Презенация Преемственность и разнообразие форм и методов работы в обучении иностранному языку НОО иООО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» Преемственность и разнообразие форм и методов работы в обучении иностранному языку НОО и ООО Выступление учителя немецкого языка Замыцкой Л.И. в рамках стажировочной площадки учителей немецкого языка города Курска и Курской области 14.03.2016
Специфика современного подхода к обучению иностранным языкам немыслима без разнообразия форм и методов работы, без применения современных педагогических и информационных технологий: - обучение в сотрудничестве; - разноуровневое обучение; - метод проектов; - групповые дискуссии; - приёмы интенсивной методики ( дидактические , ролевые и деловые игры). В начальной школе мы начинаем с приёмов интенсивной методики. Сюда относятся ритмика, пропевание целых фраз, использование дидактических и ролевых игр, а также наглядности. Для введения и закрепления лексических единиц используется предметная и изобразительная наглядность, синонимы и антонимы, словообразовательные элементы, опоры в виде последовательно поставленных вопросов или в виде «структурного скелета». Языковой и речевой материал изучается на коммуникативно достаточном уровне. Для того, чтобы школьник начал говорить на иностранном языке , на уроке должна быть создана определённая языковая среда, речевая ситуация, затрагивающая его интересы
Использование игровых приёмов, изобразительной наглядности и ритмики, считалочек также способствуют овладению иностранным языком. Прочное формирование произносительных навыков предполагает использование имитационных упражнений, произнесение слов по буквам, с последующим написанием букв в воздухе, затем в тетради и прочтение полного слова. Обучение понимания читаемого текста строится на небольших по объёму аутентичных текстах. Для создания ситуации успеха на начальном этапе выполняются задания: « Прочитайте текст и найдите знакомые слова», либо « Найдите интернациональные слова», « ключевое слово». Такое задание помогает школьнику понять основное содержание текста. Но самыми эффективными педагогическими технологиями, на мой взгляд, являются информационные. Аудио- и видео материалы. Они бесценны в создании речевой среды на уроке. В основной школе задачи усложняются, но принципы, методы и подходы в обучении иностранным языкам остаются те же самые. Игровые приёмы перерастают в ролевые / деловые игры. Значение ролевой/деловой игры трудно переоценить, так как она позволяет активизировать учебный процесс, сделать его личностно значимым. Основное отличие ролевой/ деловой игры от игрового задания - наличие проблемной ситуации. Например, обсуждая актуальную тему выбора профессии, школьники самостоятельно выбирают тему своего исследования, готовят своё выступление по проблеме. Необходимым условием обучения школьников является привлечение аутентичных материалов для обсуждения актуальных для школьников проблем. Также одним из необходимых условий успешного обучения иностранному языку является верный выбор типа и структуры урока.
Условия успешного обучения иностранному языкуРазнообразие типов и структуры уроков иностранного языка
УРОК – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся
Что такое системно-деятельностный подход?Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия
Урок в режиме деятельностного подходаМы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт
Требования к современному урокуИзменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.Личностное целеполагание и личностное содержание материала.Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Урок в режиме деятельностного подходаГлавная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учениковstyle.textDecorationUnderline
Ход познания – «от учеников».Пути достижения методических целей
Пути достижения методических целейII. Преобразующий характер деятельности обучающихся.
Пути достижения методических целейIII. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается элементом неожиданности. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
Пути достижения методических целейIV. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников).Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Пути достижения методических целейV. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Пути достижения методических целейVI.Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:Уроки «открытия- нового знания.Уроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленности.Уроки развивающего контроля.
Уроки «открытия- нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Уроки отработки умений и рефлексииДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д
Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов