Урок-повторение по теме «Однородные члены предложения» 8 класс (День святого Валентина)

Урок-повторение по теме
«Однородные члены предложения»
8 класс
(День святого Валентина)

Цели:
Повторить теоретические сведения об однородных членах предложения.
Закрепить практические навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающими словами при однородных членах.
Расширить кругозор учащихся. Познакомить с традициями празднования дня Святого Валентина в разных странах.
Воспитывать любознательность.


Ход урока
презентация[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Повторение.
Слайд 2

Устное прослушивание одного ответа учащегося о признаках однородных членов предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову в предложении.
Однородные члены предложения соединены сочинительной связью.
Как правило, однородные члены предложения выражены словами одной и той же части речи.

Сообщение целей урока.


- Сегодня вы повторите теоретические сведения об однородных членах предложения и отработаете практические навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Необычным будет лишь то, что все материалы для языкового наблюдения подобраны на одну тему. А на какую? Ответ на этот вопрос вы дадите чуть позже, выполнив задания, предложенные мною.

Синтаксическая разминка.
Слайд 3

- Составьте предложения, взяв из данных предложений указанные члены.

Из предложения: Приближается буря – сказуемое.
Определение из предложения: Светлый луч скользнул по стене.
Ещё одно определение из предложения: Удивителен февральский пейзаж.
И, наконец, подлежащее из предложения: Праздник удался на славу.

- Какое предложение у вас получилось? Слайд 4

Приближается светлый февральский праздник.

- Нужна ли запятая между определениями? Почему? (В предложении неоднородные определения, они характеризуют подлежащее с разных сторон и являются сочетанием качественного и относительного прилагательных)
- Как различить однородные и неоднородные определения? Слайд 5
- Выполните синтаксический разбор предложения.

Схематический диктант.

Слайд 6

- При однородных членах могут употребляться обобщающие слова.
Вспомните правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

- На доске записаны предложения с обобщающими словами при однородных членах. Постройте их схемы.

Этот праздник имеет свои атрибуты: сонеты, признания в любви, цветы и шоколад.
По-разному: в стихах или в прозе – люди пишут о своей любви.
Взрослые и дети, молодые и пожилые – все с удовольствием отмечают этот день.
На открытках принято изображать символы, а именно: сердца, ангелов и цветы.

- Проверьте свои схемы. Слайд 7

Лексическая работа.
Слайд 8

- Поясним значение слов:

Атрибут ( от латинского attribuo – придаю, наделяю)

Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
В языкознании – определение.
Символ (от греческого simbolon – знак, опознавательный признак)

В науке (математике, логике и др.) – то же, что знак.
В искусстве – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления.

Сонет (от итальянского sonare – звучать) – стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме.

- Кто из зарубежных авторов сонетов вам известен?
( читаю сонет)

Разбор словосочетания.
Слайд 9

- Разберите словосочетание признание в любви.
Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью – согласованием (признание в любви – любовные признания).

Беседа.

- О каком празднике мы с вами будем сегодня говорить?
- Что вы знаете об истории Дня Святого Валентина?

Слово учителя о Дне Святого Валентина.

- День Святого Валентина отмечается 14 февраля в Европе с XIII века, в США – с 1777 года, в России – с 90-х годов прошлого века. Слайд 10 Своё название праздник получил в честь епископа Валентина, жившего в городе Тернии римской империи в III веке нашей эры. О его жизни сегодня мы узнаём из многочисленных легенд. Рассказывают, что молодой епископ Валентин оказывал юным влюблённым особое расположение он помогал им писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся. Когда император Юлий Клавдий II запретил солдатам легионов влюбляться и жениться, Валентин тайно венчал легионеров. Предание гласит, что во время заключения в тюрьме епископ полюбил слепую дочь своего палача и исцелил её. Перед казнью он оставил прощальную записку с подписью: «Твой Валентин». Поэтому открытки ко Дню Влюблённых мы называем «валентинками».




Тестовое задание.
Слайд 11

- В каждом предложении укажите буквы, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
1. Рассказывают (а) что молодой епископ Валентин оказывал юным (б) влюблённым особое расположение.
2. Он помогал им писать письма (а) с признаниями в любви (б) мирил поссорившихся.
3. Когда император Юлий Клавдий II запретил солдатам влюбляться (а) и жениться (б) Валентин тайно венчал легионеров.
4. Предание гласит (а) что во время заключения в тюрьме (б) епископ полюбил слепую дочь своего палача (в) и исцелил её.

Проверка тестового задания.
Слайд 12

а
б
б
а

Пунктуационная и орфографическая работа.

- Что вы знаете о традициях празднования Дня Святого Валентина? Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 13

- Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания, выделяя орфограммы, постройте схемы 1 и 2 предложений.

Текст.

В Англии дети переодеваются в одежду взрослых, ходят по домам, распевая песни о Валентине.

В Уэльсе к этому празднику влюблённые вырезают особые ложки с сердечками, ключики и замочки.

В некоторых странах девушка может получить в подарок от мужчины платье. Если она оставит наряд себе, значит, влюблена и согласна выйти за дарителя замуж.

Слайд 14 проверка расстановки знаков препинания, схем 1 и 2 предложений.

- Расскажите правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.

Слово учителя.
- Существовали и специальные гадания в День Святого Валентина. Мы познакомимся лишь с некоторыми. В Италии, например, нарезают квадратные бумажки и помечают каждую знаком «плюс» или «минус». Эти бумажки опускают в шкатулку. Загадывают желание и вытягивают бумажку. Если на бумажке «плюс», желание исполнится. Если «минус» - нет.

Проверочный диктант.

Называя имена женихов или невест, вращали на столе яблоко за хвостик. Имя, на котором хвостик отрывался, принадлежало будущему супругу.

Разрезали яблоко пополам и считали семечки. Так определяли количество будущих детей.

Самопроверка.
Слайд 15 учащиеся сами проверяют записанный под диктовку текст.

Слово учителя.
Слайд 16

- Покровителями благополучия в супружеских отношениях на Руси издавна считались Пётр и Феврония Муромские. В 2008 году Совет Федерации РФ выступил с предложением 8 июля, в день памяти этих святых, учредить в России День супружеской любви и семейного счастья.

Подведение итогов.

- В каких странах мы сегодня побывали?
- Что нового узнали?
- Какие правила повторили?










день святого валентина.ppt