Методическая разработка по генетике на тему Методы изучения наследственности человека 
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
 Республики Башкортостан 
«Сибайский медицинский колледж»
Методическая разработка
лабораторного занятия по дисциплине:
Генетика человека с основами медицинской генетики
для преподавателя
на тему:
            «Методы изучения наследственности человека»
                           по специальности: 31.02.02 Акушерское дело
                               
                                             
Рассмотрена на ЦМК                                                                Составила:
ЕН и ОП                                                                                       преподаватель  Генетики  дисциплин                                                                                   человека с основами меди-
Протокол №____2________                                                       цинской генетики                  
От «__9___»____02__2017г.                                                       Никитина Н.Н.
Председатель ЦМК
__________Малыгина М.Е.
Учебная дисциплина:  Генетика человека  с основами медицинской генетики
Тема занятия: Методы изучения наследственности человека
Цели занятия:
Учебная: 
 - осуществлять контроль знаний
 - формировать навыки восприятия и переработки информации
Воспитательная:
 - воспитывать у студентов внимательность, исполнительность, самостоя-тельностьРазвивающая:
 - развивать логическое мышление 
В результате изучения темы студент должен:
 знать:
 - методы изучения наследственности, их характеристику и применение
 уметь:
 - применять методы изучения наследственности человека на практике  
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК  4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее    проведении.
ПК  4.2.  Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке    
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.
Межпредметные связи: ОДП. 19 Биология, ПМ. 01 Здоровый человек и его окружение. МП.01.01 Проведение профилактических мероприятий
Внутрипредметные связи: тема «Наследственные болезни человека»
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: учебный кабинет Генетики человека с основами медицинской генетики.
Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, наглядные средства обучения.
Основная литература:
Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики –    Феникс: Ростов – на – Дону, 2012 г.
Дополнительная литература:
Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. Медицинская генетика  – Феникс: Ростов – на – Дону, 2009 г.
Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник /
     Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова,         
     В.В. Шахтарин. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: ГЭОТАР –
     Медиа, 2013 г.
Интернет-ресурсы:  www.medgenetics.ruУчебная дисциплина:  Генетика человека  с основами медицинской генетики
Тема занятия: Методы изучения наследственности человека
Цели занятия:
В результате изучения темы студент должен:
знать:
 - методы изучения наследственности, их характеристику и применение
 уметь:
 - применять методы изучения наследственности человека на практике  
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: учебный кабинет Генетики человека с основами медицинской генетики.
Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, наглядные средства обучения.
Основная литература:
Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики –      Феникс: Ростов – на – Дону, 2012 г.
Дополнительная литература:
 Гайнутдинов И.К.,Рубан Э.Д. Медицинская генетика. – Феникс:       Ростов  – на – Дону, 2009г.
 Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник /
Е.К.Хандогина,И.Д.Терехова,С.С.Жилина,М.Е.Майорова,   В.В.Шахтарин.-  2-е  изд., перераб. и доп. – М: ГЭОТАР – Медиа, 2013 г. 
Интернет-ресурсы: www.medgenetics.ruТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ Этапы занятия Вре-мя (мин) Деятельность преподавателя Деятельность студента Цель
1
Организацион-ный момент 2 Приветствие, препо-даватель проверяет готовность группы к занятию, отмечает от-сутствующих, органи-зует внимание студен-товДежурный докладывает об отсутствующих Создается рабочее настрое-ние, поддерживается дис-циплина студентов
2 Сообщение темы и целей занятия 3 Преподаватель сообщает тему, цели занятия Внимательно слушают постав-ленные цели Подготовка студентов к воспроизведению лекцион-ного материала
3 Повторение лекционного материала 30 Преподаватель наце-ливает студентов на повторение пройден-ной  темы (приложение 1,2,3) Студенты во-влечены в рече-мыслительную деятельность Формируется познаватель-ный интерес к данной теме
4 Выполнение практического задания    50 Преподаватель объясняет правила решения задач (приложение 4,5)  Внимательно слушают пре-подавателя и приступают к решению задач. Выполняют са- моанализ, срав-нивают резуль-татыУсиливается мыслительная активность
5 Подведение итогов 3 Выводы Завершают вы-полнение анали-заЗакрепляется способность анализировать
6 Домашнее задание     2 Повторить тему
«Виды изменчивости  и  виды  мутаций  у  человека. Факторы  мутагенеза»   Записывают до-машнее задание, планируют по-следующую дея-тельностьПовышается заинтересован-ность студентов к выполне-   нию домашнего задания
                             Лабораторное занятие № 4.
               Тема: Методы изучения наследственности человека.
                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
                Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их:
Амниоцентез проводится всем беременным женщинам.
Дерматоглифический рисунок изменяется в зависимости от темпера-туры окружающей среды.
Биохимический метод  позволяет выявить генотип человека.
Ультразвуковое исследование плода назначают беременным только при наличии в семье наследственного заболевания.
С помощью близнецового метода определяют развитие плода. 
                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
               По немым рисункам определить методы изучения наследственности человека и дать краткую характеристику каждого метода (работа малыми группами):
Рисунок 1.
Рисунок 2.
                 
Рисунок  3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
По родословным определить типы наследования признаков:
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Ответить на вопросы теста:
Какой биологический материал используется для биохимического анализа:
а) кровь и моча
б) слюна
в) пищеварительные соки
г) кал
     2. Получение околоплодных вод для исследования – это:
          а) кордоцентез     б) амниоцентез     в) биопсия хориона
     г) УЗИ
3. Получение потомков одной клетки, взятой из общей клеточной массы:
     а) селекция
     б) дерматоглифика
     в) гибридизация
     г) клонирование
4. Что используют для выявления Х- и У-полового хроматина:
     а) околоплодные воды
     б) мочу
     в) соскоб клеток со слизистой оболочки щеки
     г) кровь
5. С помощью какого метода можно рассчитать в популяции частоту нормальных и патологических генов:
     а) иммуногенетического
     б) популяционно-статистического
     в) дерматоглифического     г) генеалогического
6. Обладатель наследственного признака, первичный пациент:
     а) сибс
     б) мутант
     в) пробанд
     г) полусибс7. Кто такие сибсы:
     а) мама и папа
     б) бабушка и дедушка
     в) дядя и тётя
     г) братья и сёстры
8. Иммуногенетический метод применяется для:
     а) определения количества хромосом
     б) выявления иммунодефицитного состояния
     в) установления сроков беременности
     г) определения типа наследования признака
9. Белок, обнаруживаемый в крови плода, беременной:
     а) гистон
     б) белок-регулятор
     в) резус-фактор
     г) альфа-фетопротеин10.Какой метод позволяет выявить влияние роли наследственности и среды на формирование признаков человека:
      а) близнецовый 
      б) генеалогический
      в) биохимический
      г) дерматоглифический                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Составить родословные по следующим данным:
Задача 1. 
Пробанд – здоровая женщина. Её сестра здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери известно: в одной семье один брат болен, две сестры и брат здоровы; в двух других семьях – по одному больному брату и по одной здоровой сестре. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны пробанда больных дальтонизмом не обнаружено.
Определите:
А) тип наследования этой патологии
Б) вероятность рождения у пробанда детей больных дальтонизмом, если она выйдет замуж за здорового мужчину.
Задача 2.
У человека описана аномалия - наличие  перепонок между пальцами       ног. От брака между женщиной с нормальными пальцами ног и               мужчиной, имевшим перепонки, родилось трое детей: дочь была нормальной, а сыновья обладали этой аномалией. Один из сыновей имел трёх дочерей с нормальными пальцами и двух сыновей с аномалией.
Определите:
А) тип наследования 
Б) вероятность рождения ребёнка с аномалией, если внук женится на женщине с нормальными пальцами ног.