Индивидуальный образовательный маршрут педагога


«Формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы»
Если думать о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперёд – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей. (Народная мудрость)
В наше время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Как учитель истории, свою задачу вижу в создании условий для формирования личности гражданина-патриота. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Возникает вопрос, как научить детей любить свою Родину, гордиться великой Россией, если СМИ чаще всего дают негативную информацию. Перед учителем истории стоит очень трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, ибо возрождение нашей страны целиком ляжет на плечи нынешнего поколения школьников. Каково содержание стержневых общественных качеств личности? И.П. Подласый ввел в ранг важнейших из них - гражданскую позицию (гражданственность), проявляющуюся в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.
Гражданская позиция - это совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрения, обеспечивающих нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека.
Формирование гражданской позиции происходит на трёх уровнях. Первый уровень – семья. Именно в семье человек должен усвоить те нормы, традиции, ценности, которые уже сформированы и оказывают влияние на ребёнка. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Семье необходима педагогическая и психологическая поддержка. Второй уровень – это школа. Третий уровень – государство.
Каковы место и роль школы в процессе формирования гражданской позиции учащихся? Можно сделать вывод, что место школы в данной структуре составляет небольшую долю, однако возраст учащихся - это самый важный момент в формировании личности, он самый восприимчивый, именно в этом возрасте формируется мировоззрение личности, критическое отношение к действительности и к себе.
Следующее важное понятие - это край. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Мне близка идея Д.С. Лихачева, воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем – ко всему человечеству, человеческой культуре.
Организуя в школе работу кружка «Юный краевед», развиваю у обучающихся готовность трудиться на общую пользу, формирую умение отстаивать свою позицию. Пытаюсь формировать у учеников бережное отношение к государственной собственности и умение сочетать личные и общественные интересы. Занятия провожу с использованием имеющегося краеведческого материала. Ковровский историко-мемориальный музей является центром краеведческой работы в регионе. Ежегодно, начиная с 1994 года, на базе музея в рамках Программы сохранения и развития культуры на территории г. Коврова реализуется проект "Рождественские историко-краеведческие чтения". По результатам чтений выпускаются сборники материалов по различным вопросам истории Ковровского края, Владимирской и сопредельных областей. Немалую роль в повышении интереса к истории родного края стало присвоение городу Коврову Почетного звания «Город воинской славы».
Задача учителя истории в том, чтобы ученики были не только исторически грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но и были сопричастны ко всем проблемам своей страны, своей местности, имели желание их решить. Хочу, чтобы мои ученики были терпимы к нравам и обычаям других народов. Пусть мои ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются со мной, пусть только они не будут равнодушным.
В рамках элективного курса по праву с учащимися 10 «А» класса проводилось изучение текста Конституции РФ. В процессе изучения ряда статей, разговор зашел о государственных символах и их значении для граждан. Возник вопрос: зачем каждому государству нужна своя символика? Обсуждение данного вопроса заинтересовало учащихся и родилась идея написания исследовательской работы на тему «Символика Российской Федерации», с которой учащийся 10 «А» класса Андросов Даниил принял участие в открытом областном конкурсе творческих и научных работ студентов и учащихся учебных заведений, посвященного 20-летию Конституции РФ и 70-летию образования Владимирской области. Этот конкурс проходил в рамках областного открытого образовательного проекта «Я – гражданин Российской Федерации! Я – житель Владимирской области!». Данная работа была опубликована в сборнике с одноименным названием в 2014 году.
Вместе с тем, формировать гражданскую позицию учащихся нужно комплексно, воздействуя на детей по трём направлениям – на сознание, чувства и поведение. Положительного результата можно достигнуть лишь при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности, через систему конкретных воспитательных дел по изучению Конституции страны, символики государства, края, города, приобщению обучающихся к истории трудовых коллективов заводов города в период Великой Отечественной войны. Отмечу, что для меня, как для учителя истории, очень важно, чтобы мои ученики знали (и не понаслышке) героев и выдающихся людей своего города и края, причем истинных тружеников, а не корыстных и сребролюбивых поп-звезд, зачастую пустышек, кумиров современной молодежи.
Таким образом, организация историко-краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач, нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Все это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение, формирует гражданскую позицию учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы.