой?
Одна и та же примета осени вызывает у разных людей разные эмоции, настроение.
- А у листьев может быть настроение, они могут чувствовать, о чем-то думать? (В стихах, сказках).
В стихах Е.Трутневой настроение у листьев нетерпеливое, задорное, веселое.
- А какое настроение у листьев в стихотворении А.Н.Майкова?
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
(Печальное, тревожное, озабоченное, грустное)
- Не только в стихотворениях передается настроение осени, но и в картинах художников. Сейчас мы познакомимся с одной из таких картин.
6. Работа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
Виртуальная экскурсия в картинную галерею.
(Проводит подготовленный ребенок экскурсовод).
IV. Рефлексия
- Какое настроение у вас осталось после урока? Если веселое, бодрое, то поднимите золотой осенний листочек, а если грустное, печальное, то красный.
V. Итог урока. Синквейн.
Что? Листок
Какой? Осенний и узорный,
Что делал? Осыпаясь пожелтел, а потом и потемнел,
Пословица или высказывание поэтов. Унылая пора очей очарованье.
Предложение. Весна услышала наш стих и нам невольно улыбнулась.
VI. Домашнее задание
Придумать стихотворение на тему: «Листопад».
Песня «Осень»