Формирование орфографической грамотности у младших школьников.




Формирование орфографической грамотности
у младших школьников.
Орфогра
·фия (от др.-греч.
·
·
·
·
· правильный и
·
·
·
·
· пишу) правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, обеспечивает понимание письменной речи.

Формирование орфографической грамотности у младших школьников – тема, над которой я работаю в течение нескольких лет. Данную тему выбрала, потому что она была и остается актуальной. Одна из основных задач этой темы – формирование навыков безошибочного письма. От этих навыков зависит:
1)дальнейшее обучение в школе;
2) орфографическая и речевая грамотность;
3) способность усваивать русский язык в письменной форме.
Пятый год работаю по программе «Школа 2100». В школьной жизни нередко бывает так: ученик знает правила, но не умеет ими пользоваться; бывает и так, что ученик говорит и пишет правильно, но соответствующих знаний и умений у него нет. Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что «правило организует обучение письму, но оно само по себе ещё не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так, чтобы оно стало навыком».
Орфографическую грамотность предполагает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость. В проблемном обучении по программе «Школа 2100» - это опасные места. Дети не умеют находить опасные места в словах, где нужно применять то или иное правило. По ранее обучаемым программам учитель или автор учебника делал пропуски в словах, то есть орфографическую задачу ставил перед собой не сам ученик. Ребенок успешно справлялся с поставленной задачей. При написании же диктантов, творческих работ, учащиеся не применяли правило по той простой причине, что не могли найти место в словах, где нужно применить их.
По программе «Школа 2100» в учебнике русского языка предполагаются задания, упражнения, основанные на поиске опасных мест и объяснения орфограмм.
Формировать орфографическую зоркость необходимо поэтапно.
1 этап – подготовительно-ознакомительный: чтение слов и словосочетаний с выделенной орфограммой; объяснение орфограммы (например: дуб, Ваня,белочка, роса)
2 этап – тренировочный (повторение с четкой артикуляцией)
Груш_(мн. ч.), ч_гун, лос_, Ж(ж)учка, сне_, п_ля
- Назвать пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
3 этап - закрепительный (на доске или на карточке)
Очки, ключ, Оля, арбуз, снежинка, трава, дождь.
-Найти опасные места. Объяснить орфограммы.
4 этап – контрольно-диагностический.
1) Письмо под диктовку: задачка, коньки, ежи, Таня, слоны, грибной.
2) Списать без ошибок: ночька, бирёза, лёт, ужынать, маря, кричят, гарох.
Самостоятельная проверка знаний.
При организации проведения систематической работы с учащимися по предупреждению орфографических ошибок на уроках русского языка я использую такие приёмы, которые помогают детям выполнить работу (текущую, а в дальнейшем и проверочную) на более качественном уровне.
Вот некоторые из них:
Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилу (гласные и согласные; гласные: ударные и безударные; согласные: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие);
С первых дней учёбы в школе на уроках обучения грамоте первоклассники знакомятся со звуками и буквами, их обозначениями. По программе «Школа 2100» все звуки показаны в виде схем – человечков. Гласным звукам мы «надеваем» красные башмачки. А согласным - или оба синие, или один синий, а другой - зелёный, или оба зелёные, в зависимости от того, какой звук в слове по твёрдости-мягкости.
Глухие согласные «носят» шляпки- цилиндры, а звонкие - звоночки на голове. Дети зрительно лучше запоминают такой «наряд» звуков, их особенности.
Заучиваем маленькие стишки о гласных звуках
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать
О согласных звуках:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь.
Использую на уроках игровой метод. В игре «Угадай звук» дети угадывают гласный звук по губам учителя.
Следующим примером по предупреждению орфографических ошибок является работа со словами с непроверяемыми ударением гласными, с орфографическим словарём (ребусы, шуточные загадки, шуточные рисунки, ведение детьми словарика, группы слов по темам: «Школа», «Огород», «Животные», «Город» и др.)
Любят дети находить словарные слова на сюжетной картинке. Например: берег, горизонт, огород, деревня, пальто.
Важным этапом работы является словарная работа и работа со словарем. С первого класса ведём орфографические словарики. В них записываем слова сначала печатными буквами с рисунком, а потом письменно, ставим ударение. Для лучшего запоминания словарного слова создаю ассоциативные картинки, что вносит зрительный образ буквы и интерес игры.
Например: к_рзина, яг_да, к_рова, ябл_ко.
Например, на открытом уроке по теме «Части слова. Окончание и основа» (творческий отчёт 28 ноября 2006 г.) слово заяц записали в словарь с использованием ассоциативной картинки.
На каждом уроке провожу словарно-орфографическую работу.
Одним из приёмов по предупреждению орфографических ошибок, является использование таблиц (опорных) общеупотребительных слов на разные орфограммы.
Наиболее любимым мною и учащимися приёмом стало комментированное письмо. На одном из открытых уроков было дано письмо под диктовку с комментированием встречающихся орфограмм:
Загадка, звездопад, Золушка, золотой, здравствуй, зимовье.
Используя этот приём, можно повторить сразу несколько орфограмм и выделить лишним словарное слово здравствуй. Привести свои примеры.
Полезным приёмом словарно- орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, потешки, считалки, загадки.
Например:
Идёт бычок качается
Вздыхает на ходу
Ох, доска кончается сейчас я упаду.

Очень хороший результат дает работа по карточкам, на которые даны несколько картинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти ответы обычно бывают положительные. Вот примерные наборы слов для карточек:
Ворона, ученик, малыши, снежинка, скворечник.
Лыжи, ученица, щука, дуб, береза.
Девочка, листья, солнце, медведь, туча.
В целях закрепления того или иного орфографического правила пишем диктанты различного вида. Диктанты эффективнее, чем списывания. Об этом говорят экспериментальные данные Л. П. Федоренко. В классе, где большинство упражнений выполнялось под диктовку, грамотность оказалась почти в три раза лучше, чем в том, где преобладали самостоятельные работы по учебнику. Но диктанты возможны только в условиях класса. Обычно намечается такая последовательность: диктантов вначале учащиеся пишут предупредительные диктанты, затем объяснительные, выборочные, творческие, свободные.
При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста, устно проводится объяснение отдельных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст.
При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм осуществляется после записи текста.
Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Учитель имеет возможность обучать детей умению связывать правило со словом, слово с правилом. Различие этих диктантов в степени самостоятельности.
Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. При выборочной записи слов учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правила.
Например: в один столбик учащиеся записывают существительные 1 склонения, во второй 2 склонения, в третий столбик существительные 3 склонения. (Можно классифицировать по частям речи, по родам имен существительных, по спряжениям глаголов).
Выборочный диктант требует от учащихся большего умственного напряжения, он является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Например, выписать из текста слова с непроизносимыми согласными.
При написании творческого диктанта учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы.
Например: образовать имена прилагательные от имен существительных.
Лето, гриб, свет, зелень, дом, лес, береза, шум, зима, ласка, вкус, сосна.
В классе постоянно проводится работа над ошибками после написания диктанта. Слабые ученики списывают слова, в которых допустили ошибки, подчеркивая орфограммы. Ученики посильнее приводят свои примеры на указанные орфограммы.
Практика показывает, что формирование орфографического навыка - очень трудный и длительный процесс. Необходима систематическая проверка усвоения опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Проверочные работы позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях.
Для проверки первичного усвоения я даю наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изучаемого материала.
Для проверки прочности знаний даю более сложные задания, включающие и вопросы на повторение и закрепление пройденных тем.
Далее этап контрольной или творческой проверки знаний, умений и навыков.
Время проведения проверочной работы 7-10 минут; итоговые, творческие задания рассчитаны на 15-20 минут.
Приведу пример:
№1
1. выписать слова в таком порядке:
1) односложные, 2) двусложные, 3)трехсложные
Волк, лиса, медведь, кукушка, заяц, лисица, петух, курица, крот.
№2
1. выписать слова в таком порядке:
1)слова, обозначающие цвет,
2)слова, обозначающие вкус,
3)слова, обозначающие форму предмета
Красный, сладкий, круглый, овальный, кислый, зелёный, горький, квадратный, синий.
Важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся в изучении орфографического материала – это повторение.
Следует широко использовать учебник русского языка. Повторяя правописание слов, можно проводить взаимодиктанты и самодиктанты. Работа по повторению орфографии должна проводиться в тесном развитии речи учащихся.
Результатом моей работы по данной теме стало общее повышение грамотности учащихся, о чем свидетельствуют результаты директорских контрольных работ. (Таблица).

Директорские
контрольные работы
Средний балл обученности

2005-06 уч. год
2 «В»
4,2
4,4

2006-07 уч. год
3 «В»
4,5
4,4

2007-08 уч. год
4 «В»
4,2
4,4


Мои ученики постоянные участники олимпиад. Не раз они становились победителями и призёрами школьной олимпиады. Ежегодно дети участвуют в Международном конкурсе «Русский медвежонок», показывая достойные результаты.
В сети Интернет на сайте Марийского центра Интернет-образования располагается мой веб-сайт под названием «Формирование орфографической грамотности младших школьников с иноязычной культурой».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
. Сама особенно люблю уроки русского языка и думаю, что это передаётся и моим ученикам. Закончу словами писателя А. И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устахкрасив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Литература.
1. Г. В. Бобровская. Активизация словаря младшего школьника. / Начальная школа №4, 2003, с. 47.
2. Т. В. Корешкова. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. /Начальная школа, №6, 2003, с. 82.
3. Л. С. Сильченкова. Формирование фонематического слуха. / Начальная школа, №1, 2005, с. 110.
4. С. В. Трушина. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость. / Начальная школа №3, 2005, с. 73.
5. Л. А. Фролова. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. / Начальная школа, №3, 2005, с. 103.
6. А. Н. Гвоздев. Основы русской орфографии.- М. 1947; 4-е изд. – М., 1954.
7. Д. Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии, - 2-е изд. перераб. и доп. – М. , 1966. – с. 250.
8. С. М. Кузьмина. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации».// «Русская словесность», №2, 1995.