Конспект урока по истории на тему: Временное правительство и российское общество в 1917 году
Урок истории в 9 классе по теме: «Политика Временное правительства и российское общество 1917»Цели урока:1. Познакомить учащихся со сложной внутриполитической ситуацией, сложившейся в России после Февральской революции 1917 г.2. Проанализировать и сравнить, найти сходства и различие апрельского и июльского кризисов; дать оценку выступлению генерала Л. Корнилова; уяснить переломный характер июльских событий.3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
Ожидаемые учебные результаты
Объяснять понятия «военная диктатура», «политический кризис», «двоевластие». Провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозировать альтернативы дальнейшего развития России.
Освоить алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщая и систематизируя исторические знания.
Развить свои исследовательские умения.
Использовать материал учебника для решения проблемных и познавательных задач.
Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы.
Работать в группе, выступать публично.
Выразить свое отношение к проблемам развития России начала XX века.
Задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития.
Оборудование: презентация, документы к уроку. Таблицы, рабочие листы
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.Основные понятия: кризис власти, военная диктатура, политический кризис, легитимное правительство, комиссар.
Используемые педагогические технологии: разноуровневое обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей России 1917-1921гг. Тема нашего урока – «Политика Временного правительства и российское общество в 1917»
Мы рассмотрим внутриполитическую ситуацию, сложившуюся в России после Февральской революции. Наша цель – разобраться в водовороте событий исторического периода от февраля к октябрю 1917 года.
Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов.
Февральская революция, начавшись в Петрограде, быстро распространилась по всей стране. Повсюду создавались органы местного самоуправления, проходили съезды рабочих и солдатских депутатов. Но возникшее в ходе революции Временное правительство не являлось авторитетным и не пользовалось уважением.
Деятельность Временного правительства сопровождалось частыми кризисами. В период между февралём и октябрём в стране сменилось четыре состава правительства. Нам необходимо выяснить причины и итоги кризисов Временного правительства.
Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы сделать объективные выводы?
План урока
1. Развитие демократических процессов в России после Февральской революции.2. Кризисы Временного правительства.3. Активизация большевиков.4. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.5. Углубление кризиса осенью 1917 г.
Сегодня наша работа на уроке будет построена в форме групповой деятельности: Вы разделены на 4 группы: 1) статисты, 2) источниковеды, 3) аналитики, 4) картографы.
Перед каждой группой лежит индивидуальный файл с заданиями, к которым вы приступаете по моей просьбе.
Работа групп 7-10 минут
Группа 1.СтатистыЗадание 1. - Прочитать параграф 11 (с.81-85) и заполнить таблицу «Кризисы Временного правительства»
Вопросы
Апрельский кризис
Июньский кризис
Июльский кризис
Причины кризиса
Лозунги противников правительства
Позиция партии большевиков
Действия Временного правительства
Итоги кризиса
Учитель: Углубляющийся кризис власти, ухудшающаяся ситуация в стране усиливали радикальные настроения в обществе, увеличивая число сторонников большевиков. На этом фоне в Петроград в апреле 1917 года вернулся Ленин. Он выступил со знаменитыми «апрельскими тезисами», в которых изложил программу партии большевиков. Группа 2. - Аналитики .Задание 2. - Проанализируйте «Апрельские тезисы», фрагмент которых представлен в учебнике на С. 81, и на их основе сформулируйте политическую программу большевиков (тезисное изложение) Учитель: Таким образом, большевики взяли курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.
24 июля 1917 года было создано новое коалиционное правительство во главе с А. Керенским. Керенский пытается стабилизировать положение в стране, он говорит о необходимости единства для преодоления кризиса, но никаких конкретных мер не предлагает. В этой ситуации предпринимается попытка навести порядок в стране со стороны правого лагеря. Произошло т.н. «выступление Корнилова».
Физкультминутка.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК. 1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на
поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны
вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Группа 3 – источниковеды. Задание 3. - Проанализируйте фрагмент документа «Из воззвания генерала Корнилова» (С. 85-86 учебника) Вопросы - Какие цели преследовал Корнилов?- Почему его выступление было оценено как мятеж?
Группа 4 – картографы. Задание 4. Показать события на картеУчитель: Итак, плохо подготовленное выступление Корнилова было подавлено. И самое активное участие в его подавлении приняли большевики.Вопрос классу:- Как вы думаете, почему?(Победа над Корниловым подняла престиж большевиков, возросло их представительство в органах власти, в Советах).
А кризис всё продолжал углубляться.III. Закрепление материала.Вопросы для закрепления материала:- Почему события 3-5 июля 1917 г. характеризуются как «новый кризис власти»?- В чём заключается сходство и различие апрельского и июльского кризисов?- Почему Временному правительству удалось вновь удержать власть?
IV. Рефлексия.
«Лесенка успеха» Выберите ту ступеньку, которая соответствует вашей работе на уроке: нижняя – мне было неинтересно и скучно; средняя – да, у меня были трудности, но мы справились сообща; верхняя - у меня все получилось, урок мне понравился.
И выберите человечка, который отображает ваше настроение.
у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось и мне некомфортно;
у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы, но я доволен своей работой на уроке;
у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
Домашнее задание. Параграф 11, вопросы. Дополнительное задание повышенного уровня с.87, вопрос 3
15