Рабочая программа по окружающему природному миру
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Утверждена приказом
МБОУ «Комсомольской СОШ»
№_____ от _________01.09.2016 г
Директор школы: ____________ О.В.Зоткина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий природный мир»
1 класс
(Вариант II)
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Программа по предмету «Окружающий природный мир»
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант школьного учебного плана школы на 2016-2017 учебный год, программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Развитие элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире для успешной социальной абилитации и адаптации.
Задачи программы:
Уточнение и обогащение знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
Формирование элементарных представлений и взаимоотношений в мире людей;
Узнавание и называние конкретных предметов;
Узнавание, называние предметов, изображений на рисунках;
Работа с простой (ситуативной) картинкой; связные высказывания по картинке;
Работа с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;
Чтение детям доступных по теме рассказов, сказок, беседа по содержанию прочитанного, пересказ по вопросам.
Активизация речевой и познавательной деятельности;
Развитие чувственного познания;
Побуждение к самостоятельному высказыванию;
Формирование адекватного восприятия окружающего мира;
Развитие интереса и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями; бережному отношению к своему здоровью;
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
I четверть – 17 ч.
II четверть - 16 ч.
III четверть - 18 ч.
IV четверть - 15 ч.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные:
Узнавать и называть конкретные предметы;
Узнавать, называть предметы, изображенные на рисунках;
Работать с простой (ситуативной) картинкой; уметь составлять связные высказывания по картинке;
Работать с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;
Принимать участие в беседе по содержанию прочитанного.
Метапредметные:
иметь представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным;
иметь представления о временах года, характерных признаках времен года.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Окружающий природный мир - устная речь;
Окружающий природный мир - чтение;
Окружающий природный мир -письмо
сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Содержание учебного предмета
"Растительный мир"Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (бер за, дуб, кл н, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание(различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина крыжовник, черника, брусника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, лисичка, подбер зовик, подосиновик, сыроежка, поганка). Узнавание(различение) грибов (белый гриб, мухомор, подбер зовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение)культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, грениха, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека." Животный мир"Представления о животном мире, их значении в жизни человека. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание(различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу«домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, тигр, жираф, тюлень, песец и прочее). Знание питания диких животных. Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок и прочее). Узнавание(различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица(петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение ) детенышей домашних птиц(цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники). Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, акула, осьминог, креветка). Узнавание (различение) насекомых (жук, муха, комар, кузнечик, пчела, муравей, бабочка, стрекоза). Узнавание (различение)животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).Раздел: " Объекты природы"Представление о почве. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ,
Тематическое планирование
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года исоответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться кконкретным природным и климатическим условиям. Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизничеловека. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Знание значения фруктов в жизничеловека. Знание способов переработки фруктов. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.Знание значения ягод в жизни человека.Знание способов переработки ягод. Представление о грибах (белый гриб, мухомор,шампиньон, лисичка, подбер зовик, подосиновик, сыроежка, поганка). Узнавание(различение) грибов (белый гриб, мухомор, подбер зовик, лисичка, подосиновик, опенок,поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка,шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природеи жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовыхцветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений свременем года. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение)культурных идикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник,крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) комнатныхрастений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатнымирастениями. Знание значения зерновых культур вжизни человека.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
Экскурсия по двору и школе( 3 ч.)
Овощи( 4 ч.)
Фрукты( 8 ч.)
Растительный мир весной (8 ч.)
Комнатные растения( 2 ч.)
Узнавание (различение) растений(дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель,ветка, лист, цветок).Узнавание (различение) деревьев (бер за, дуб, кл н, ель, осина, сосна, ива,каштан). Узнавание (различение)плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных ихвойных деревьев.
Узнавание(различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик,абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук,картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу,запаху). Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина крыжовник, черника,брусника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень,стебель, листья, цветок). Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, грениха, рожь,кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду.
Представления о животном мире, их значении в жизни человека.Знание строения животного (голова, туловище, лапы, хвост, ноги, копыта, рога).Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу«домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход задомашними животными (котом, собакой и др.). Знание питания диких животных. Знание значения дикихживотных в жизни человека. Установление связи строения животного с его местом обитания. Знаниепитания животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонахжаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот,крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знаниестроения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица(петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питанияптиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значениядомашних птиц в жизни человека. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники).Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыбв жизни человека. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морскаязвезда, медуза, акула, осьминог, креветка). Узнавание (различение) насекомых (жук,муха, комар, кузнечик, пчела, муравей, бабочка, стрекоза). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
ЖИВОТНЫЙ МИР
Звери и птицы зимой (14ч.)
Дикие животные ( 13 ч.)
Птицы ( 4ч.)
Насекомые( 4ч.)
Узнавание(различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,собака). Узнавание (различение) детенышейдомашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, тигр, жираф,тюлень, песец и прочее). Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок и прочее). Узнавание (различение) животных,обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень,морж, пингвин). Узнавание (различение ) детенышей домашних птиц(цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь,ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист,ласточка, грач, журавль). Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка,гусь, пеликан). Узнавание (различение)животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумныерыбки, черепахи, хомяки).
Представление о почве. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, песок)
ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ ( 6ч.)
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
«Живой мир», 1 класс, Н.Б. Матвеева, М.С.Котина, Т.О. Куртова, Москва «Просвещение» 2012 год.
- Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое
сентября», 2002.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Количество часов
Дата
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Вид контроля
По плану
По факту
I четверть (17 ч.)
1,
2.
Экскурсия по школьному двору.
2
Актуализация знаний учащихся о временах года (лето, осень) и их признаках
3,
4.
Экскурсия по школе.
2
Актуализация знаний учащихся о школе
5,
6.
Рассматривание овощей.
2
Актуализация знаний учащихся об овощах
7,
8.
Рассматривание овощей. Составление рассказа «Урожай».
2
Актуализация знаний учащихся об овощах
9,
10.
Рассматривание фруктов.
2
Повторение рассказа «Урожай»
11,12.
Рассматривание фруктов. Сравнивание фруктов.
2
Признаки и название фруктов
текущий
13,14.
Рассматривание фруктов. Составление рассказа из личного опыта, по образцу.
2
Сравнивание фруктов, признаки фруктов
15,16.
Рассматривание яблока. Составление описательного рассказа.
2
Сравнивание фруктов, признаки фруктов
17,18.
Рассматривание комнатных растений. Составление описательного рассказа.
Итоговый урок в 1ч.
2
Актуализация знаний учащихся о комнатных растениях.
текущий
II четверть ( 16 ч.)
19,20.
Экскурсия по школьному участку. Беседа.
2
Осень, признаки осени
21,22.
Времена года. Зима. Природа осенью и зимой.
2
Осень, признаки осени
23,
24.
Зимующие птицы.
2
Перелетные и зимующие птицы.
25,26.
Просмотр видеофильма «Снегирь». Составление описательного рассказа.
2
Зимующие птицы.
текущий
27,28.
Практическая работа-
вывешивание кормушки. Прослушивание стихотворения «Покормите птиц зимой».
2
Рассказ «Снегирь»
текущий
29,30.
Как звери и птицы готовятся к холодам. Презентация: «Жизнь диких животных зимой»
2
Дикие животные.
31,32.
Зимние праздники. Как люди встречают Новый Год. Итоговый урок на тему «Зима».
2
Содержание картины «Зимние забавы». Зимующие птицы, зимовье зверей, Зимние праздники и зимние забавы людей, подготовка к празднованию Нового Года.
IIIчетверть ( 18 ч.)
33,
34.
Экскурсия на школьный двор, Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
2
Актуализация знаний учащихся о зиме, сезонных изменениях в природе
35,
36.
Наблюдения за зимующими птицами. Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
2
Сравнение веток, посаженных в комнате с ветками на улице. Расширение знаний учащихся о сезонных изменениях в природе.
37,
38.
Животные леса: волк. Просмотр видеоролика «Серый волк».
2
Зимующие птицы
39, 40.
Дикие животные: медведь. Просмотр видеоролика «Хозяин леса».
2
Описание волка.
41, 42.
Дикие животные: лиса. Просмотр видеоролика «Лисичка-сестричка». Лиса. Составление описательного рассказа о лисе.
2
Дикие животные: медведь. Рассказ о медведе.
43,
44.
Рассказ учителя о диких животных: заяц. Просмотр видеоролика. Заяц. Составление описательного рассказа.
2
Дикие животные: заяц
текущий
45,
46.
Слушание рассказа и просмотр мультфильма «Лисичка-сестричка и серый волк».
2
Рассказ про зайца.
47,
48.
Чтение сказки «Теремок». Беседа.
2
Содержание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
49,
50
Пересказ сказки «Теремок» с опорой на сюжетные картинки. Итоговый урок.
2
Содержание сказки «Теремок». Дикие животные.
IV четверть ( 15 ч.)
51,
52.
Экскурсия на школьный участок. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
2
Актуализация знаний учащихся о весне, сезонных изменениях в природе.
53,
54.
Экскурсия на школьный цветник. Узнавание и описание конкретных цветов
2
Узнавание и описание конкретных цветов
55,
56.
Наблюдение за птицами (скворец, галка). Наблюдение за птицами. Составление описательного рассказа.
2
Актуализация знаний учащихся о птицах (перелетных и зимующие) Наблюдение за птицами (скворец, галка).
текущий
57,
58.
Наблюдение за птицами. Составление описательного рассказа самостоятельно.
2
Наблюдение за птицами (скворец, галка). Подкармливание птиц.
59,
60.
Рассматривание и описание полевых растений.
2
Весна, сезонные изменения
61,
62.
Экскурсия на школьный участок. Рассматривание деревьев (тополь,яблоня).
2
Деревья.
63,
64.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)
2
дерево, куст, трава
65,
Наблюдения за насекомыми.
1
Деревья.
66
Летний отдых.
Итоговый урок. Беседа о каникулах.
1
Насекомые. Летний отдых
текущий
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415