Презентация Учебные ситуации на уроках русского языка и литературы


Мастер-класс Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» (В.А. Сухомлинский) Учебная ситуация - такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия,исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. Задача учителя: Создавать учебные ситуацииПереводить учебные задачи в учебные ситуацииЗадача учеников: выявить проблему (затруднение) выбрать решение проблемыУметь работать с информациейСлушать и понимать других людей в группеУчение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Что значит создавать учебные ситуации?Определиться с педагогической задачей;отобрать учебный материал;определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса);Спрогнозировать возможные действия детей.Что значит переводить учебные задачи в учебные ситуации?Не только придумать учебную задачу, но и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:• возраста ребенка;• специфики учебного предмета;• меры сформированности УУД учащихся. Сколько учебных ситуаций может быть на уроке?Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядкеКаждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихсяДля каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние(учебники, приборы,…) Требования к учебным ситуациямНаличие у учащихся базовых знаний, умений , навыков по предметам (владение программным материалом);Способность работать самостоятельно;Ценность ожидаемых результатов обучения;Способность менять конструкции мышления Виды учебных ситуаций1-ый видИсточник знаний – учитель (он говорит, показывает, демонстрирует,…)Учащиеся - пассивно созерцаютКонтроль за объемом, темпом, выбором форм подачи – за учителемФормы –лекция, рассказ, объяснение, демонстрация2-ой видИсточник знаний - любые источники, кроме учителя;Учащиеся- сами контролируют содержание уч. материала, темп, объем;Контроль – учитель;Формы –самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, лаб. и практические занятия.3-ий видИсточник-учитель и другие источники;Учащиеся- взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией;Контроль-учитель и учащиеся;Формы - беседы, дискуссии. Типология учебных ситуаций согласно ФГОС основной школы Ситуация - проблема Ситуация - иллюстрация Ситуация - оценка Ситуация - тренинг Ситуация – проблема.Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ? - Как подобрать проверочные слова к выделенным словам. зап…вать лекарство; зап…вать песню;Почему рассказ Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?- Разве мог хрупкий и болезненный Мцыри одолеть свирепого и мощного барса? Ситуация - иллюстрация(яркое пятно)Просмотр видеофрагмента отрывка из второй главы произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера». - Как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру? Ситуация - оценкаУчащиеся обсуждают и оценивают работы одноклассников, придерживаясь следующих правил:•Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы. •Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы. •В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить или продолжить начатую работу, подходит ли эта тема для совместной работы. Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы: а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи; б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания: «А какие тексты ты переписал, опустив гласные?»; в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему – проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных». Ситуация - тренингБерем интервью у героя… После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. . Пишем письмо герою…Опишите так, чтобы читатели (слушатели) «увидели»… (цветущее дерево, закат и т.д.)Составьте инструкцию…Представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.  Правила создания проблемных ситуацийДолжно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, подлежащие усвоению.Проблемное задание предшествует учебному материалу, подлежащему усвоению.Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация. Возникает потребность в изучении нового способа. Приёмы создания проблемных ситуаций{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Прием создания проблемной ситуацииВопросы и предложения для противоречияВопросы и предложения для формулирования проблемы1.Предъявить противоречивые фактыЧто вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?Какой вопрос возникает?2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданиемСколько мнений?Какова будет задача урока?3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»Что вы предполагали сначала?Что получилось?Сформулируйте проблему.4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?Какова будет тема урока? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип проблемнойситуацииТип противоречияПриёмы создания проблемной ситуации С удивлениемМежду двумя (или более) фактамиОдновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действиемМежду житейским представлением учеников и научным фактомОбнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой» Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентациейС затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Доказать, что задание учениками не выполнено Тема: Волшебный мир поэзии. Данный урок проводится в рамках изучения темы: Поэты 20 века о Родине, природе и о себе.Цель учебной ситуации: Формирование умений построения письменного осознанного произвольного высказывания.Планируемые результаты учебных достижений: У учащихся будут формироваться умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в письменной форме. Содержание УС: Учащимся предлагаются репродукции картин «Грачи прилетели» Саврасова, «Аленушка» Васнецова и другие; аудиозаписи стихотворений поэтов 20 века и музыкальное сопровождение. Проводится беседа по вопросам. Предлагаются темы для письменной работы.1.Прослушивание аудиозаписи.2.Выразительное чтение стихов учащимися.3.Работа с репродукциями картин. Представление учащимися собственных иллюстраций.4. Определение темы письменной работы:-Роль поэзии в современном мире.-Что важнее: музыка, живопись или поэзия?-Каковы основные темы поэзии 20 века?3.Работа над созданием текста. 4. Выступления учащихся.Как разработать учебные ситуации? Критерии оценивания (самооценивания) выполнения заданий:Продвинутый уровень – учащиеся способны на основании анализа поэтических текстов делать соответствующие выводы в виде осознанного аргументированного речевого высказывания в письменной форме. Оценка – «5».Высокий уровень – учащиеся в своих высказываниях, способны давать краткие объяснения с установлением причинно-следственных связей. Оценка – «4».Средний уровень – учащиеся в своих высказываниях демонстрируют умения использовать информацию и способны давать краткие ответы.Оценка – «3».Низкий уровень - учащиеся в своих высказываниях используют только общепринятые фразы, не связанные с анализом текста.Оценка – «2». Тема: Как раскрывается тема добра в рассказе «Теплый хлеб»? (литература, 6 класс)Цель УС: Научить составлять различные по стилю и цели монологические высказывания на основе заданной УС, используя ранее полученные теоретические знания, материал учебника и текста рассказа, других источников информации. Опираясь на базовые знания, уметь применять их в практической деятельности.Планируемые результаты учебных достижений: учащиеся должны сформулировать высказывание в письменной форме. При выполнении задания они могут прибегать к помощи учителя, самого текста произведения, другим источникам информации.Содержание УС: Класс делится на пять групп. Каждая группа получает своё задание.Группа 1. Расскажите всю историю от имени мельника Панкрата.Группа 2. Расскажите, как вспоминает эту историю повзрослевший Филька.Группа 3. Представьте и опишите, как жила эта деревня в годы войны. (Тип текста – повествование). Группа 4. Главный герой после того, как он помирился с конем и накормил его теплым хлебом, вернулся домой. Напишите о том, что он думал и какие чувства переживал в форме сочинения.Группа 5. Придумайте и опишите любое событие, которого нет в рассказе. Тема: Стили текста. Разговорный стиль.Цель учебной ситуации: Формирование умений высказывания своего отношения к рассматриваемой проблеме общения молодежи в социальных сетях и выражение его в виде устного осознанного произвольного высказывания.Планируемые результаты учебных достижений: У учащихся будут формироваться умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме. Содержание УС: Учащимся предлагается текст из социальной сети В контакте. Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! 1. Чтение текста;2. Анализ текста учащимися;Вопросы друг другу;Вопросы учителя учащимся:-нравится текст или нет? Почему?-в чем особенность данного текста?-почему появление подобных текстов возможно в социальных сетях?)3. Составление рекомендаций для общения. (работа в парах);4. Выступления учащихся.  Ситуация –выбор Даётся ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. (до)ехал (до)б...рёзы   (по)бежал (по)д...ревне  (на)кричал (на)с...баку  - Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока. Подготовьте вопросы для выбора учащимися правильных ответов. Какова задача урока? Ситуация – неопределённостьНеоднозначные решения из-за недостатка знаний-Подберите проверочные слова к слову зап[]вал, запишите их вместе с проверочными. (Дети подбирают разные слова –петь и пить)Какие вопросы зададите учащимся? Задача урока? Тема урока? Ситуация – несоответствиеНе вписывается в уже имеющийся опыт и представленияПомогите проверить орфограмму в слове    хв .стуны.Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что…….Вопросы для учащихся? Задача урока? Тема урока? Ситуация – неожиданностьВызывает удивление необычностьюСидят на ветке воробьи, Болтают про дела свои, Вспорхнули с ветки воробьи!Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Сформулируйте вопросы для учащихся.Задача урока? Тема урока? Ситуация – затруднение.В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделатьНа уроке русского языка в 5 классе предлагается просклонять существительное море. Дети легко справляются с заданием. Следующее задание – просклонять существительное шоссе. Учащиеся испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация, требующая решения. Какие вопросы зададите учащимся? Задача урока? Тема урока? Составление кластераУчебная ситуация Создавайте успешные учебные ситуации!