Социально-образовательная интеграция детей нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 VIII вида»
Щелковского муниципального района
Московской области
141100 Московская область тел.: 8 (496) 566-74-67
Щелковский район факс: 8 (496) 566-74-67
г. Щелково, ул. Заводская, д. 1 А
Выступление на муниципальном проблемно-тематическом семинаре по теме: «Социально-образовательная интеграция детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях».
Подготовила: Черярина Е.В.
Учитель-дефектолог первой квалификационной категории
«Социально-образовательная интеграция детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях»
Слайд 1
В последние годы происходит обновление системы образования, сближения специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с проблемами развития и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии. Но, как показывает опыт, у детей с нарушениями слуха, которые обучаются в массовой школе, возникают проблемы в личностном развитии, трудности общения и поведения. Они вызваны не только исключительно специфическими особенностями глухих учащихся, их дефектом, но также и особенностями той школьной среды, в которую они попадают. Здоровые силы организма, интеллектуальные, духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остаётся в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг – глухоту и её следствие – немоту возможно лишь при специальном обучении сурдопедагогом-дефектологом, создавая при этом соответствующие природе глухого человека условия. Это самая трудная задача, решаемая лишь в условиях специального обучения глухих детей.
Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей.
Для эффективной инклюзии ребенка с нарушенным слухом, помимо его личностных возможностей к адаптации и развитию, необходима реализация следующих условий: ранняя диагностика, адекватная медицинская коррекция слуха, своевременная психолого-педагогическая помощь ребенку и его семье.
Современные достижения в области медицины, психологии, педагогики позволяют оптимизировать процесс реабилитации детей с нарушенным слухом и подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.
В инклюзивной практике образовательных учреждений дети с нарушениями слуха находятся в условиях, приближенных к полноценной жизни в обществе, а нормально развивающиеся школьники знакомятся с плохо слышащими, что способствует воспитанию у них чувства сопереживания и желания помочь.
Слайд 2
Положительные примеры инклюзивного образования показывает, что формирование у ребенка с нарушением слуха мотивации общения со слышащими одноклассниками, развитие навыков коммуникации и социального поведения способствует росту их интеллектуального и духовного потенциала. У детей с нарушением слуха исчезает страх общения со сверстниками, а дети с нормальным слухом учатся понимать и принимать непохожих на них детей, что в дальнейшем формирует новое поколение людей, адекватно воспринимающих человека с ОВЗ.
Основной целью социально-образовательной интеграции (инклюзии) учащиеся нарушенным слухом является развитие коммуникативной культуры, обучение необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального поведения, которое ожидаемо обществом, обусловлено социальной позицией, связанной с определёнными правами, обязанностями и культурными нормами.
Таким образом, социально-образовательная интеграция (инклюзия) предполагает такую организацию совместного обучения, при котором обеспечивается комплекс условий, необходимых для приобретения учащимися опыта положительного социального взаимодействия.
Слайд 3
Достижение положительного эффекта и в решении социально-образовательной интеграции (инклюзии) возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса. Для этого необходимо:
Создать условия для освоения адаптированной образовательной программы всеми учащимися с нарушенным слухом:
. организация безбарьерной, развивающей предметной среды;
. проектирование индивидуального образовательного маршрута командой специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;
. создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
. формирование у детей с нарушенным слухом позитивной, социально-направленной учебной мотивации;
. применение адекватных соответствующих методов, приемов, форм организации учебной деятельности;
. разработка необходимых учебных и дидактических материалов.
Адаптировать глухих и слабослышащих детей в группе нормально слышащих сверстников в школьном сообществе:
. проведение уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на социальное развитие, формирование коммуникативных навыков, познавательной и учебной деятельности детей;
. использование внеклассной работы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
. привлечение адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Использовать дополнительные ресурсы для организации специальных образовательных условий:
. коррекционно-развивающее сопровождение детей с нарушениями слуха, психологическое, социальное и консультативно-методическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами школы и «внешних» социальных партнеров – методических центров, ПМПС-центров, специальных (коррекционных) учреждений, общественных организаций;
. взаимодействие с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Повышать профессиональные компетенции педагогов и других специалистов, обучающих детей с нарушением слуха:
. организация специальной подготовки учителей и специалистов общеобразовательной школы и формирование у них компетенций в области специального (коррекционного) образования;
. совершенствование профессиональных компетенций для обеспечения системности организации учебно- познавательной деятельности, полноты и осознанности усвоения неслышащими и плохо слышащими учащимися учебного материала.
Слайд 4
Дети с нарушениями слуха могут иметь различные уровни подготовки к включению в общеобразовательную школу.
Возможно выделение трех основных групп детей по уровню речевого, психического и общего развития, чем определяется готовность к инклюзивному обучению.
Не готовые к обучению в условиях общеобразовательной школы (низкий уровень развития).
Минимально подготовленные к обучению в общеобразовательном учреждении (близкий к среднему уровень развития).
Максимально подготовленные к обучению в общеобразовательной школе (высокий уровень развития).
Вне зависимости от уровня готовности включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную среду будет эффективным при наличии следующих составляющих:
. наличие нормативно-правовой базы;
. обеспеченность материально-техническими, кадровыми и методическими ресурсами;
. развитие социально-нравственного потенциала всех участников образовательного процесса.
Слайд 5
Обязательным является обеспеченность необходимыми материально-техническими ресурсами.
К материально-техническим ресурсам в первую очередь относится архитектурная среда учреждения.
При организации «безбарьерной среды» для детей с нарушенным слухом необходимо помнить, что основным источником получения информации ля них является зрительный анализатор.
Именно поэтому максимальное количество информации для такихшкольников должно быть визуализировано, представлено на удобно расположенных и доступных детям стендах с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правила безопасности, распорядках в учреждении, расписание уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д. Информация может быть размещена на табло с «бегущей строкой» на этажах.
Световая индикация начала и окончания урока в классах и в помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, столовая, библиотека и т.д.) позволяет детям ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свою рабочее время.
Доступный Интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС-сообщений необходимы учащимся с нарушенным слухом для обеспечения возможности контактировать с родителями, сверстниками и учителями.
Необходимо продумать и организовать специальное место для отдыха, комнату релаксации, в которой ребенок с нарушенным слухом может расслабиться и получить возможность «отключить» слуховой и зрительный анализатор.
Слайд 6
Организация рабочего пространстваребенка с нарушенным слухом в классе- значимая часть работы по созданию условий для успешной социальной интеграции ребенка с нарушенным слухом.
Главным при создании рабочего пространства ученика с нарушенным слухом является наличие исправного слухового аппарата /кохлеарного импланта, которым активно пользуется ребенок. При необходимости возможно использование FM–системы (учитель-ребенок) для улучшения разборчивости речи в помещении класса.
Важным моментом является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и быстрее адаптировался, рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь одноклассников.
Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом – справа от слышащего ученика-партнёра, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока (при записи номера задачи, задачи и т.п.)
Слайд 7-8
Еще одним важным условием успешной социально-образовательной интеграции детей с нарушением слуха является обеспеченность кадровыми ресурсами.
Обучение администрацией зам. директоров для обеспечения преемственности и развития адаптивной среды в школе на всех ступенях (начальной, средней, старшей) необходимое условие организации взаимодействия между всеми учителями, которые работают с плохослышащими/неслышащими детьми.
Форма работы с педагогическим коллективом могут быть весьма разнообразны: разработка специалистами методических материалов для педагогов школы и внедрение их в повседневную практику интегрированного/инклюзивного образования; проведение семинаров, тренингов, деловых игр для учителей; индивидуальные консультации у специалистов разного профиля ( психологов, сурдопедагогв, логопедов и др.)
Кроме того, в штатное расписание должна быть введена должность координатора по инклюзии и тьютора, в обязанности которых входит кроме сопровождения образовательного процесса, деятельность по реализации мероприятий, направленных на социальную адаптацию школьников с нарушением слуха, включенных в программу интегрированного / инклюзивного образования. При этом изменяются и расширяются задачи, которые необходимо решать данным специалистам – сурдопедагогам, логопедам, психологам.
Главной задачей сурдопедагога становится совершенствование навыков слухозрительного восприятия устной речи (в том числе и в сложных акустических условиях) и навыков коммуникации. Логопед, помимо работы над внятностью речи, занимается проблемой развития устной и письменной речи. Работа психолога направлена на формирование личностных качеств, позволяющих детям с нарушением слуха активно принимать участие в жизни классного и школьного коллектива. Все это способствует максимальному включению ребенка с нарушением слуха как в учебный процесс, так и во внеурочные мероприятия, что способствует скорейшей его адаптации в общеобразовательной среде.
Слайд 9
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образованияслабослышащих и позднооглохшихобучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образованиядля слабослышащих и позднооглохших обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20% (варианты 2.1, 2.2.), 70% и 30% (вариант 2.3.).
Соотношение частей и их объем определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт).
АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Слайд 10
Вариант 2.1. для детей, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращённую к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
Таким образом, по варианту 2.1. могут обучаться 1) глухие дети с кохлеарнымиимплантами, вступающие в коммуникацию и обладающие развернутой речью, которая или сформирована еще до операции на зрительно-слуховой или слухо-зрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным), или имплантированные в раннем и дошкольном возрасте; 2) оглохшие дети со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и коммуникацией.
Требования к результатам освоения Программы коррекционной работы включают:
1)овладениеосновнымиобразовательныминаправлениямиспециальнойподдержкиосновнойобразовательнойпрограммы
2) овладениеобучающимисясоциальной (жизненной) компетенцией.
Целью реализации АООП НОО (вариант 2.2)предполагает развитие у слабослышащих и позднооглохших обучающихся социальной (жизненной) компетенции, целенаправленное формирование словесной речи (в письменной и устной формах), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов как со слышащими детьми и взрослыми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха.
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
На основе АООПНОО (вариант 2.2) нормативный срок обучения составляет 4 года в I отделении (1-4 классы) и 5 лет во II отделении (1-5 классы). Указанный срок обучения во II отделении может быть увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса для детей не получивших дошкольного образования. Выбор продолжительности обучения (за счет введения первого дополнительного класса) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе.
В спорных случаях (вариант 2.2 или 2.3) на момент поступления ребёнка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 2.2). В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 2.3.
Вариант 2.3 предполагает развитие у слабослышащих и позднооглохших обучающихся в большей степени (социальной) жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).Вариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
Нормативный срок обучения - 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения первого дополнительного класса) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе.
АООП НОО (вариант 2.3.), это обязательно дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, но получившие в результате реабилитации на запускающем этапе способность к естественному развитию коммуникации и речи (с учетом структуры дополнительных отклонений в их развитии).
Слайд 11
Адаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияглухихобучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих детей (АООПНОО) –это образовательная программа, адаптированная для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант 1.1 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения(1 - 4 классы).
Данное направление предусматривает: развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Реализация требований данного варианта стандарта подразумевает обязательное включение семьи глухого ребенка, в частности его родителей (или лиц их заменяющих) в процесс психолого-педагогического сопровождения. Родители глухого ребёнка (или лица их заменяющие) в письменной форме выражают желание обучать своего сына/дочь совместно со слышащими сверстниками, а так же–готовность систематически оказывать помощь своему ребёнку в условиях семейного воспитания.
Психолого-педагогическаяхарактеристикаглухихобучающихся.
АООПНОО (вариант1.1.) адресована глухим детям (со слуховыми аппаратами /или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня психофизического развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками, понимают простую обращенную устную речь, при этом собственная речь внятная, понятная собеседнику( допустимы нарушения произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, не влияющие на общее понимание смысла собеседником).
Вариант 1.2. предполагает развитие у глухих обучающихся жизненной компетенции, целенаправленное формирование словесной речи (в письменной и устной формах), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов как со слышащими детьми и взрослыми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха.
АООП НОО (вариант 1.2) предназначен для глухих детей, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению начального общего образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности.
На основе АООП НОО (вариант 1.2) глухие обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки: пять лет (1 -5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование, способствующее освоению начального основного образования на основе данного варианта АООП; шесть лет (1 дополнительный, 1- 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению начального основного образования на основе на основе данного варианта АООП.
Реализация АООП (вариант 1.2) обеспечивает глухим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования (в соответствующих образовательных условиях) достижениюитоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Слайд 12
Вариант 1.3. – АООП НОО для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Реализация АООП НОО (вариант 1.3) предполагает, что глухой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, несопоставимое на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования с результатами образования нормативно развивающихся сверстников.
Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.3) составляет 6 лет (1-VI классы).
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся. На основе Стандарта создается АООП НОО, к которой может быть с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к обучающемуся и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.
Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.
В соответствии со Стандартом (вариант 1.3) обучающимся обеспечивается нецензовый уровень начального образования. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухими обучающимися в варианте 1.3. с оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
и овладения доступными видами трудовой деятельности.
Задачами реализации программы являются:
– формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
– овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
– развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты под руководством педагога.
Слайд 13
Вариант 1.4. Стандарта для глухих обучающихся предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость, тяжелые множественные нарушения развития.
Данная образовательная программа может быть рекомендована также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, имеющих данные интеллектуальные нарушения развития при реализации с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей .Адаптированная основная образовательная программа для глухих обучающихся (вариант 1.4) направлена на развитие у них необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Образование глухих обучающихся (вариант 1.4.) связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой ориентировки, умению использовать сформированные умения и навыки в повседневной жизни.
Смыслом образования таких детей является индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого глухого ребенка с выраженной умственной отсталостью пределах. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах.
Таким образом, социально-образовательная интеграция детей с нарушениями слуха – это «включение» их в общество, в обычные межличностные отношения и формы социальной жизни. Успешность социально- образовательной интеграции ребенка с нарушенным слухом связана с подготовленностью социальной макро-и микросреды, а также с готовностью самого глухого/ слабослышащего ребенка к включению в образовательное пространство.