Проект Умные фигуры — Блоки Дьенеша


Проект Реализация познавательного направления развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС: "Умные фигуры- блоки Дьенеша"
Тип проекта: педагогический.
Вид: познавательно-творческий.
По продолжительности: долгосрочный – 2015 – 2016 учебный год.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели и специалисты группы № 12
Выполнила:
Логинова О.В.
2015

Пояснительная записка
Актуальность проекта
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).
Цель проекта: развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, аналитического восприятия и мышления.
Задачи:
-Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 25 минут.
Методическое обеспечение:
-«Логические блоки» Дьенеша;
- карточки с изображением символов;
- игровые поля;
- мультимедиа.
Предполагаемый результат.
Участники проекта знакомятся с новыми играми. У них формируются математические представления, развиваются психические процессы, умение использовать схемы, алгоритмы. Педагогическая и методическая копилка пополнятся разработками игр, конспектами занятий с использованием Блоков Дьенеша, игровым материалом. Каждый участник проекта получит возможность проявить личностные способности, творчество.
Этапы
Подготовительный этап (допроектная деятельность)
Проведение мониторинга о выявлении математических представлений у детей 5-7 лет с ЗПР. (Сентябрь – май)
Основной этап (технологический)
Перспективный план работы по проекту для детей 5-6 лет
Месяц,
Неделя Тема Содержание
Октябрь
 
Знакомство с «умными фигу рками» Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.
Игры – задания с блоками Дьенеша.
 
 
 
 
  Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего   цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д.
Дай мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
Восприятие формы.
Игры с блоками Дьенеша.
Д/игра «Построим башню»
Цель: упражнять в последовательности расположения фигур.
Д/игра «Спрятались от дождя»
Цель: упражнять в группировке фигур.
Д/игра «Посади на свою скамеечку»
Цель: продолжать упражнять в группировке фигур по форме.
Восприятие
Формы.
Игры с блоками ДьенешаД/игра «Найди своё место»
Цель: упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.
Д/игра «Найди место треугольнику»
Цель: Упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве.
Д/игра «Обведи фигуру карандашом»
Цель: закрепить знание фигур на основе практических действий.
Ноябрь Восприятие формы.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Где мой вагончик»
Цель: Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме.
Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: упражнять в тактильном восприятии формы.
Д/игра «Собери бусы»
Цель: выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её.
В мире цвета
 
 
Д/игра «Собери капельки»
Цель: упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.
Д/игра «Сложи жёлтую дорожку»
Цель: формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.
Восприятие цвета
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Найди похожие домики»
Цель: ориентироваться в мире цвета, развивать внимание.
Д/игра «Какого цвета не хватает?»
Цель: упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.
Д/игра «Сложи узор из кружков и квадратиков»
Цель: упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление.
Восприятие цвета. Д/игра «Нарисуй природу»
Цель: упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.
Д/игра «Придумай название своему рисунку»
Цель: развивать воображение.
Декабрь
 
Восприятие цвета. Д/игра «Смешай разные краски»
Цель: упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета?
Нарисуй новой краской то, что бывает такого цвета.
Восприятие размера (большой, маленький). Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Что изменилось»
Цель: упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.
Д/игра «Что лишнее»
Цель: упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).
Д/игра «Кто в домике живёт?»
Цель: начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький.
Восприятие размера.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Угостим белочек грибами»
Цель: упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности.
Д/игра «В гости к белочкам»
Цель: упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме).
Восприятие толщины.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Угощение для медвежат»
Цель: развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), подводить к пониманию отрицания свойств.
Д/игра «Садовники»
Цель: продолжать знакомство с толщиной фигур, упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине).
Январь
 
Восприятие толщины.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Найди пару»
Цель: продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.
Д/игра «Искатели клада»
Цель: закреплять представления свойств предметов путём введения символического обозначения свойств.
Знакомство с символами. Д/игра «Искатели клада»
Цель: продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).
Д/игра «Кодовый замок»
Цель: упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление.
Игра «Сложи узор».
Знакомство с символами. Д/игра «Сложи узор по карточке»
Цель: предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).
Д/игра «Зимняя дорожка»
Цель: развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.
 Д/игра «Цепочка»
Цель: введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.
Д/игра «Садовник»
Цель: упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины.
Февраль
Символы. Д/игра «Что это за символ?»
Цель: закреплять знания символического обозначения свойств фигур.
Д/игра «Найди все фигуры как эта»
Цель: Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов.
Игра «Сложи узор»
 
 
Игра с блоками Дьенеша. Д/игра «Сложи различные дорожки»
Цель: развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение.
Д/игра «Не такой»
Цель: продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству.
Упражнения с блоками Дьенеша. Найди все фигуры как эта по цвету (по форме, размеру).
Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).
Цель: развивать умение классифицировать фигуры по одному свойству.
Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру).
- упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Цепочка».
Варианты:
чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
чтобы рядом были фигуры такие (показываю любой символ);
чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.).
Цель: упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов.
Март
 
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Раздели фигуры»
Цель: упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам.
Д/игра «Второй ряд»
Цель: продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление.
Игра «Сложи узор». Д/игра «Сложи дорожку по схеме»
Цель: развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.
Д/игра «Зоопарк»
Цель: предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой.
Символы. Д/игра «Каждому символу своё место»
Цель: упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.
Д/игра «Все в ряд»
Цель: упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность , усидчивость, точность выполнения задания.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Заселим домики»
Цель: упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам.
Д/игра «Переводчики»
Цель: продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы.
Апрель
 
Игры с блоками Дьенеша.
  Д/игра «Помоги Незнайке»
Цель: продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств.
Д/игра «Игра с одним обручем»
Цель: продолжать вводить символы с отрицанием свойств.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «На свою веточку»
Цель: упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.
Д/игра «Искатели клада»
Цель: закреплять знание символов, уметь рассказывать о них.
Игра «Сложи узор». Д/игра «Зоопарк»
Цель: продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
Д/игра «Покажи символ»
Цель: развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Помоги Незнайке»
Цель: упражнять в оперировании двумя свойствами.
Д/игра «Третий лишний»
Цель: упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.
Май
 
Тренировочные задания по карте.
  Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.
Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.
Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.
Д/игра «Поиск затонувшего клада»
Цель: закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.
Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.
Д/игра «Куда спрятался щенок»
Цель: развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.
Д/игра «Зоопарк»
Цель: продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
Придумай рассказ о своём зоопарке.
Цель: развивать творческое воображение,
Игры с блоками ДьенешаД/игра «Найди выход»
Цель: Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.
Д/игра «Покажи соответствующую фигуру»
Цель: закреплять знание символического обозначения свойств.
Игры с блоками Дьенеша. Д/игра «Мышки – норушки»
Цель: Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.
Д/игра «Все символы в одном месте»
«Житейские истории»
«О коте»
Цель: развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

Перспективный план работы по проекту для детей 6-7 лет
Месяц,
неделя Тема Содержание
Октябрь
 
«Множества»
«Символы» Д/игра: «Помоги Чебурашке» 
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
Д/игра: «Лабиринт» 
Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.
«Группировка»
Д/игра: «С двумя обручами» 
Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.
Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» 
Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
«Символы» Д/игра: «Найди меня» 
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
Д/игра: «Вырасти цветы» 
Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.
«Волшебное дерево» Д/игра «Волшебное дерево» 
Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Ноябрь
  «Обручи» «Олимпийские кольца»
 Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
«Код» Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» 
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).
Д/игра: «Найди такую же» 
Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
«Классификация» Д/игра: «Пирамида»
Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.
Д/игра: «Улитка» 
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
«Часть и целое»
«Кодировка» Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек»)
 Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.
Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?» 
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.
Декабрь
 
«Обручи» Д/игра: «Неделька» 
Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление.
Д/игра «С двумя обручами» 
Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.
«Пересечение» Д/игра: «С тремя обручами» 
Цель: Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.
«Классификация и пересечение»
«Между, около, вне, снаружи, внутри» Д/игра «Цветок» (С четырьмя обручами) 
Цель: Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание.
Д/игра: «Ромашка»
 Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с овалами. Развивать логическое мышление и внимание.
«Логика» Д/игра: «С тремя овалами» 
Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с тремя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Д/игра «С двумя овалами» 
Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с двумя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Январь
 
1 неделя «Геометрические фигуры» Д/игра «Гусеница» 
Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с обручами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Д/игра: «Алгоритм» 
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаками и свойствами. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание.
«Головоломки» Д/игра: «Рассели жильцов»
 Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
«Треугольник» (головоломка) 
Цель: Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
«Построение заданной фигуры"  Д/игра: «Бабочка 1» 
Цель: Развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.
Д/игра: «Рассели жильцов» 
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Февраль
«Составление заданной фигуры» Д/игра «Собачка» 
Цель: Развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.
«Домик»
Цель: развивать умение обобщать
«Цвет, форма, размер Д/игра «Угадай- ка».
Цель: развивать умение угадывать заданный блок по описанию.
Март
 
«Символы» Д/игра «Магазин»
Цель: учить детей использовать блоки и карточки – символы в игре.
«Знаки отрицания»
Д/игра «Архитектор»
Цель: развивать понимание знаков отрицания при строительстве по условию.
«Свойства»
Д/игра «Куда спрятался щенок?»1.
Цель: закрепить свойства, умение считывать схемы.
«Свойства»
Д/игра «Куда спрятался щенок?»2.
Цель: закрепить свойства, умение считывать схемы.
Апрель
 
«Свойства»
Д/игра «Логический поезд»
Цель: закрепить порядковый счет в пределах 10, умение оперировать знакомыми понятиями.
«Алгоритм»  Д/игра «Автотрасса»
Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
«Цепочка действий» Д/игра «Необычные фигуры»1, 2, 3 варианта.
Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении   цепочки   действий   (разветвленный   алгоритм   — «выращивание   дерева»);   творческого   мышления,   воображения.
Май «Абстракция и классификация» Д/игра «Домино»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Д/игра «Засели соседей»
Цель: Развитие классификационных умений.
Д/игра «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать.
Заключительный этап (подведение итогов):
1. Проведение педагогической диагностики.
2. Составление картотеки игр.
2. Разработка памятки для родителей и педагогов.
Работа с родителями по проекту:
Папка-передвижка: «Игры, которые заставляют думать»
Папка – передвижка: «Стимуляция сенсорной сферы у детей» (январь)
«Игротека» (Октябрь, март)