Разработка урока по истории Казахстана на тему: Великий шелковый путь


Класс: 5
Тема урока: "Великий Шелковый путь"
Цели урока:
1) Дать представление учащимся о ВШП, познакомить учащихся с наиболее известными городами Казахстана, находившихся в орбите ВШП, их строением;
2) Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, картой. Способствовать развитию полиязычия на уроках истории;
3) Воспитывать познавательный интерес к предмету, положительную мотивацию к обучению
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
2.1. Понятие ВШП.
2.2. Время существования ВШП.
2.3. История возникновения и основные направления ВШП
2.4. Средневековые города на маршруте ВШП.
2.5. Товары ВШП.
3.Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Приветствие.
В связи с внедрением в обучение 3-х язычия, сегодня на уроке мы будем использовать слова как русской, так и казахской речи.
Определяем тему урока:
Перед вами опорные слова к нашему уроку (на русском и казахском языках). Внимательно посмотрите на ключевые слова, на иллюстрацию на экране и сформулируйте тему нашего урока (учащиеся называют тему урока).
На слайде тема урока на русском и казахском языке.
Определяем цели и задачи урока:
На какие вопросы мы должны сегодня получить ответы? (высказывания учащихся).
2. Работа с текстом учебника.
Прочитать §10 п.1. стр.52-53, время на прочтение 5 минут.
- Что такое ВШП?(условное название торговых караванных путей. соединявших Восток и Запад Евразии);
- В каком веке начал функционировать ВШП? (2 век до н.э.)
- Когда он прекратил свое существование? Почему? (15 век н.э., открытие морских путей);
Задание для учащихся на слайде: посчитайте, сколько лет существовал ВШП?
Учащиеся устно считают. Ответ проверяем на экране.
- Почему ВШП получил такое название? (Главным товаром являлся шелк, а Великий - так как проходил практически через весь материк Евразия и соединял торговыми путями разные народы и государства Востока и Запада).
- как на казахском языке звучат слова Восток и Запад? (учитель записывает на доске: Шыгыс и Батыс, шелк-жiдек)
3. Работа с картой.
Рассказ учителя с опорой на слайды презентации.
Запись в рабочие тетради:
Общая протяженность ВШП - 7000 км.
Начало ВШП - Китай, долина реки Хуанхэ
Заканчивался - Римская империя
Одно из направлений ВШП проходило по территории Казахстана: это Жетысу, Южный и Западный Казахстан.
Посмотрите внимательно на карту:
что показывают мигающие значки, что они обозначают? (города, на казахском языке - кала), запись на доске.
Назовите самые крупные и известные средневековые города Казахстана:
Сыгнак, Тараз, Отрар, Баласагун, Коялык и др.
Демонстрация слайдов по городам.
Все эти города были крупными центрами торговли, ремесленничества, культуры.
Все средневековые города состояли из трех частей.
Задание для учащихся:
- назовите части средневекового города (прочитать стр.53, последний абзац)
цитадель, шахристан, рабадРабота с презентацией. На парте раздаточный материал у каждого ребенка.
Итак, богатые купцы, торговцы собирали свои товары, снаряжали караваны и отправлялись в далекие страны.
Керуен - караван. Для чего купцы объединялись в караваны? (для совместной защиты)
4. Товары ВШП.
И только археологические раскопки средневековых городов позволили нам узнать, какие же товары распространялись по ВШП.
Задание для учащихся:
Отправить три разных каравана. Мне нужна ваша помощь. Все вы сейчас станете купцами и торговцами.
Купцам 1 ряда нужно собрать караван, везущий овощи-фрукты, разные продукты.
Купцам 2 ряда собрать караван с диковинными животными.
Купцам 3 ряда собрать караван с различными вещами, предметами быта.
Итак, сумеют ли торговцы и купцы из огромного количества товаров найти свои.
Работа в группах непостоянного состава: учащиеся выбирают свой товар и прикрепляют название товара на доску, называя товар вслух (товары подписаны на русском и казахском языках)
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
овощи-фрукты животные предметы быта
Торговля - одно из главных назначений ВШП, но историческое значение функционирования ВШП заключается еще и в том, что по этому пути распространялись религиозные взгляды, идеи, народы и страны обменивались культурными достижениями, знакомились с культурой других народов и государств.
5. Закрепление изученного материала.
Продолжи предложения. Работа со слайдом. Учащиеся по желанию зачитывают свои ответы.
6. Рефлексия.
Задание для учащихся: оцените свою работу на уроке. Прикрепите стикер к выбранному верблюду.
Учитель подводит итог. Выставляет оценки.
Домашнее задание: §10, читать, ответить на вопросы параграфа.