УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Лексические нормы
Лексические нормы — это точность и правильность употребления слов с учетом их значения.
Норма словоупотребления зависит от значения слова, сферы его употребления, правильности выбора слова из синонимического ряда, его стилистической окраски, а также правильности употребления паронима.
В словарном составе языка можно рассматривать различные лексические группы. Это синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Паронимами являются слова, разные по значению, но сходные по звучанию (артистичный — артистический). Точное употребление паронимов является лексической нормой. Именно словоупотребление паронимов проверяется в заданиях ЕГЭ.
Упражнения
1. Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Земельный______________________________________________
Земляной_______________________________________________
Землистый______________________________________________
Ледяной________________________________________________
Ледниковый_____________________________________________
Ледовый________________________________________________
Слова для справки: оттенок, участок, вал, надел, червь, бал, период, дворец, ветер, побоище.2. Подберите к глаголам-паронимам существительные и местоимения.
Одеть___________________________________________________
Надеть__________________________________________________
Слова для справки: костюм, на палец, себя, в меха, шляпу, под пиджак, вас, на него, сапоги, желающих.3. Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Соседний_________________ соседский_____________________
Человечный_______________ человеческий__________________
Водный__________________ водянистый____________________
Классный _______________ классовый_____________________
Доверчивый ______________ доверительный_________________
4. Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.
Невежа — невежда_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Абонент - абонемент________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дипломат - дипломант_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Составьте словосочетания с паронимами.
Поэтический, поэтичный (талант, человек)
___________________________________________________________________________
Скрытный, скрытый (интерес, характер)
___________________________________________________________________________ Практичный, практический (совет, костюм)
___________________________________________________________________________
Злобный, злостный (нарушитель, взгляд)
___________________________________________________________________________ Скучный, скучающий (фильм, телезритель)
_________________________________________________________________________
6. Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель.
7. Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный (кто? что?)_____________________________________________________
Бережливый (кто? что?) ___________________________________________________
Деловитый (кто? что?) ____________________________________________________
Деловой (кто? что?)_______________________________________________________
Искусственный (кто? что?)_________________________________________________
Искусный (кто? что?) _____________________________________________________
Обидный (кто? что?) ______________________________________________________
Обидчивый (кто? что?) ____________________________________________________
Удивленный (кто? что?)____________________________________________________
Удивительный (кто? что?) __________________________________________________
8. Составьте и запишите предложения, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.
1. Экономия — экономика___________________________________________________
_______________________________________________________________________ 2. Песочный — песчаный_________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Отвергать — опровергать_______________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Эффектно — эффективно_______________________________________________
_______________________________________________________________________
9. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1. В этом старинном великом архитектурном ансамбле воплощен грандиозный замысел архитектора.________________________________________________________________
2. Критик В.Г. Белинский изображает свои взгляды на творчество Пушкина в ряде критических статей. _____________________________________________________________________________
3. Творчество писателей второй половины XIX века носит преимущественно реальный характер._____________________________________________________________________10. В каком предложении вместо слова доходчивый нужно употребить доходный!
1. Благодаря доходчивому объяснению преподавателя, я хорошо усвоил тему.
2. Его доводы были доходчивыми и убедительными.
3. Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
4. Твое выступление нужно сделать доходчивым и ярким.
11. В каком предложении вместо слова материальный нужно употребить материалистический?
1. Его материальное положение было незавидным.
2. Нельзя жить только материальными интересами.
3. Он проявил материальную заинтересованность в данном деле.
4. Учение материальное одержало победу над учением идеалистическим.
12. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жалкий или жалостливый.
копейки.
1. Свой товар он продавал за____________________________ копейки.
2. Его взгляд был_______________________________ и сочувствующим!
3. Такая____________________________, всем бедным помогает!
4. Вместо помощи и поддержки он получил_______________________ подачку.
5. Ребенок услышал чьи-то ________________________ слова.
13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жилой или жилищный.
1. В ______________________доме требуется ремонт крыши.
2. Смета на ремонт дома составляется в __________________управлении.
3. За год вырос целый микрорайон________________________домов.
4. Постепенно квартира приобрела_________________________вид.
5. Изменения в планировке квартиры требуется согласовать в __________________ комиссии.
14. В каком предложении уместнее вместо слова старый употребить старинный?
1. В старых часах сломался механизм.
2. В музее открылась выставка старых часов.
3. Старые часы пора поменять на новые.
4. В ящике письменного стола среди ненужных вещей лежали старые часы.
15. В каком предложении уместнее вместо слова особый употребить особенный1?
1. Для выращивания этих цветов нужны особые условия.
2. Блюдо приготовлено по особому рецепту.
3. Здесь требуется особая точность.
4. Особое внимание уделите дедушке.