Урок по русскому языку 6 класс Морфологические признаки имени прилагательного


Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Морфологические признаки имени прилагательного»
Цели:
обучающая: углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении
развивающая: формировать навыки нахождения прилагательных, определения его грамматических признаков, различения качественных, относительных и притяжательных по из лексическим и грамматическим признакам
воспитательная: прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании
Оборудование: учебник, РМ карточки для работы в парах.
Формы и методы работы: «Тонкие и толстые вопросы», «Кластер», «Верно - неверно»
Тип урока: комбинированный
У: Доброе утро. Садитесь.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с небольшого стихотворение, последнюю строчку которого, я думаю, мы без особых затруднений сможем произнести все вместе.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая.
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
У: Ребята, скажите мне, о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Прилагательное, это уже знакомая нам часть речи. Что-то о прилагательном мы уже знаем, а что-то нам ещё только предстоит узнать. Давайте постараемся вспомнить и освежить в своей памяти знания об имени прилагательном.
Верно – поднимаем руки. Неверно – ничего не делаем.
П – это член предложения. НЕТ
П – это служебная часть речи. НЕТ
П отвечает на вопрос какой? Какая? Чей? ДА
П чаще всего выполняет синтаксическую функцию дополнения. НЕТ
П обозначает признак предмета. ДА
П согласуются с существительным в роде, числе и падеже. ДА
Обсуждаем ответы учеников. Делаем вывод, формируем определение ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ЭТО служебная часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, чей. Обозначает признак предмета, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения.
Определение сформировали, но мы с вами знаем не только что такое имя прилагательное, но и ещё некоторые факты о данной части речи.
МОРФОЛОГИЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
КРАТКАЯ/ ПОЛНАЯ ФОРМА
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ
РАЗРЯД
РОД
ПАДЕЖ
ЧИСЛО
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (ПРИЗНАК)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ЧАСТИ РЕЧИ

Вопросы к классу: Что из этого важнее? Почему?
На это сконцентрируем сегодня внимание, давайте попробуем сформулировать тему урока.
В тетрадь число, тема.
Аляповатый. Значение. Как вы думаете, что обозначает это прилагательное? На что похоже? Какие слова знаем однокоренные, похожие. Предположения. На самом деле (на обратной стороне доски). Мы знаем значение, теперь мы можем употреблять в речи.
Карточки по вариантам. Работа в парах. ( Пока ученики приступают к работе вопросы по пройденным темам. Что перед вами? Что такое словосочетание? Что вы сейчас делаете? Какой разбор?)Оранжевый вариант – аляповатой одеждой (ж.р., ед.ч., Тв.п., качественное, положительно, полное )Фиолетовый – аляповатой картины
Зелёный - аляповатые краски
Розовый – аляповатому виду
Какой признак одинаковый – он постоянный
Проверяем все вместе.
Знаем значение, можем определить морфологические признаки. Составляем предложения (ССП, конкурс на самое длинное предложение).
Записываем моё:
Странно-аляповатый стиль молодого художника был не понят современными критиками.
Как их писать, мы узнаем на следующих уроках русского языка.
Толстые, тонкие вопросы:
П служебная или самостоятельная ЧР?
Почему самостоятельная?
Какие разряды?
И т.д.
Д.з. в толковом словаре найти 5 прилагательных, значение которых вы не знали (до знакомства с словарём), связать их в текст.