Доклад Внедрение ФГОС в начальной школе
Внедрение ФГОС в начальной школе.В 2014-2015 учебном году я встретила своих первоклассников и вступила в экспериментальную работу по внедрению ФГОС второго поколения. Смысл развивающего обучения – это творческое усвоение знаний.
Возможно ли это за партой? Удастся ли мне прямо на уроке превратить первоклассника в «профессора»? Получится ли заинтересовать ребенка. Как построить современный урок?
С 1 класса на своих уроках учила детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.
Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов.
Например: Урок окружающий мир. Перечислите отличие растения от животного? так мы спрашивали раньше. А сейчас я
организовываю работу по-другому:
Например: Лягушонок-зеленый-значит он растение?
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже с 1 класса учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Рассмотрим, как организовать урок с точки зрения формирования учебной деятельности.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает, если у него появляется потребность что-либо понять.
1. Постановка проблемного вопроса.
- Куда девается луна днем?
- Может ли крокодил жить на Северном полюсе?
2. Создание проблемной ситуации. .
Урок по теме «Правописание предлогов и приставок». 3 класс.
Учащимся предлагается запись Девочка побежала потропинке.
(После прочтения предложения, учащиеся обращают внимание учителя на допущенную ошибку).
Учитель: Я утверждаю, что предложение записано верно и могу доказать. По – это приставка, пишется со словами слитно.
Ученик: В случае «потропинке» по – это не приставка, т.к. нет такого слова. По – это предлог, поэтому пишется со словами раздельно.
Учитель: Попробуйте доказать.
4 Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори).
- Вспомните, какова была тема урока вчера, и какие учебные задачи вам не удалось решить.
5 Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»).
Урок по теме «Правописание парной согласной в середине слова». 3 класс.
Учащимся предлагается ряд слов: дуб, лед, березка, мороз.
Учитель: Возможно ли выделить лишнее слово среди данных?
(Рассматриваются все варианты, предлагаемые детьми, но внимание акцентируется на слове «березка», т.к. парная согласная стоит в середине слова).
Учитель: Сравните произношение и написание этого слова и сформулируйте тему урока .
6 . Прием «актуальность» (связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать знания в жизни).
Урок по теме «Умножение». 3класс.
Учащимся предлагается решить задачу:
На одной полке 8 книг Сколько книг на 135 полках? Учитель: Какое решение вы бы предложили? Попробуйте его записать.
Ученик: 8+8+8…. (испытывает затруднения)
Учитель: Удобна ли эта запись для решения данной задачи? Почему?
Учитель: Знаете ли вы, как короче записать это выражение? Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел?
5. Анализ жизненных ситуаций.
6. Создание ситуации спора, дискуссии, выбора.
Необходимо отметить, что любой из вышеперечисленных приемов сводится к возникновению дискуссий, споров. Задача учителя заключается в том, чтобы, выслушав все мнения учащихся, найти среди них верное и умело и корректно направить процесс рассуждения детей так, чтобы выйти на предполагаемую цель и задачи урока.
Дети интуитивно чувствуют когда учитель относится к ним душой, думаю я .Отличников любить легко, но видеть хорошее надо в каждом ребенке .И в современных технологиях разбираться, чтобы ученики знали ,что их преподаватель – самый продвинутый.
Сейчас учителя начальных классов с азартом изучают возможности интерактивной доски. Доска нужна не для того чтобы научить ребенка рисовать ,а для того .чтобы он добыл и запомнил информацию .Когда объясняешь просто словами .внимание ребенка надолго не хватает Если он посмотрел материал выложенный на доске ,подвигал элементы ,он скорее рвется все запомнить .Я с удивлением наблюдала как мальчишки и девчонки сидя на «камчатке» буквально выпрыгивали из за парты, горя желанием выйти к доске или ответить на вопрос .