Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка- выступление в РИПКРО
«Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка»
Выступление на курсах повышения квалификации на кафедре иностранных языков в республиканском институте повышения квалификации работников образования
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А. С. Макаренко
В последние годы социальные, политические и экономические изменения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их смешиванию, что нередко приводит к конфликту культур. В то же время научно-технический прогресс открывает всё новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, терпимость, уважение к культуре партнёров по коммуникации и одновременно осознание ценностей и достояния своей Родины. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений является частью государственной политики России. Новые условия жизни радикально изменили и задачи, стоящие перед современным образованием. Перед школой встаёт задача подготовить школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным строем и языковой культурой.
Вопросами патриотического воспитания и культуры межнациональных отношений занимались многие учёные. Анализ существующих научных исследований показывает, что эта проблема при преподавании дисциплин гуманитарного и естественного циклов рассмотрена в научной литературе в достаточной степени. Однако надо отметить, что современный подросток в век высоких технологий, обладая достаточно широким кругозором, не имеет знаний, носящих систематизированный характер. Отмечается низкое качество знаний школьников по вопросам отечественной и зарубежной истории и культуры, слабая заинтересованность в происходящих событиях в стране и во всём мире. Необходимо также указать на неумение учащихся проявить себя в практической деятельности на пользу общества и государства, большинство из них пассивно и равнодушно к проблемам, выходящим за рамки их личных интересов. Что касается культуры межнационального общения, учащиеся часто испытывают затруднения при выборе способов поведения в той или иной ситуации.
Таким образом, исходя из собственного опыта, в деле воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в школе необходимо усилить работу по следующим направлениям:
1.Необходимо расширить знания учащихся по вопросам политики, права, экономики и культуры.
2.Научить школьников обращать внимание на происходящие в мире события, используя средства массовой информации, критически оценивать явления и события окружающего мира, разбираться в событиях внутри страны и во всём мире.
3.Создавать условия для привития толерантного отношения к представителям различных культур, формирования навыков межкультурной коммуникации.
4.Необходимо подвести учащихся к пониманию важности изучения иностранного языка как средства разрешения многих проблем межкультурного общения и повышения престижа, усиления роли России в мире.
Как подчёркивает М.А. Терентий, «личность и формируется, и проявляется в окружающей действительности. Воспитатели должны всегда понимать, что эффект их деятельности будет зависеть от того, как сумеют они войти во внутренний мир ребёнка, найти инструменты для его воспитания, как сумеют учесть внутреннюю позицию ребёнка. Необходимо, чтобы подросток входил в общественную работу не «статистом», а заинтересованным человеком. Таким образом, в процессе воспитания важнейшим элементом формирования сознания учащихся является создание эмоциональной ситуации включения учащихся в сопереживание, в оценку сущего»
Не следует забывать, что важное условие формирования любого качества у человека- активное участие в процессе. Работая с различными источниками информации, преподаватели и ученики формируют свою позицию на события и явления жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому учащемуся возможности проявления себя, использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, повышение сложности работ окажут влияние на результативность процесса воспитания.
Изучение иностранного языка не может быть оторванным от остальной школьной программы. Необходимо использовать уже имеющиеся знания учащихся по предметам гуманитарного цикла:
литературе, истории, мировой художественной культуре и т.д.
Если в учебнике по иностранному языку встречаются отрывки из литературных произведений, то в процессе работы над этими текстами обязательно следует обсудить, какие общечеловеческие ценности затрагиваются в них автором, существуют ли похожие проблемы в России, попросить учащихся выразить своё отношение к поступкам героев, вспомнить, какие русские авторы поднимали сходные проблемы. Курсы истории, граждановедения, регионального компонента позволяют использовать знания учащихся об исторических событиях, о правовых основах, традициях и обычаях в России и за рубежом. Необходимо в дальнейшем применять сформированные на занятиях по этим предметам умения и навыки.
Изучение любой темы по иностранному языку позволяет включать такие задания, как:
- подготовить сообщение о выдающихся русских путешественниках, полководцах, героях, учёных, изобретателях, педагогах, музыкантах, писателях, художниках и т.д.;
- разработать маршрут и провести экскурсию по родному городу, аулу, району, краю, школе для зарубежных гостей, рассказать, чем особенно мы гордимся;
- составить рассказ о наиболее ярких событиях истории, культуры, науки и прочее для зарубежного друга;
- организовать круглый стол с обсуждением традиций и обычаев разных стран с использованием государственной символики, костюмов, карт и т.д.;
Знания, полученные на уроках географии, позволяют учащимся составить представление о размерах, границах, расположении стран, их столицах и других городах, политическом устройстве, направлениях хозяйственной деятельности, каким производством славится та или иная страна.
На занятиях по мировой художественной культуре школьники узнают о произведениях русских и зарубежных писателей, о композиторах, скульпторах, художниках, режиссёрах. Учащиеся осознают необходимость быть образованным человеком, знать мировую культуру, историю, религии, чтобы при непосредственном общении с иностранцами не выглядеть невеждой и не обидеть собеседника своим незнанием традиций его народа. Вместе с тем современному человеку надо быть готовым рассказать об отечественных выдающихся людях, дать информацию о галереях, музеях, храмах своей страны и показать их.
Выбор способа воспитания на уроках ИЯ осуществляется в соответствии с темой урока, он должен гармонично вписываться в контекст урока, быть его составной частью. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы патриотизма и культуры межнационального общения.
Такие дискуссии, как правило, проводятся в качестве речевой зарядки, но также возможно и посвящение большого количества времени урока на выполнение заданий, связанных с патриотическим воспитанием. Для достижения воспитательных целей учитель должен показывать достижения и успехи России в различных областях хозяйственной деятельности, рассказывать об уважении нашей страны со стороны других стран, признании России в мире одним из лидеров в области космических технологий
спорта, культуры, искусств
·а, науки, образования, вооружений, приводя в пример выдающихся людей страны.
К основным методам воспитания на уроках ИЯ можно отнести рассказ, беседу, диспут, соревнование, воспитывающие ситуации.
Выбор метода воспитания подчиняется ряду закономерностей и зависимостей: цели, содержанию, принципам воспитания, возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. По замечанию А.С.Макаренко, в основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.
Выбор формы воспитательной работы, также как и выбор метода, зависит от целей, содержания и одновременно обусловливает их осуществление. Формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, они очень разнообразны и носят творческий характер. К воспитательным формам относятся сюжетно-ролевая, познавательная, соревновательная игры. На уроках ИЯ элементы игры используют многие учителя, учащиеся
всегда с большим желанием воспринимают их независимо от их возраста. Сюжетно-ролевая игра может быть посвящена теме пребывания школьника в семье по обмену, отдыху в международном детском лагере, правилам поведения за рубежом в магазине, ресторане, на улице. Темой сюжетно-ролевой игры может стать конференция, саммит, встреча представителей разных специальностей из разных стран и т.д.
Выставки рисунков, проектов, других видов конкурсных работ, а также оформление стендов и стенных газет активизируют творчество, инициативу учащихся, побуждают к познавательной деятельности. Как правило, текущий материал позволяет создать проект по различным темам: экология, достопримечательности,
исторические события, политические новости, особенности культуры, образование, спорт, медицина, кухни народов мира, семья и брак, литература, музыка, увлечения и др.
Значение внеучебных форм работы для патриотического воспитания трудно переоценить. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые или массовые формы. Недели иностранного языка, праздники, посвящённые календарным событиям России и стран изучаемого языка.
Средства воспитания, такие как наглядные пособия (флаги, гербы, изображения национальных костюмов, оформление кабинета, карты, фотографии достопримечательностей) создают необходимую обстановку для воспитания культуры межнационалных отношений.
Технические средства обучения становятся и техническими средствами воспитания. Сегодня в школах имеются оборудованные компьютерные классы, позволяющие расширить выбор средств не только обучения, но и воспитания. На сегодняшний день Интернет является одним из главных источников информации. Учителям необходимо увлекать, направлять подростков в нужное русло, подсказывать им «полезные» сайты и ссылки, чтобы дети не тратили время впустую, сидя за компьютером, а проводили его с максимальной пользой для своего интеллекта и развития. Для достижения цели воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений Интернету отводится значительная роль, он используется в качестве источника информации (тексты, записи, энциклопедии, словари, пресса) и в качества средства коммуникации (чаты, электронная почта). Чтобы активизировать использование ресурсов Интернета на уроках иностранного языка учащимся можно предложить следующие задания: в качестве речевой зарядки они могут обсудить последние новости (What’s the news?) В зависимости от текущей темы целесообразно давать конкретные задания:
-найти и рассказать о политических событиях в стране;
- найти и рассказать о политических событиях за рубежом;
-новости спорта;
-новости культуры;
-подготовить материал для стенгазеты;
-подготовить сообщение о праздновании Дня Победы в России;
- о достопримечательностях Москвы и т.д.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России.
Патриотизм –это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формировании в России гражданского общества.
Большая работа как на уроках, так и во внеурочное время ведётся в «МКОУ СОШ а. Псаучье –Дахе имени Героя России О.М.Карданова» по выполнению данной программы. Проводятся классные часы с приглашением участников Великой Отечественной войны и тружениками тыла, беседы, посещения на дому, устные журналы, круглые столы, литературно-музыкальные композиции, смотры строя и песни, конкурсы инсценированных военных песен и многое другое. Учителя иностранного языка нашей школы проводят также интересные внеклассные мероприятия по предмету. Это: «Merry Train», «Аnimals», «Cоединённое Королевство Великобритании и Северной Ирланди» -познавательная игра «Счастливый случай», «Do you know English well?- лексико-грамматический КВН», «Mother’s Day», «St. Valentine’s Day», «Besten Dank fur Speis und Trunk», «Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde!», «Unsere Heimat», «Салют, Победа!- общешкольное внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Великой Победы над фашистской Германией на трёх языках (русском, английском и немецком)» и многие другие мероприятия. «Пионеры-Герои», интегрированное внеклассное мероприятие, посвящённое детям в годы Великой Отечественной войны и многое другое.
Таким образом немалая роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю иностранного языка, целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие духовно- нравственной личности учащегося, способной и желающей участвовать в разговоре на изучаемом языке, уметь обмениваться информацией. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки, они помогают создать внутренний мир человека. Моральный облик школьника, чувство гордости за свою страну, патриотизм, жизненные ценности и принципы – это не просто качества, которыми должен обладать истинный гражданин своей страны, это основа системы образования, где ярко прослеживаются тенденции ведения диалога культур на принципах формирования чувства толерантности обучающихся.. В настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны в деловых целях и для отдыха и общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях человек должен знать культуру и историю, традиции и обычаи своего края, чтобы вести разговор на равных. Не произойдёт диалога двух культур, если люди затрудняются рассказать о родном крае и его достопримечательностях. Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов на уроках иностранного языка.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали могут не прорасти совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной
15