Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся
Использование информационных технологий для
активизации познавательной деятельности учащихся
А.В.Громенюк
МБОУ СОШ № 10 с УИОП, город Сургут, ХМАО-Югра
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся при обучении математике посредством введения в процесс изучения предмета информационных технологий, которые способствуют развитию самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.
Мы живём в удивительное историческое время. Это время духовного пробуждения России. Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России, но и стремлению к инновационной деятельности.
Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должно играть обучение и каким оно должно быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Наиболее существенными вижу следующие условия:
усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни.
изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение практических знаний.
Современное образовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания, социализации подрастающего поколения.
В соответствии с Законом «Об образовании», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Стратегическая задача развития образования в России обеспечение инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу. Важной составляющей этого развития становится стратегия инновационного развития - стратегия, в соответствии с которой государство опирается на реализацию человеческого капитала, на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.Поэтому главная задача школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. Для этого необходимо чтобы предложить детям новый тип образовательных услуг, который поможет им сформировать ключевой набор компетентностей современного гражданина.
При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Нормальное развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, формирование его мышления, сознания, ценностей, эффективная и успешная социализация в результате полученного им полноценного образования – главный залог создания устойчивого социокультурного пространства. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка.
Какая система образования нужна современной и завтрашней России?
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено), качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход
Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
При помощи таких объектов, как медиапроектор, компьютер, модем и др. и информационных технологий, таких, как электронная почта, СМИ, интернет и др., формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационные компетенции развивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебнике, книгах, источниках СМИ, других образовательных областях. Коммуникативные компетенции включают знание способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений в содержании образования, в осуществлении учебного процесса в работе учителя. Для использования технологии должна быть создана такая образовательная среда, которая будет способствовать обучению и развитию учащихся, ориентировать их на понимание и осознание целостности мировосприятия и миропонимания. Также, она должна способствовать развитию представления об информационных объектах и на их видоизменение в практической деятельности людей, в том числе, и с использованием ИКТ, технических средств и др., на усвоение учеником всех областей знаний, умений, социальных норм поведения человека в обществе и информационной среде.
Движущей силой развития самостоятельности и познавательной активности мышления учащегося является сотрудничество в паре, самостоятельная деятельность, взаимоконтроль, работа в малых группах. Это так, потому что, сотрудничество совместно работающих школьников обеспечивает полноценную самостоятельную форму организации обучения, где работа происходит без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя. Такая технология обладает признаками инновационной деятельности - ведь самостоятельное добывание знаний и умений в процессе поисковой деятельности и работа с информацией способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности.
Поэтому, целью такой педагогической деятельности ставится повышение информационно-коммуникативной компетентности учащихся через малое сотрудничество в парах и малых группах. Исходя из поставленной цели, следует поставить такие задачи обучения, как создать такую модель организации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий, чтобы сформировать информационно-коммуникативные компетентности учеников.
Далее, разработать систему деления класса на малые группы и работу в парах. Затем, следует апробировать данную модель организации познавательной деятельности учащихся, оценить результаты, провести анализ эффективности применения таких технологий.
Достижение поставленных целей и задач можно решить через внедрение в учебный процесс метода проектов в системе проблемного обучения, который предполагает учение через открытие, решение проблемных ситуаций. Это можно организовать в виде поэтапного формирования информационно-коммуникативной компетентности.
На первом этапе на уроках ученики изучают темы стандартного, базового уровня, решают поставленную, в некоторых случаях, даже ими самими, проблемную задачу, и получают базовый уровень знаний. Затем, на втором этапе, у учащихся систематизируется имеющийся у них уровень базовых знаний по теоретическим и практическим основам работы по теме, расширяется и углубляется их знания и умения по теме. На третьем этапе происходит углубление и расширение знаний, умений, навыков работы, осуществляется активная деятельность по выполнению самостоятельных, творческих заданий. Учитель выполняет функцию наблюдателя, направляющего, если это необходимо, деятельность учащихся в самоорганизованную среду обучения.
Такую деятельность можно представить в виде схемы на рисунке:
Рис.Схема формирования информационно-коммуникативных компетенций
При таком способе обучения происходит реализация принципов организации учебной деятельности, учащимся предоставляется возможность выполнить творческие работы, в том числе, в виде проектов. Проблемы, возникающие при изучении определенной темы, решаются за счет заинтересованности учащихся в результате своей проектной деятельности.
Предполагается участие ребят в конкурсах, олимпиадах, конференциях исследовательских работ, где учащиеся получают сертификаты участника, дипломы победителей.
При использовании данной технологии абсолютно необходима психолого-педагогическая диагностика, так как эту информацию учитель должен получить до начала работы с учениками. Ведь любая методика и технология планируется, разрабатывается под возможности и особенности каждого ребенка. Психологическая служба школы и учитель должны стать ведущими составителями работы класса, направляя ее на достижение высоких результатов и формирование информационно-коммуникативных компетенций. Как результат, это способствует повышению качества и успешности образования в целом и личности каждого отдельно взятого школьника.
Так как ведущее место развития мировой педагогики занимает развивающее обучение, целью которого являются превращение учащегося в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления, приоритет дедуктивного способа познания и самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения, то и в этом случае одним из путей достижения поставленных целей является внедрение метода проектов. Такой метод подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций, которые характеризуют особый вид взаимодействия учитель-ученик. Ведь, в таком случае формируется самостоятельная учебно-познавательная систематическая деятельность учащихся по усвоению новых знаний, умений, способов действия путем решения учебных проблемных задач.
Метод проектов сегодня можно рассматривать как педагогическую технологию, цель которой - ориентированное обучение учащихся, актуализация имеющихся у них знаний и приобретение новых для активного самостоятельного привлечения в проектную деятельность в социальной, культурной среде.
Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение, но и овладение процессами получения такого результата. Ведь, в таком случае происходит осмысленное усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности, развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей учеников, формируется научное мировоззрение на основе самостоятельно проверенных открытий, научных правил, теорий и положений.
Итак, структура проблемного урока и проектная деятельность характеризуется логикой проблемного обучения, а роль и место каждого ее элемента - сложностью учебной проблемы и составляющими этапами ее решения. Все этапы направлены на активизацию познавательной деятельности, которая является самостоятельной и должна формировать информационно-коммуникативную компетентность.
Под учебными проектами в науке понимают проблемные задачи высокой степени сложности, предполагающие долговременность решения проблемы в процессе обучения.
Таким образом, можно сказать, что метод проектов является одним из способов реализации проблемного обучения, который формирует информационно - коммуникативные компетенции учащихся.
Работа при этом может разделена на следующие этапы.
1. Диагностика и планирование работы. До начала работы учитель составляет список необходимого оборудования, литературы, график занятий для консультаций и индивидуальной работы. За учеником или малой группой учеников закрепляется постановка темы проблемы, пути поиска информации через интернет или учебную литературу, другие источники. Учителю на этом этапе стоит поставить дидактическую цель развития самостоятельной деятельности школьника, стремление его к познанию неизвестных данных, формирование навыков работы с компьютером, интернетом, работой в паре или малой группе; следует, также решить методическую задачу - научить использовать найденные источники информации для нахождения решения проблемной задачи или учебные вопросы темы.
В результате проделанной работы учитель задает учащимся направление поиска, методику отбора и достоверности источников информации. Составляется план работы с указанием срока исполнения творческого задания и ответственности назначенных лиц за выполнение работы. При этом исследовательская деятельность ученика проявляется в обсуждении плана работы, ребята работают самостоятельно, развиваются способности к самообразованию, анализу собственной деятельности, изучению полученной информации. Учитель здесь выступает только в качестве консультанта, направляющего деятельность учеников.
2. На втором этапе ученик или группа учеников представляют учителю собранный материал, найденную информацию, либо на электронном носителе, либо в распечатанном виде. Ученикам даются консультации по дальнейшей работе, способам представления результатов своей деятельности
Дидактическая задача этого этапа заключается в том, чтобы содержание работы соответствовало возрасту группы учащихся, отражало их самостоятельные исследования, а не только красивое оформление творческой работы. При этом важно отметить, ведет ли найденная информация к ответу на поставленный проблемный вопрос исследовательской работы.
Ученики приступают к разработке и созданию творческой работы. Это может быть доклад, презентация в PowerPoint, публикация и так далее. Учащиеся готовятся представить свои выводы и защиту результатов своей проектной деятельности.
3. На завершающем этапе подразумевается представление результата работы. Такая деятельность может быть проведена в форме защиты доклада, на которую предоставляется время не более 5-7 минут с последующим обсуждением, далее - ответы на вопросы класса и присутствующих членов комиссии, учителя. Приветствуется совместное обсуждение результатов проделанной работы. Вносятся предложения по усовершенствованию работы, затем делается вывод, проговариваются результаты.
Такая технология помогает научиться давать положительную оценку, находить позитивные стороны публичных выступлений, помогает развитию адекватного отношения к отрицательной критике представленная технология подразумевает дифференциацию обучения с каждым отдельно взятым учеником, учет его психологических и умственных особенностей, побуждает к развитию глубокой познавательной деятельности.
Однако сложность есть и здесь - это применение такой технологии в классе с большим количеством учеников. Но, несмотря на это, следует сделать вывод: данная модель организации учебно-познавательной деятельности учащихся позволяет запланировать и осуществить процесс обучения, который основан на принципе организации учебного процесса
Системный подход позволит педагогу ставить реальные, педагогически достижимые цели
Метод проектов это важнейший способ реализации проблемного обучения в школе - одного из ведущих направлений развития мировой педагогики.
Литература.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Спб.:2000
Гузеев В.В., Дахин А.Н. и др., Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Подласый И.П. педагогика: Учебник. – М.:Высшее образование, 2006.
Безрукова В.С. педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – журнал «Высшее образование сегодня», 2003 , № 5, с.34-42
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], М. Ю. Бухаркина, М.: Издательский центр «Академия», 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] статья на сайте Российской Академии Образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Свободная энциклопедия. Википедия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выпуск №7 (зима 2010-2011) Газеты интернет-сообщества учителей «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] »
Громенюк Анна Вячеславовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Учитель математики первой квалификационной категории
15