«Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи». ( подготовка к ГИА, группа «А, В» )
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеякинская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского района Республики Татарстан
Разработка открытого урока в 9 классе по русскому языку,
проведенного в рамках методической недели
Тема: «Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи».
( подготовка к ГИА, группа «А, В» )
Автор: учитель русского
языка и литературы
Низамутдинова Рузиля Равилевна
2014 год
Тема: Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи.
Цель: систематизировать знания учащихся о сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП, развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП, СПП, БСП).
Задачи:
а) образовательные:
закрепить умения анализировать текст, используя знания пунктуации и синтаксиса;
закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;
развивать навыки работы в группе;
совершенствовать речь учащихся
б) развивающие: развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;
в) воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе, воспитать уважительное отношение к родителям.
Оборудование: учебник «Русский язык для 9 класса» под редакцией Л.З.Шакировой, распечатка дидактических материалов, презентация, материалы ОГЭ.
Ход урока
1. Организационный момент. Слово учителя.
А.Здравствуйте, ребята. Садитесь. У нас сегодня присутствуют гости, будьте внимательны на уроке.
Б. Мотивация.
Исходя, из темы урока можем сказать, какая цель стоит перед нами?
ЦЕЛЬ обобщить и закрепить знания о сложном предложении с разными видами связи. ЧТОБЫ цель была достигнута, чем мы должны заниматься?
ЗАДАЧИ отработать навыки различать сложные предложения с разными видами связи
-отработать навыки постановки знаков препинания в этих предложениях строить предложения по заданным схемам.
2.Актуализация. Слово учителя.
А.Проверка домашнего задания. (Из произведений художественной литературы выписать бессоюзные предложения с разными знаками препинания и объяснить их расстановку)
Б.Словарно-орфографическая работа.
– вставьте пропущенные буквы.
Шум перрона, узнать о вакансии, сильное чувство, серебряный браслет, проекты работ, путевой обходчик, пессимизм, уютная гостиная, растратить средства, активный отдых, выпекать в духовке, лёгкое прикосновение, стереть пятно. (слайд 3,4)
– прочитайте слово, получившееся из вставленных букв. (равноденствие)
Например, на фарси он называется Навруз, что означает «новый день». Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его отмечают как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта - выходным днем. В Японии отмечают день весеннего равноденствия - Сюмбун но хи. Недельный период, начинающийся за три дня до весеннего равноденствия, называют Хиган. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура. Но кроме Навруза, праздновали в этот день ещё один праздник - -Комоедицу или Масленицу.
Комоедица, Масленица
В Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу. Да-да, Масленица! И не говорите мне, что блины в этом году вы уже ели. Это сейчас.
Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, который был несовместим с масленичным разгулом. Пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, поэтому сроки языческой масленицы изменчивы. Теперь этот знаковый для русских славян праздник иногда перемещается практически на зиму и печь блины, которые символизируют приход весны и настоящего Солнца-Ярилы, приходится практически зимой. Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее равноденствие - 21 марта. (слайд 5,6)
В. Орфоэпическая разминка. Спишите слова, ставя в них ударение.
Бало'ванный, ломо'та, зна'мение, и'конопись, мизе'рный, фо'рзац, ржа'веть, че'рпать, углуби'ть, катало'г, пуло'вер, столя'р.
Г.Начнем с разминки - ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение
1.Отец размял в пальцах и дал понюхать какую-то пахнувшую лекарством траву.
2. Дубы, точь-в-точь как на картинке, тянули черные узловатые руки.
3.Я видел вековой необхватный и стройный дуб, корабельные сосны, полноводные реки, бегущие к Дону.
4.Корабли пошли вниз по Воронежу, а затем по Дону к Азову.
2.ЗАМЕНИТЕ словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования словосочетанием со связью управление.
3.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями , связанными подчинительной связью.
Листья кустов и деревьев не опали,(1) как им полагалось бы осенью,(2)а шуршат ,(3) пожухлые,(4) почерневшие.
4. Выпишите грамматическую основу.
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. (слайд 7)
3. Работа по теме урока.
1) Теоретическая разминка.
– Какие предложения называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– Какие предложения называются ССП? (слайд 8)
Сложносочинённое предложение
2) Игра «Кто быстрей»? (проверка с помощью проектора)
Задание: определите, какое предложение(-я) являет(ют)-ся сложносочинённым.
А. Сотников догнал его, и они вместе пошли по склону. (В.Быков).
Б. Вода казалась светлее неба и уже не кипела больше. (И.Куприн).
В. На поле, где ровно посреди стояло расщеплённое грозой дерево, тихо опускался вечер.
Г. Снега уже нет, и улица, казалось, открылась из края в край.
Д. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Н.Толстой), (слайд 9 а г д )3) – Как делятся ССП по союзам и значению? (Ответ: учебник для 9кл. авт.: Н.А.Андрамонова и др., п.3-5, с.21. По союзам и значению ССП делятся на 3 группы а) ССП с соединительными союзами и, да = и, ни – ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим); б) ССП с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли; в них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких); в) ССП с противительными союзами а, но, да = но, однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому). (слайд 10)
4) Самостоятельная работа. (для 1 и 3 группы дидактические материалы распечатаны на листах)
1 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 11)
Задание: списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, выделить в предложениях сочинительные союзы, определить значение союзов (соединительный, разделительный, противительный и на что они указывают).
Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч упал в траву. ( соединительный)
Задание было лёгкое, зато времени мало. (противительный)
В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, однако она открыта не для каждого. (противительный)
То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (разделительный)
Было темно, но я всё – таки видел и деревья, и воду, и людей. (Но – противительный союз, значение противопоставления).
Снег только что выпал, и болота ещё не успели замёрзнуть по-настоящему. (Союз и – соединительный, одновременность явлений). (слайд 11)
2 группа (под диктовку на доске)
Задание: расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте схемы.
По ночам подмораживало и звёзды усеивали тёмное небо. (ССП с общим второстепенным членом, обстоятельством, запятая не ставится).
От ветра дрожали стёкла и громыхала дверь. (А.Толстой). ( СПП с общим второстепенным членом предложения, дополнением).
Косой шквальный ветер хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, булькала и захлёбывалась водосточная труба. (БСП).
К вечеру холоднело над водой и постепенно всё исчезало во тьме. (Общий второстепенный член, обстоятельство, запятая не ставится). (слайд 13)
3 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 12)
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова «однако».
Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин). (Однако стоит в начале предложения, является противительным союзом = но).
Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было. (Противительный союз)
Удивительнее всего, однако, что факты, которые открылись зоологам, превзошли все фантастические выдумки. (И.Акимушкин). (Вводное слово)
Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы. (Противительный союз) (слайд 12)
Вывод обучающихся по теме. Части ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не ставится:
если имеется общий второстепенный член предложения; 2)если части сложного предложения представляют собой вопросительные предложения; 3) общее придаточное предложение; 4) обособленный второстепенный член (вводное слово).
между частями СПП ставится тире, если предложения указывают на мгновенные действия. (слайд 14)
Сложноподчинённые предложения
Работа по тексту.
Это только потом, через годы, я стал понимать,
Как (подч. союз) казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети. (СПП с прид. изъясн.)
Друг мой, брат мой, товарищ мой, если (подч. союз) зовёт тебя мать,
Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете. (СПП с прид. условным - при каком условии)
Сергей Островой, поэма «Мать». (слайд 15)
*ОСТРОВОЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (6 сентября 1911 – 3 декабря 2005)
- известный российский поэт, журналист и публицист; многократный лауреат песенных конкурсов и фестивалей как поэт-песенник, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1983), автор более 25 поэтических сборников, председатель Федерации тенниса РСФСР (1969 — 1988).
Задание. Прочитайте текст внимательно.
– Почему это текст? – Какова тема отрывка? (Тема отношения детей к матери, к родителям, звучит призыв.)
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста: - Текст — это высказывание на определённую тему; -В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль; -Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание; - К тексту можно подобрать заголовок; - Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. (слайд 16)
– В связи с этой темой какая поднимается проблема? (Одиночество престарелых родителей, проблема сыновнего и дочернего долга).
– Какова идея текста? (уделять должное внимание родителям).
-В каких произведениях русской и татарской литературе поднимается данная проблема?(К. Паустовский рассказ «Телеграмма», 8 класс и А.Еники рассказ «Матурлык»)
Задание: списать текст, расставить знаки препинания. (Два ученика подчёркивают грамматические основы предложений, чертят схемы, определяют типы придаточных, объясняют знаки препинания). Проверка.
– Определите, как построены части данного текста? (Это сложные предложения. СПП с одним придаточным).– Расскажите, что вы знаете о СПП предложениях.
– Назовите виды изученных придаточных предложений.
1 ряд (взаимопроверка). (слайд 17,18)
Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. (1,5)
Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. (3)
Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. (1)
2 ряд (взаимопроверка). (слайд 19,20)
Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. (4)
Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый.
Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся. (4)
3 ряд (взаимопроверка) (слайд 21,22)
Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.
Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. (2)
Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3).
Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)
Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2)
Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3).
Вывод по уроку, выставление оценок:
Рефлексия. Урок подошел к концу. Как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Выполнили задачи, которые ставили перед собой? (слайд 23)
Домашнее задание:
1.Написать 10 предложений на тему «Роль сложных предложений в речи».
2.Выполнить тестовые задания по книге Цыбулько.
3.Написать рассказ на тему «Навруз». (слайд 24)