Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Всё, что я даю, так или иначе возвращается ко мне.
Даю же я сейчас то, что хочу получить взамен.
Д. Джампольски Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
А. ДистервегНаправления работы учителя:
- Учитель –предметник;
- Учитель – воспитатель (классный руководитель);
- Учитель – член методического объединения школы (учитель – организатор, творец).
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием.
Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения:
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;
воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;
формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.
Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.
. Технология встречных усилий;Технология развития критического мышления;Технология проблемного обучения;Технологии тестового контроля ЗУН учащихся
Тема «Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы»
1. Условие возникновения интереса к технологии встречных усилий.
Одной из главных задач работы школы в современных условиях является самосовершенствование учителя. Педагог, желающий освободиться от догм и стереотипов, понимает, что формы и методы его работы станут действительно новыми и нестандартными лишь в том случае, если будут избавлены от главного недостатка прежних методик - их обезличенности.
Всякое обучение есть создание условий для развития личности, и, следовательно, является развивающим, личностно-ориентированным. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности. Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических технологий и их использование в работе.
Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития; Воспитание личности с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, необходимых в жизни.
Работая над темой личностно-ориентированного подхода в преподавании русского языка и литературы, ставила перед собой задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по технологии встречных усилий (далее - ТВУ)
2. Обосновать педагогические условия, направленные на применение ТВУ на уроках.
3. Разработать примеры приёмов и методов к каждому этапу урока по ТВУ.
4. Устранить преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения; 5.Уменьшить объём фронтальных форм обучения;
6. Повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся;
7. Повысить уровень недостаточно высокой мотивации обучения;
8. Создать рефлексию в обучении.
Моя задача как учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный результат! У нас, учителей словесности, всегда возникает вопрос: как сделать, чтобы урок был высокоэффективным, чтобы он оставлял след в душах учащихся? Считаю, что поиск новых форм и приемов изучения предмета, необходим.
Учимся мы не для школы, а для себя, для жизни. В этом-то как раз и заключается актуальность и перспективность педагогики встречных усилий на уроках русского языка. Но реализация данной технологии невозможна без усиленной работы по развитию устной и письменной речи, без знания новых методов и приёмов, без соотнесения с информационными технологиями.
3. Ведущая педагогическая идея.
Даёт ли ТВУ возможность ощутить радость открытия, воспитывает потребность узнавать все больше и больше? Ориентирована ли она на индивидуальность ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным? Уверена, что я нашла ответ на эти вопросы, познакомившись с технологией встречных усилий.
В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический. Главным содержанием взаимоотношений становится принцип учения без принуждения.
Создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, - долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей… Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд. Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных.
Поставленной цели можно достичь разными средствами. Педагогика встречных усилий (по Хан О.Н.) предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.
Нужна ли педагогика встречных усилий при формировании грамотного письма, развития устной и письменной речи учащихся? Несомненно.
4. Длительность работы над изучением ТВУ и использованием приёмов и методов технологии в работе учителя на протяжении 10 лет.
5. Диапазон применения.
Педагогический опыт нашёл свое применение в единой системе учебно-воспитательного процесса «урок - внеклассная работа по предмету»
6. Теоретическая база.
Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования. Авторы - Е.В. Коротаева, Т.Л. Аракелова , Т.В. Безродных, Ю.В. Братчикова, М.В. Ломаева, Н.И. Торлопова, О.Н. Хан; Организация учебного процесса как технология встречных усилий учителя и учащихся. О.Н.Хан.
7. Ожидаемые результаты:
1. Достичь полного усвоения базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.2. Сформировать у учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.3. Развивать интеллект, память и речь.4. Научить коммуникативным умениям.5. Осуществлять самопознание на основе рефлексии.
II. ТЕХНОЛОГИЯ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ
2. 1.Существующие подходы к понятию "технология обучения".
В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие "технология". Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.
При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия "технология" в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Если ранее говорили "методика (или система) В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина", то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят "технология В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина". От перемены слов суть предмета (системы В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина) не изменилась.
Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В. П. Беспалько, являются учащиеся и преподаватели. Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий "технология" и "педагогическая система", данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения. В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия "технология" - скорее, наоборот. Ведь технология - это определенный способ. А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин "современные технологии", подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.
Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других.
Само слово «технология» происходит от греческого слова «techne» – искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка технология - это совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.
Классификация педагогических технологий. (Разработана Г.К.Селевко):
По уровню применения выделяются технологии общепедагогические, частно - методические (предметные) и локальные (модульные).
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и др.По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические.По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развиваюшие.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные и др.
По типу организации и управления познавательной деятельностью.
По способам, методам и средствам обучения различают технологии; догматические, репродуктивные, творческие и др.
По категории обучающихся. массовая
Итак, педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ= цели+задачи+ содержание+ методы (приёмы, средства)+ формы обучения
Как и любая технология, технология встречных усилий базируется на дидактических принципах обучения. В первую очередь - это принцип сознательности и активности, в основе которого наиболее востребованные технологией приемы и правила. Необходимым условием сознательного обучения всегда являлось ясное понимание целей и задач предстоящей работы, использование всех видов и форм познавательной деятельности, приемов взаимообучения, воспитание активности.
Немаловажное значение в технологии встречных усилий имеет принцип доступности, эффективность которого заключается в умении учителя организовать и осуществить обучение в соответствии с возрастными закономерностями развития ученика. Классические «правила, относящиеся к практической реализации этого принципа сформулированы еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Значительна роль принципа систематичности и последовательности обучения, который опирается на научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет четкую картину внешнего мира, представляющую систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.
Достойное место в технологии встречных усилий занимает принцип наглядности, правила которого рекомендуют применять наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу школьников. В настоящее время большое значение приобретает применение современных средств наглядности: учебного телевидения, видеозаписи, слайдов, возможностей компьютерных технологий.
Нет, наверное, необходимости подробно останавливаться на каждом из принципов обучения, востребованных технологией встречных усилий - это и научность обучения, преемственность и перспективность, прочность и связь с жизнью. Каждый из них не изолирован друг от друга, все они взаимообусловлены, тесно переплетаются и являются составляющими системы обучения предмету.
Реализацию встречных усилий можно организовать на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.
Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.
Я считаю, что каждый ученик по-своему талантлив и должен иметь возможность реализовать свои способности. Задача учителя помочь ему в этом. Уверена, что ученик должен не получать знания в готовом виде, а добывать значительную их часть самостоятельно, и согласна с древнекитайской мудростью, которая гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».
Поэтому мне импонируют личностно-ориентированные технологии. Они создают атмосферу сотрудничества ребенка и учителя, условия для творчества и самореализации личности.
Изучила монографию «Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования». Данная монография представляет собой презентацию трудов соискателей, работающих в рамках научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве» под руководством докт. пед. наук, профессора Евгении Владиславовны Коротаевой. Феномен «педагогическое взаимодействие» включает достаточно широкий круг активно разрабатываемых в педагогике вопросов, касающихся теории (глава 1) и практики субъектов педагогического процесса различных ступеней образования (главы 2, 3). В представленных материалах отражены общие проблемы, междисциплинарные подходы, психолого-дидактические рекомендации, связанные с многообразием проявлений педагогических взаимодействий. Уточнены психолого-педагогические и социопедагогические положения, раскрывающие позиции и роли субъектов в образовательном процессе.
В главе 2.3. говорится об организации учебного процесса как технологии встречных усилий учителя и учащихся. ( автор главы Хан О.Н.)
(предложить сравнит. характеристику технологий)
Итак, существуют разные педагогические технологии, каждая из них имеет бесспорные достоинства. В моей практике обучения русскому языку главное место занимает построение уроков, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учеников, потому что именно для нее базой является педагогика сотрудничества.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Перечислю основные характеристики урока, построенного на встречных усилиях участников учебной деятельности.
-Весь урок (или большая его часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъёме, что даёт выход творческой энергии его участников.
-Царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь.
-Мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приёмами: используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, познавательные игры и прочее.
-Учитель побуждает, организует и ведёт мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы, учащиеся адекватно реагируют на творческие и проблемные ситуации.
-На уроке для учащихся создаются возможности проявить себя – в зависимости от умения и желания учиться – в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая и пр.)
-Речь учителя несёт огромную смысловую нагрузку на уроке: монолог и замечания педагога расставляют акценты, рождают проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную информацию.
-В результате такого урока у педагога и учеников возникает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, желание повторить и упрочить успех совместной деятельности.
При планировании уроков с учетом данных требований обучение становится увлекательным процессом совместного познания.
Автор статьи «Технология встречных усилий на уроках русского языка» Е.В. Коротаева предлагает структуру урока, «построенного в соответствии с технологией встречных усилий, состоящую из пяти основных этапов.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Их можно использовать вместе, что повышает эффективность урока и применять вариативно на традиционных уроках.
Мозаика встречных усилий учителя и ученика.
Этап урока Педагогические приёмы
1. Начало урока: введение, «разогрев учебной группы», включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку». «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф».
2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен», «Повтор с расширением»
3. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/ не знаю» и др.
4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников. деловые игры, «театрализация», «Кластер» и др.5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. «Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др.
(Приложение №7. Примерная схема и структура урока, построенного по ТВУ)III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми приемами, реализуемыми на уроке, выдержанном в технологии встречных усилий учителя и учащихся.
Содержание первого этапа деятельности – это упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Некоторые педагогические приемы данного этапа.
Интеллектуальная разминка – это «пятиминутки» для развития сообразительности. В течение нескольких минут нужно решить задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимым пояснением, например:
5 – 6 класс К уроку по теме «Род, число, падеж имён существительных»:
А) Запишем строки из стихотворений Державина и Пушкина:
И тихая луна, как лебедь величавый, Глядь – поверх текучих вод
Плывёт в сребристых облаках. Лебедь белая плывёт.
Что необычного для вас в этих стихах?
( Лебедь у Державина мужского рода, а у Пушкина – женского).
Вывод: В 19 веке эта прекрасная птица не имела устойчивого рода. Собиратель русских сказок Афанасьев связывает женский род этого слова с былинами и легендами:
Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит рассказ о том, что богатырь Поток женился на вещей Красавице, которая впервые ему явилась на тихих морских заводях в виде белой лебеди.
В современном русском языке победила форма мужского рода – форма, использовавшаяся Державиным, а для женского рода нашлись слова ЛЕБЁДКА, ЛЕБЁДУШКА.
Игра «Да-нетка» - учитель загадывает нечто (часть речи, член предложения, грамматический термин и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да» или «нет», «и да и нет». Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минутки предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
«Отсроченная отгадка» - в начале урока учитель предлагает учащимся задачу, решение которой будет раскрыто в ходе работы над новой темой.
«Эпиграф» - учитель предлагает ученикам осмыслить текст, записанный на доске, и решить, каким образом он связан с темой урока.
«Удивляй!» - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
На контрольно-подготовительном этапе происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала, то есть производится опрос по предыдущим темам.
Предлагаемые приемы
«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
Блиц-опрос – проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы.
Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Фактологический диктант – диктант проводится по базовым вопросам. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлениях, должна работать память.
Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)
Согласен – не согласен.
Среди любимых детьми приемов отмечу прием «согласен - не согласен». Работа происходит в форме диалога: собеседники обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или опровергнуть.
Например: Если «да», показывается зеленая сигнальная карточка, «нет»- красная.
Текст состоит из предложений.
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
Текст можно распределить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Прием «лови ошибку» я использую на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольной работе; здесь можно использовать материал тестовых заданий. (Контрольно-подготовительный этап («Лови ошибку», «Опрос- кроссворд», «Повтор с расширением», «Согласен - не согласен», «Загадалки - заморочки»)
Переходим к третьему этапу, который условно называется «вызов», он обеспечивает интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий.
Тема «Окончание».
На доске написано предложение:
Ре..кого ч..л..века цв..ты ост..вляют равнодушным.
Задание. Запишите предложение. Внимательно посмотрите на состав слов данного предложения. Скажите, какая часть есть в каждом слове (не считая корня), и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В каждом слове данного предложения, кроме корня, имеется окончание. Значит, тема урока «Окончание»). Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетрадь.
-Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске:
Цель:
Повторить всё, что … о ….
Развивать умения отличать … от … и ….
Используются приёмы:
«Цель и цели» - учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности.
«Знаю – не знаю» - каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать.
«Вопрос к тексту» - перед изучением нового материала ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
(Приложение №3. Педагогические приёмы, используемые на 3 этапе урока.)Одним из основных, на мой взгляд, этапов урока является этап сотворчества. Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий и сведение этих усилий и находок в совокупное знание.
Предлагаемые приемы.
«Театрализация» - разыгрывается сценка на учебную тему.
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.
Фантастическая добавка – учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Деловая игра
Проблемный диалог – предполагает поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Учитель выполняет роль помощника.
Важным, с моей точки зрения, является рефлексивный этап. Рефлексия позволяет изложить свою позицию по поводу изученного материала, дает возможность выразить мнение, она обеспечивает свободу слова и мнения, Существуют особые педагогические приёмы, позволяющие провести рефлексию: «эссе», «возврат к началу», «итоги» и др. Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в начале урока или в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Предлагаемые приемы.
Опрос-итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие ученика к рефлексии урока.
Отсроченная отгадка – необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному перед учащимися в начале урока .
«Эссе» - пятиминутное сочинение, в котором учащиеся дают оценку своим знаниям по изучаемой теме, что дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
«Синквейн», диаманты.
Рифмовки. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Одушевлённый от слова ДУША.
Скажете: «Кто?». Отвечу: «Я,
Папа и мама, братишка, сестра,
Тузик – собака и кошка Пуша.
Неодушевлённый? Он неживой:
Стол, кабинет, речка зимой,
Сад за окном, треугольник, пенал…
Правильно я сказал?»
Важный аспект этого этапа урока – определение домашнего задания. Учитель может вместе с ребятами обсудить вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?
Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Итак, рефлексивный этап урока – это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока, оценки индивидуальные.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии встречных усилий и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
Для реализации технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы мною используются и различные формы и методы учебно-воспитательной деятельности.
Лучшему усвоению теоретического материала помогает наличие лаконичной зрительной опоры – схем, кластеров, таблиц, алгоритмов рассуждения, тезисных конспектов.
Очень интересна и результативна в плане получения прочных знаний работа с алгоритмами.
Алгоритмы могут даваться учителем готовыми, могут составляться под его руководством вместе с учащимися, учащиеся могут составлять алгоритмы самостоятельно после знакомства с правилом.
Постоянно используя технологию встречных усилий, учителю необходимо изучать ошибки учащихся и включать в упражнение слова, часто вызывающие ошибки (работа «По следам ошибок» должна быть постоянной).
Нужно подчинять дидактический материал принципу коммуникативной необходимости, т.е. необходимости данных слов для процесса общения в письменной форме в будущей речевой деятельности.
Такие изменения предполагают значительные сдвиги в самой технологии обучения. Это прежде всего означает, что педагог, проводящий занятия, должен владеть приёмами учебного диалога. К вербальным приёмам учебного взаимодействия нужно отнести следующее:
постановка открытых вопросов (т.е. таких, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме).
определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что даёт учащимся возможность во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их одёрнут, остановят и т.д.
анализ и самоанализ занятия: что, как и почему происходило на занятии; где встречные усилия «зависали», с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем;
ведение заметок, помогающих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность.
Свою роль играют и невербальные приёмы учебной коммуникации:
визуальные: выражение лица (заинтересованное – равнодушное), позы и движения (располагающие к работе – угрожающие и пр.), зрительный контакт (взгляд на собеседника – избегание прямого взгляда и т.п.)акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
тактильные: расстояние между говорящими (далёкое – близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту), прикосновения (одобряющие – агрессивные) и пр.Технология встречных усилий включает в себя методы интерактивного обучения, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относится работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, учебный диалог, «круглый стол», «заседание экспертной группы», «сократические диалоги», «мозговой штурм», нестандартные уроки и т.д.
Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Педагогика взаимодействий включает в себя связку не только «учитель – ученик – учитель», но и «ученик – учитель – ученик».
Такая форма работы помогает выработать навыки сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня особенно остро ощущается необходимость изменения характера взаимодействия ученика и учителя. Учащийся должен сознательно включаться в деятельность, нести ответственность за процесс ТВУ и результат, стать активным участником, субъектом образовательного процесса. Но существуют противоречия: на фоне изменившихся социальных условий императивные формы обучения и воспитания становятся малоэффективными, школа не может полностью выполнить свою основную задачу – помочь ребенку в освоении и овладении знаниями и умениями, способствующим оптимальной социализации личности в обществе.
Необходима оптимизация сонаправленных эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий участников обучения, сочетающихся с осознанным отношением к организации учебно-воспитательного процесса и высокой результативностью деятельности. В основе ТВУ лежат интерактивные, т.е. ориентированные на общие методы обучения. Цель образования: не овладение суммой знаний, а формирование способности учиться самостоятельно.
Новизна в том, что ТВУ формирует положительную мотивацию к процессу обучения, повышает культуру умственного труда субъектов обучения, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.
Для успешной реализации встречных усилий ученика и учителя необходимо наличие единой цели, на достижение которой они направлены, усилие всех участников учебного; стремление не просто овладеть суммой знаний, а научиться учиться самостоятельно, учитель и ученик постоянно делают "шаги навстречу", "шагают вместе" к знаниям.
Данная технология обучения соответствует основным направлениям модернизации образования, является инновационной, достаточно нова, эффективна. Интересны уроки, построенные в соответствии с ТВУ.
Технология встречных усилий достаточно продуктивна, потому что происходят существенные изменения в качестве знаний (как правило, выше 50%), учащиеся активно овладевают практическими и теоретическими навыками и умениями, значительно повышается уровень мотивации в овладении знаниями, повышается интерес к изучаемому предмету, формируются коммуникативные навыки, повышается культура общения, формируется новый этап отношений учитель – ученик в рамках партнёрства. Содержание и структура урока в технологии встречных усилий отвечает принципам развивающего обучения:
1. Продвижение к истине через актуализацию собственных знаний, взаимообогащение знаниями через моделирование учебных диалогов, составление тезисов-ловушек, анализ кластера.
2. Гибкое соотношение творческой, мыслительной, преобразующей деятельности (добывание знаний, умений через наблюдения, рассуждения).
3. Субъективизация обеспечивается через такие методические средства, как
предвидение - самостоятельное формулирование заданий к упражнениям, исходя из темы урока; совместное целеполагание и планирование деятельности; формулирование оценочных выводов и обобщений; развитие логического мышления, речевой активности через систему интеллектуально-лингвистических упражнений.
4. Совместность взаимодействия через организацию общения педагога и учащихся.
Уроки, построенные в соответствии с ТВУ, - один из путей улучшения процесса обучения. Организация учебно-познавательного процесса на основе ТВУ меняет не только стиль общения, тип мышления и методику обучения; меняется отношение подростков к предмету "Русский язык" и русскому языку, и меняются они сами: растет положительная мотивация, самостоятельность в речемыслительной деятельности, укрепляются познавательные интересы, что проявляется в желании и умении учиться и положительно сказывается на важных качествах личности - наблюдательности, самооценке, саморегуляции, повышается личная активность учащихся и активизируются контакты с учителем, растет работоспособность; появляется желание общаться в ходе учебного процесса
Таким образом, развитие умственной и творческой активности
школьников в процессе усвоения знаний с использованием ТВУ становится важным условием их подготовки к труду как умственному, так и физическому.
Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут сами принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают чувством ответственности. Исходя из опыта своей работы, могу отметить, что при таком обучении воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые способна применить в жизни. Личность, которая умеет не только отстаивать своё мнение, но и слушать других.
Обучение и общение… Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!
Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.
Результативность использования элементов технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.
Труд учителя тяжкий труд, но радостный, когда видишь добрые плоды своей работы.
Главный результат: рост качества знаний обучающихся, успешная государственная (итоговая) аттестация, результативность участия в олимпиадах, муниципальных и региональных конкурсах.
Результативность подтверждается, во-первых, положительной динамикой роста качества знаний, активизацией познавательной деятельности учащихся, участием в разнообразных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, во-вторых, повышением уровня педагогического мастерства.
Улучшение грамотности учащихся и развитие устной и письменной речи посредством технологии встречных усилий повышает уровень обученности учащихся, что является следствием высокой познавательной и мыслительной деятельности учащихся на таких уроках. Использование данной технологии позволило добиться 100% успеваемости по предмету.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ СОТРУДНИЧЕСТВО, СОДРУЖЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА – НЕПРЕМЕННЫЙ ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В РАБОТЕ!
Сегодня учитель должен так управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счёте, педагогическое мастерство, к которому стремится каждый учитель. Изжить скуку на уроке, развить познавательную активность помогает мне технология встречных усилий.
Я учу своих учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстро меняющемся в связи с научным прогрессом мире.
Используя приёмы технологии встречных усилий, удаётся не только избежать скуки и однообразия на уроке, но самое важное – сформировать коммуникативность и самостоятельность, а также развить высшие психические функции учеников: логику, мышление, память, а, в конечном счёте, всё это способствует формированию прочных знаний.
Применение современных технологий позволяет выработать у детей способность к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками, а в будущем потребность в постоянном самообразовании; раскрыть и способность формированию интересов и склонностей определенной направленности, которые станут основой для выбора дальнейшего пути в образовании.
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное – дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!)