Конспект урока по истории на тему Российское общество и реформы (11класс)
Урок истории в 11 классе
Тема: Российское общество и реформы
Цель: рассмотреть особенности реформ в российском обществе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Проанализировать реформы П.А. Столыпина, главной из которых была аграрная реформа, ее цели, сущность, результаты, причины незавершенности, экономические и политические перспективы аграрной реформы.
Рассмотреть события, в результате которых завершилась первая российская революция, обратив внимание учащихся на ее значение и итоги.
Охарактеризовать третьеиюньский политический режим, сложившийся после революции в России.
2.Развивающая:
Формировать навыки работы с источниками, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, излагать собственную позицию, развивать речь, умение вести диалог.
3.Воспитательная:
Способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Тип урока: комбинированный урок
Основные понятия: отруб, хутор, третьеиюньский политический режим, функционеры, «обратные переселенцы».
Основные даты: 1906 – 1911 гг. – аграрная реформа правительства во главе с П.А.
Столыпиным.
1907 г., 3 июня – роспуск II Государственной думы и окончание первой
российской революции.
Персоналии: П.А. Столыпин.
Оборудование урока: учебник О.В.Волобуева «Россия и мир. XX век» (§4), раздаточный материал к уроку (документы), тетрадь.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Орг.момент
Настраивает на успешную работу
Знакомит с темой и планом урока.
Настраиваются на работу
Записывают тему и план урока в тетрадь
II.Актуализация знаний
Беседа по теме:
- Что мы знаем по этой теме?
- Что мы хотим узнать на уроке?
Назовите одну из главных причин первой российской революции?
Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?
Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А. Столыпина стал сигналом к активизации реформаторской деяте-льности правительства, а не наоборот?
Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных отношениях России в начале XX века?
В конце XIXв.-начале XXвв. у России было несколько альтернатив общественного развития. Наиболее предпочтительным считался третий путь, так как именно он предполагал реформирование России по пути буржуазной демократизации общества, созданию в России правового государства и справедливой законода-тельной системы. В современной России как и в России начала XX века, сложилась острая необходимость проведения аграрной реформы. На протяжении нескольких лет идет много разговоров об успешной реформе П.А. Столыпина. Была ли эта реформа успешной?
Как она проходила?
Какие ее итоги?
Вспоминают факты. Отвечают на вопросы.
III. Изучение нового материла
Формируют навык работы с текстом
Анализируют и делают умозаключение
Формируют навыки логического мышления
Формируют навык работы с текстом
Анализируют и делают умозаключение
Усвоят значение понятий
IV.Первичное осмысление и закрепление
Систематизирую знания
План:
1. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
2. Окончание первой российской революции: итоги и значение.
3. Третьеиюньский политический режим.
I.Аграрная реформа П.А. Столыпина
Учитывая значимость государ-ственной деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ от 10 мая 2010 г. № 565 «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 году.
А) Работа с текстом учебника (§4 ст.24).
Задание: определить основные причины проведения реформы и задачи, которые необходимо решить.
Б) Сообщение учащегося.
Заслушивание сообщения учащегося по характеристики личности и
политических взглядах П.А. Столыпина.
В) Работа учащихся с документами:
Задание: учащимся предлагается обсудить эти высказывания и определить свою позицию. Кто же он – П.А.Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры.
Подводятся итоги обсуждения.
Вывод:
В политическом плане реформа не выполнила поставленных задач. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правительство, царское окружение противились нововведениям, многие считали их недостаточными для успокоения общества. Русский крестьянин, так и не стал «образцовым американским фермером».
Община не была полностью разрушена. Из неё вышло чуть больше 20% крестьянских хозяйств. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам. До одного миллиона крестьян вернулись назад из мест переселения.
Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь основные причины проведения реформы и задачи, которые необходимо решить.
Выступает учащийся с сообщением (не более 5 минут)
В.В Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом «Все для народа – вопреки народу»
Столыпин прямо говорил, что делает ставку «на крепких и сильных, а не на слабых и пьяных, что мелкий земельный собственник трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Дайте государству 20 лет покоя».
«Он провел две реформы: а) разогнал 2-ю (непослушную) Государственную думу, изменил избирательный закон и обеспечил избрание 3-й (послушной самодержавию) думы. Провел аграрную реформу. К чему она привела? С одной стороны, была насажена в деревне кулацкая верхушка, т.е. ничтожна малая часть крестьянства, а с другой, разорена и фактически выслана (миллионами душ) в Сибирь основная, т.е. бедная, протесто настроенная масса крестьян».
(Н.А.Троицкий)
Лев Толстой писал: «Семь смертных приговоровЧетыре казни И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни». 1908 год.
II. Окончание первой российской революции: итоги и значение.
1. Беседа с учащимися по вопросу окончания первой российской революции и выявлению ее итогов и значения.
Почему роспуск II Государственной думы 3 июня 1907 года вошел в историю как государственный переворот и стал завершением первой российской революции?
2. Задание. Используя знания о причинах и задачах, которые должна была решить первая российская революция, охарактеризуйте ее итоги.
Результаты обсуждения и основные выводы в ходе беседы должны отметить, что итоги первой российской революции были противоречивы: она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований: создать законодательный представительный орган - Государственную думу, гарантировать фундаментальные политические свободы, пересмотреть «Основные законы империи», разрешить легальную деятельность политических партий, профсоюзов, прессы, отменить выкупные платежи, сократить продолжительность рабочего дня и др. Самые сложные вопросы оставались нерешенными (в первую очередь аграрный вопрос).
Отвечают на вопрос
Делают основные выводы
III. Третьеиюньский политический режим.
1. Работа учащихся с текстом учебника и выполнение познавательных заданий:
А) На основании анализа таблицы «Партийный состав Государственной думы I, II, III и IV созывов» по партийному составу III и IV Государственных дум раскройте сущность третьеиюньского политического режима.
Подумайте! Для правительственных чиновников и для царского двора авторы «Вех», как и прежде, представлялись опасными смутьянами. Но наиболее резкий отпор «веховцы» встретили среди тех, к кому сборник и был адресован. Близкие к левым кадетам публицисты, такие, как П. Милюков, М. Ковалевский и другие, оперативно выпустили сборник «Интеллигенция России». Авторы этой ответной книги исходили из того, что революционные события 19051907 гг. еще скажутся в будущем в России благотворно. Признавая некоторые основания для критики в адрес интеллигенции, «контрвеховцы» все же продолжали утверждать, что она лучшая и достойнейшая часть русского общества, способная в случае необходимости осуществлять власть и обеспечить ее единство с народом. Писатель и философ Д. Мережковский сравнивал интеллигенцию с рабочей лошадью, а «веховцев» с мужиком, забивающим ее насмерть. Публицисты эсеровской партии также выпустили свой контрсборник «Вехи» как знамение времени». Они еще решительнее обличали существующую власть, воспевали традиции народничества и обвиняли «веховцев» в предательстве народного дела.
Б) Используя материал учебника и приведенный фрагмент, определите, в чем состояла слабость позиции «веховцев»? Можно ли было отказаться от революционного экстремизма и пойти на сотрудничество с властью, когда власть этого сотрудничества не желало? Порассуждайте на тему о возможности диалога между властью и политической оппозиции в данный исторический период.
IV. Работа с понятиями
- Отруб;
- хутор;
- третьеиюньский политический режим;
- функционеры;
- «обратные переселенцы».
Тест по теме:
1. Основным пережитком крепостничества в начале XX века в сельском хозяйстве оставалось:
1) система отработок
2) регулярные переделы земли
3) отходничество
4) сохранение крестьянской общины
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина началась в:
1906 г.
1907 г.
1908 г.
3. Какие меры предусматривал правительственный указ от 9 ноября 1906 года:
частичное отчуждение помещичьих
земель в пользу крестьян
запрещение свободной купли
продажи земли
поощрение выхода крестьян из
общины с целью ее разрушения
сохранение и укрепление
помещичьего землевладения
4. Что являлось главной целью указа от 9 ноября 1906 года:
отвлечение внимания крестьян от
идеи принудительного отчуждения помещичьих земель
превращение России в правовое
государство
формирование рыночных отношений
в аграрном секторе
увеличение зернового экспорта;
5. Что из перечисленного предусматривала Столыпинская аграрная реформа?
1) конфискацию помещичьих земель
2) укрепление крестьянской общины
3) отказ от переселенческой политики
4) создание широкого слоя мелких
земельных собственников
6. В период проведения Столыпинской аграрной реформы отруб – это:
обособленная крестьянская усадьба, находящаяся за пределами общинного поселения;
земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы;
крестьянский надел, используемый при чересполосном общинном землепользовании;
7. Дайте определение понятию «хутор»:
1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек
2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки оставлял в деревне
3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни
Каков был социальный смысл
аграрной реформы П.А.Столыпина:
разрушение общинной психологии русского крестьянства;
2) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников;
ликвидация крупных земельных собственников;
Какие слои крестьян активно выходили из общины:
зажиточные
середняки
бедняки и зажиточные крестьяне
10. Дайте определение понятию хутор»:
1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек
2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки оставлял в деревне
3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни
Работают с таблицей «Партийный состав Государственной думы I, II, III и IV созывов»
Используя материал учебника отвечают на вопрос.
Записывают определения в тетрадь
Выполняют тестовое задание, применяя метод взаимопроверки
V.Рефлексия
Учатся рефлексировать
Обобщение полученных на уроке знаний
1.Что мы узнали на уроке?
2.Чему мы научились?
VI.Домашнее задание
Объясняет домашнее задание:
1)§4
2) ст.32 №4 (составить рассказ по картинке «Новые хозяева» ст.29)
3) Сложный план по §4
15