Выступление на педсовете тема Патриотическое воспитание на уроках истории.
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя
Питирима, епископа Тамбовского»
Е.В. Степанова
Патриотическое воспитание на уроках
истории.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаций, содержание информации, подаваемой в средствах массовой информации. Вследствие этого выдвигаются новые задачи по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важная роль отводится патриотизму.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:
1) интеграция предметов гуманитарного цикла;
2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;
3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.
Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.
Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история - это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.
Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.
Традиционной и ведущей формой проведения уроков в старших классах является школьная лекция. Это эффективная форма при изучении нового материала, так как позволяет рассмотреть большой объем исторических событий или даже содержание целого исторического периода. Важно, чтобы лекция не превратилась в односторонний поток информации, льющийся на учеников, который они уже через 25-30 минут перестают воспринимать. В начале каждого такого урока считаю необходимым подчеркнуть не только важность и актуальность темы, но и вызвать к ней интерес своих учеников, я называю это - "продавать интерес". При изучении темы "Россия в период смуты" стоит только сказать, что эта эпоха породила столько тайн и загадок, что ученые до сих пор бьются над ними, как у детей загораются глаза. Упоминание о том, что к Советско-Германскому пакту 1939 года, о котором писали все газеты, были приложены секретные протоколы, являющиеся государственной тайной и ставшие достоянием общественности только спустя 60 лет, вызывает у ребят немедленное желание узнать, что же это такое секретное столько лет охраняла наша государственная машина от своего народа. Эти простые приемы, рассчитанные на природное человеческое любопытство, всегда дают ожидаемый результат. Но они обязательно должны опираться на реальные факты, а не являть собой дешевые рекламные псевдоисторические трюки современной прессы.
Создание на уроке атмосферы загадочности, открытия некой исторической тайны формирует у подростков стойкий интерес к историческим событиям, их значимости для современников и следующих поколений.
Любая лекция значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации я стараюсь использовать не только картины и слайды, но чаще презентации и видеофильмы. Использование видеоматериалов не только украшает урок, но делает информацию более доступной, привлекательной, запоминающейся. На уроке в 10 классе по теме "Культура России XVI века" смотрим фильм "Московский Кремль" из серии "Чудеса, созданные руками человека". Перед началом фильма говорю: "Это очень красивый фильм, вы это увидите, но авторы допустили одну ошибку, попробуйте заметить ее". На экране чудесная панорама Кремля, диктор рассказывает об истории его создания, мы путешествуем по кремлевским залам, соборам. "Любовью и гордостью наполняется сердце каждого русского человека при виде чудесных храмов, мощных кремлевских башен. Это символ веры, символ Отечества и государства Российского!" - звучит с экрана. И эти слова совсем не кажутся здесь лишними. Слишком уж величественно и прекрасно то, что мы видим. На лицах ребят - ни одной пренебрежительной усмешки, ни одного скучающего взгляда. Конец фильма - всеобщий вздох восхищения.
- А ошибку заметил кто-нибудь? Куда там. Все забыли.
- Давайте еще раз посмотрим, - предлагает кто-то.
Смотрим только небольшой фрагмент. "В этом зале, - вещает диктор, -грозный царь убил своего сына Дмитрия"
- Неправильно. Не Дмитрия! Сына-то звали Иваном.
Удивляются, что авторы допустили такую грубую ошибку. Объясняю, что фильм снимали иностранцы, их потрясла красота и могущество нашего Кремля, а вот на такие тонкости они просто не обратили внимания. Но главное не это, а то, что на этой кассете, посвященной величайшим достижениям мировой цивилизации, авторы представили самые ценные и значительные творения, такие как Эйфелева башня, статуя Свободы, Великая Китайская стена и наш Московский Кремль.
- Что это значит, по-вашему?
- Значит, что наш Кремль - это ценность не только для русских, но и для всего человечества! - Отвечают мои десятиклассники.
- Вот именно. И не только Кремль, вся наша страна с её великой историей и культурой - неотъемлемая часть мировой цивилизации.
В глазах учеников видно осознание значимости увиденного и гордость. На уроках мы смотрим хронику Первой мировой войны, разгон Учредительного собрания, стройки первых пятилеток, коллективизацию по-сталински, подвиг России во Второй мировой войне и многое другое. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Разумеется, включение в урок видеоматериалов должно быть оправданным, органично входить в логику рассказа учителя и быть не просто иллюстрацией, но и заставлять мыслить, задавать вопросы, ставить проблему. Мне кажется, методика использования видеофильмов на уроке еще ждет своего исследователя.
Как уже говорилось ранее, в канву урока должны быть включены моменты, влияющие на эмоционально-чувственную сферу личности. С сожалением приходится замечать, что беднеют наши дети чувствами. Конечно, фильмы воздействуют на психику человека на всех уровнях, но такие возможности возникают не постоянно. Тогда на помощь учителю приходит древнейшее и прекраснейшее проявление человеческого духа - музыка и поэзия. Поэзия Ахматовой, Пастернака, Высоцкого не может оставить равнодушным ничье сердце. Я с радостью открываю новые и новые возможности привлечения стихов и песен для формирования эмоциональной ткани урока. Рассказывая о восстании юнкеров в Москве 1917 г., обязательно включаю в урок романс А. Вертинского:
Я не знаю, зачем и кому это нужно.
Кто послал этих мальчиков недрожащей рукой.
Только так бессердечно, так зло и не нужно
Опустили их "в вечный покой".
Нужны ли еще слова, которые могли бы передать лучше трагичность и безнадежность данной ситуации. Каким безысходным отчаянием Гражданской войны дышит каждая строчка в стихотворении А. Ахматовой:
Не бывать ему в живых, со снегу не встать.
Двадцать восемь - ножевых, огнестрельных - пять.
Горькую обновушку другу сшила я,
Любит, любит кровушку русская земля.
Говоря на уроке о страшных годах Сталинского террора, нельзя не вспомнить строки О. Мандельштама:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов неслышны,
А где хватит на пол-разговорца,
Там припомнят кремлевского горца...
Железную поступь немецких солдат, безжалостно попирающую нашу землю мы слышим в песне В. Высоцкого:
По выжженной равнине
За метром метр
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр"...
И веселая бездумная обреченность "старого мира" пропитывает каждое слово песни О. Митяева "На торговой площади в 17 году". Таких примеров можно привести множество. Поэзия и музыка - это часть нашей жизни, история - это тоже жизнь, только в прошедшем времени. Но наши чувства всегда современны, они всегда живут вместе с нами, и, связывая воедино эти две сферы, мы оживляем исторические события, наполняем их новым смыслом - смыслом человеческой жизни, который будет волновать нас во все времена, во все эпохи.
Уроки истории обязательно предполагают работу учащихся с историческими источниками. Обычно это исторические документы. Методика работы с ними должна быть в арсенале каждого учителя. Но, кроме того, считаю целесообразным привлекать в качестве исторического источника и некоторые образцы художественной и публицистической литературы, прежде всего те, которые не включены в школьную программу по литературе. Так, изучение темы "Революционные события 1917 года в России" обязательно заканчиваю семинаром по книгам И. Бунина "Окаянные дни" и Г. Уэллса "Россия во мгле". Здесь интересно все: и альтернативный взгляд на одни и те же события, и живое дыхание того времени. Включаю в список литературы для обязательного чтения по истории 30-х годов книги В. Гроссмана "Жизнь и Судьба", Е. Гинзбург "Крутой маршрут", А. Солженицына "Архипелаг ГУЛаг" и другие. На уроке обобщении "Развитие культуры в годы ВОВ" каждый ученик должен выучить любое стихотворение поэта-фронтовика или современного поэта о войне. Потом мы обсуждаем, какое стихотворение понравилось больше и почему, и что хотел сказать автор своим современникам, а что нам - потомкам.
Привлечение художественной и публицистической литературы усиливает нравственный аспект уроков истории, показывает влияние исторических событий на конкретные человеческие судьбы, как бы оживляет историческую эпоху.
Разумеется, передача знаний различными способами и приемами - это только часть исторического образования, не менее важна и другая сторона учебного процесса, когда главными действующими лицами на уроке становятся ученики. Одной из форм таких уроков является, безусловно, семинар. Он позволяет включить весь коллектив в активную самостоятельную под руководством учителя проработку материала. При подготовке к семинару учащиеся получают навыки самостоятельной работы с историческими источниками и литературой. Семинар позволяет проанализировать и обсудить альтернативные точки зрения на одни и те же события, открыть новые, неизвестные учащимся факты, сделать более глубокие выводы. Выступление учащихся на семинаре способствует развитию монологической речи, умению подбирать и анализировать исторические факты, формировать и доказывать собственную точку зрения. Семинаром всегда заканчиваю изучение крупных и важных периодов в истории России, таких, как "Образование централизованного Русского государства", "Смутное время на Руси", "Россия в эпоху Петра I", "Российская империя в начале XX века" и т.п. Но кроме семинарского занятия есть еще множество форм, побуждающих учащихся к более глубокому изучению русской истории, делающих процесс обучения разнообразнее и интереснее.
При работе над темой реферата «Кавказская война 1817 – 1864 гг.» ученица так обосновывает свой выбор темы: «Я выбрала эту тему, так как считаю, что она мне поможет разобраться в тех проблемах, которые решает сегодня Россия в отношениях с народами Кавказа. Мы знаем, что на протяжении многих десятилетий эти отношения складывались непросто: периоды обострений сменялись относительным спокойствием. Я хочу вникнуть в те процессы, которые происходят сегодня на Кавказе, я хочу понять, почему произошла страшная трагедия в Беслане. Меня интересует, кто в этом виноват, и что нужно сделать, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась. Я думаю, что работа над рефератом поможет мне разобраться в этом вопросе».
Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.
Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.
Единству всех компонентов воспитания способствует интеграция разных предметных областей. В содержании воспитания в процессе обучения развивается междисциплинарная интеграция, интеграция предметных дисциплин в предметные области (история, литература, обществознание, география, граждановедение, МХК). Интегрированное изучение истории и литературы является наиболее эффективным способом развития личности. Начальными пунктами, например, при структурировании интегрированного материала по истории и литературе становятся преобладающий тип мышления (теоретический, практический, исторический, философский и др.), центральные проблемы эпохи, исторические деятели, герои того или иного времени, гражданские, патриотические, нравственные, социально-политические, эстетические, этические идеи, мировоззренческие особенности. Изучение историко-литературного материала должно осуществляться в основном не за счет расширения номенклатуры знаний, а в результате усложнения учебных проблем, которые ставятся перед учениками, развития их творческой самостоятельности и активности.
Наиболее важными критериями отбора содержательных аспектов изучения истории целесообразно считать: целостность и системность исторического материала, его преемственность, постановка и изучение гражданских, нравственных проблем, при этом объем содержания должен точно соответствовать заданным целям. Структурно-функциональный анализ учебного интегрируемого историко-литературного материала выявляет и внутрипредметные связи его содержания. Наблюдения на уроках показывают, что для многих учащихся изучение интегрированного материала дает лучшие результаты, чем раздельное изучение.
Необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Например, при работе над рефератом «Император Александр III – историческая личность и человек» ученица пишет: «Изучая исторические документы и литературу о времени правления императора, я обнаружила диаметрально противоположные факты отношения к периоду его правления со стороны историков. В книгах, изданных до 1917 года, царя называли «правдолюбцем», в учебниках и изданиях советского времени он характеризуется совсем по-другому, а в современных источниках почти оскорбительно. Изучив все эти материалы, я делаю вывод об этом человеке и времени его правления самостоятельно».
Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития. Исследуя особенности системы мировоззренческих ценностей, принятых учащимися, выявляется следующее: для современных учеников понятия патриотизм, единство народа и территории государства, защита Отечества, дружба, труд, межнациональные отношения, Отчий дом, семья, работа не являются чем-то абстрактным. Эти понятия наполнены конкретным, реальным смыслом, и имеют значение в дальнейшем развитии их взглядов и убеждений
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Подростки, в дни подготовки к празднованию 60-летия Победы, говорили на уроках, в беседах, на исторических конференциях, что вспоминать о нашем солдате-победителе, об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру надо не только в дни праздников, а помнить об этом постоянно.
Ученики старших классов выбирают темы защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Партизанское движение под Москвой», «Тыл в годы Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан, например, ученица 11-го класса Светлана В. пишет: «Я выбрала тему «Ленинград в годы Великой Отечественной войны» потому, что мои близкие родственники пережили все ужасы блокады. Они выдержали это страшное испытание. Жертвенность ленинградцев питало Победу, она была неизбежна». Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» – задают вопрос старшеклассники.
Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что урок истории может и должен воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине, ее культуре и истории, если он актуален и интересен по содержанию, разнообразен по форме, учитывает индивидуальные потребности учащихся. Но вместе с уроком не кончаются воспитательная и образовательная функции учителя истории.
Выступление на педагогическом совете 2014 год.