Этнические процессы в Казахстане в XIV- XV вв. Завершение образования казахской народности.
Предмет: История Казахстана.
Учитель: Дашкина Ж.К.
Класс: 7
Тема: Этнические процессы в Казахстане в XIV- XV вв. Завершение образования казахской народности.
Цель:
Изучить этнические процессы в Казахстане в XIV- XV вв, дать представление о процессе формирования казахской народности, его этапах;
Развивать умение работать с историческими источниками, выделять главное. обобщать и систематизировать, составлять опорные конспекты, делать выводы;
Воспитывать культуру умственного труда, чувство интернационализма и национальное самосознание;
Оборудование: электронные презентации, флипчарт, раздаточный материал.
Тип урока: освоение нового материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды работ: работа с терминами (словарная), работа с тестовыми вопросами, самостоятельная работа в группах, работа с учебной и дополнительной литературой, просмотр электронной презентации, работа во флипчарте.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Решение ребуса (определение темы урока - задание 1 в структурной карте)
Формулирование целей урока, ознакомление с планом работы.
II. Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя:
В мире живет более тысячи народов и национальностей. У каждого свой исторический путь формирования. А формирование народа – процесс длительный, продолжающийся столетия, а то и тысячелетия. Такой процесс своего формирования пережил и казахский народ. Как проходил этот процесс, его этапы мы рассмотрим на уроке (объясняю формы работы, акцентирую внимание учащихся на структурной карте)
Работа в группах (10 минут)
I группа (антропологи)
Задание:
Проследить процесс образования казахской народности с точки зрения антропологии и представьте его в виде электронной презентации.
Покажите основные этапы процесса образования казахской народности.
II группа: (картографы)
Задание:
Составьте карту-схему расселения племен на территории Казахстана в средневековье.
Расположите на карте родовые тамги и по цветовой гамме определите территории жузов. Нанесите на карту границы жузов и прокомментируйте границы жузов.
Проанализируйте материал учебника «Формирование этнополитической общности в Казахстане» и сделайте вывод по алгоритму:
Какие государства сыграли главную роль в формировании казахского народа?
Какой язык стал основой казахского языка и почему?
Почему историки считают, что процесс формирования этнополитической общности в Казахстане завершился в XV веке?
III группа (источниковеды)
Задание:
Проанализируйте исторические источники и определите социальное, этническое и политическое значения слова «казах».
IV группа (этнографы)
Задание:
Подготовьте легенды о происхождении терминов «Алаш», «жуз» и «казах».
В историческом романе Ильяса Есенберлина «Кочевники» найдите описание истории распределения родовых знаков. Кто и где определил каждому роду свой знак?
Используя «Материалы к истории киргиз-казакского народа» (раздел «генеология киргиз-казакских родов») Мухамеджана Тынышпаева и генеалогическое древо тюркских народов, определите, какие народы имеют у себя представителей главнейших казахских родов. Как вы думаете, к чему обязывают нас общие корни тюркских народов?
Vгруппа (эксперты)
Задание:
Подготовьте вывод по теме «Этнические процессы в Казахстане в XIV- XV вв. Завершение образования казахской народности, используя выступления всех групп.
Определите степень участия всех групп и отдельных учеников. Оцените их работу на уроке.
Выступление групп:
Учитель: антропологи проследили процесс образования казахской народности и сейчас покажут нам основные этапы образования казахской народности (Антропологи – все задания) по электронной презентации
( учащиеся выполняют задание 2 в структурной карте)
Учитель: картографы приготовили нам карту-схему, по которой мы можем рассмотреть формирования этнополитической общности в Казахстане. Слово картографам (Картографы - задания 1,2.) по флипчарту
( учащиеся выполняют задание 3 в структурной карте)
Учитель: так почему же тогда казахов назвали казахами? Почему народ не получил название кыпчаки по названию многочисленного племени, чей язык стал языком общения казахов? Изучением этой проблемы занимались источниковеды. (Источниковеды) по документу, по слайдам
( учащиеся выполняют задание 4 в структурной карте)
Учитель: народ сохранил легенды, повествующие о происхождении казахского народа и жузов и родовых - знаков. Послушаем, что расскажут нам этнографы. (Этнографы - задания 1, 2.)
Учитель: картографы приготовили нам карту-схему, по которой мы можем рассмотреть расселение племен на территории Казахстана по родовым тамгам и определить территории жузов. (Картографы - задания 3, работа с картой, определение границ жузов) по флипчарту
Учитель: неужели казахские рода и племена расселились только на территории Казахстана? Куда же делась часть огузов, которая переселилась в Малую Азию? Где те роды, которые в составе монгольского войска отправились покорять западные страны? Неужели они смешались с местным населением и растворились в нем? (Этнографы - задания 3.) по слайду с генеалогическим древом
III. Закрепление
Самостоятельная работа над выводом (учащиеся выполняют задание 5 в структурной карте)
Рефлексия (в структурной карте)
IV. Итог урока
Запись в дневники. Д/З параграфы 30-31, подготовить генеалогию своего рода до седьмого колена.
Выставление оценок за урок и подведение итогов работы на уроке экспертной группой.
Эталоны ответов
Антропологи
Учитель: антропологи проследили процесс образования казахской народности и сейчас покажут нам основные этапы образования казахской народности.
Слайд 1. (понятия)
Антропология изучает физические изменения строения тела человека в процессе исторического развития, характерные, присущие определенной народности или народу физические признаки (рост, цвет кожи, строение лица и т.д.).
Историческая антропология - одна из отраслей исторической науки. Она изучает внешний облик, строение человека, генетическую наследственность, изменения, произошедшие у людей, которые в определенный исторический период жили в определенном регионе.
Наша группа рассмотрела процесс образования казахской народности по антропологическим данным и выявила, что этот процесс можно разделить на три периода.
Сначала рассмотрим антропологию древних жителей Казахстана.
Слайд 2. Антропологические данные племен, которые жили на территории Казахстана в эпоху бронзы. (стр 135 6 кл старый учебник скульптурное изображение женщины эпохи бронзы)
Какой же была внешность людей, оставивших нам андроновскую культуру?
Племена, которые населяли Центральный, Восточный и Западный Казахстан в эпоху бронзы, в антропологическом плане изучены довольно полно.
Они относятся к европеоидной расе. Лица их были вытянуты, нос прямой, кожа светлая, волосы русые, рост средний. С черепа женщины, найденного в Алексеевском заxopoнeнии в Костанайской области, известный антрополог М.М. Герасимов выполнил скульптурную реконструкцию.
Найденный в захоронении Ойжайлау в Жамбылской области череп той же эпохи показал такой же внешний вид умершей: крупная голова, суженное лицо, небольшой курносый нос. Обычно такой же тип лица характерен для черепов в захоронениях Восточного Казахстана конца эпохи бронзы - начала эпохи железа.
Лица людей по реставрированным черепам из Западно- Казахстанской области несколько другие: голова более округлая, лицо плосковатое, глазницы глубокие, впалые, нос с горбинкой.
Слайд 3. Внешность людей эпохи раннего железа. (Бюст сака. Антропологическая реконструкция Г.В. Лебединской. Сакский вождь. Реконструкция по материалам кургана Аралтобе.)
Антропологические типы лиц людей, живших в эпоху железа, по сакским и сармато-уйсунским племенам различаются между собой.
Череп саков небольшой, лицо плоское, глазницы большие, надбровные кости чуть выступают, нос с горбинкой. Хотя саки относятся к европеоидной расе, но по сравнению с андроновцами, похоже, европеоидные признаки у них стали смываться.
Это видно из того, что череп сака стал более округлым, лоб более покатым, уменьшилась горбоносость, а глазницы стали более выпуклыми. Эти изменения говорят о том, что во внешности саков стали появляться монголоидные признаки.
Монголоидные признаки больше замечаются у саков, живших в Северном и Восточном Казахстане. А у саков Жетысу и Южного Казахстана эти монголоидные признаки выражены меньше.
Слайд 4. Внешний облик сарматов (4.Сарматский вождь. Реконструкция Е.В. Веселовской )
Внешний облик сарматов, живших на территории Казахстана, сходен с внешним обликом уйсунов, которые жили в Жетысу. Однако в их внешнем виде было больше признаков европейских племен, которые жили в эпоху бронзы в среднем течении Волги.
Слайд 5. Внешность древнего уйсуна (3. Усуньский мужчина. Антропологическая реконструкция Г.В. Лебединской.)
Внешность древнего уйсуна, жившего в Жетысу, по палеоантропологическим материалам (череп древнего человека) воссоздал М.М. Герасимов. Голова уйсуна была ни удлиненной и ни плоской, а среднего размера. Этот признак также свидетельствует, что у уйсунов признаки монголоидной расы стали ярче проявляться, чем у саков. Надо сказать и еще об одной особенности. Дело в том, что признаков монголоидной расы у мужчин - уйсунов было меньше, чем у женщин. Это можно объяснить следующим образом. Уйсуны были тесно связаны с тюркскими и другими племенами, жившими в Восточном Туркестане (северо-запад современного Китая).
В сарматских захоронениях эпохи позднего железа по черепам умерших можно предположить, что у них больше стало монголоидных признаков. Однако у сарматов этих признаков меньше, чем у уйсунов.
Вывод:
В эпоху бронзы на территории Казахстана жили люди с европеоидными признаками внешнего облика: светлая кожа, глаза голубые, рост средний, голова продолговатая, овальная, нос крупный. Вместе с тем, судя по некоторым письменным историческим сведениям, в эту эпоху местное население стало приобретать и монголоидные признаки.
В настоящее время есть конкретные данные об антропологических характеристиках внешнего облика саков, уйсунов, сарматов, живших в эпоху раннего железа. У них преобладали антропологические признаки европеоидов. Вместе с тем, у этих народностей монголоидных признаков было больше, чем у андроновцев. В эпоху железа и позже стали преобладать монголоидные признаки, это было связано с тем, что в тот период на территории Казахстана происходил сложный этнический процесс, вызванный переселением различных племен с востока, начатый гуннами. Монголоидные черты усилились с монгольскими завоеваниями.
Слайд 6. Исторические периоды сложения казахской народности
Первый период
Ранний период тюркской эпохи
Вторжение гуннов, взаимовлияние сарматов, уйсуней, канлов и гуннов.
Второй период
Тюркская эпоха (V- XIII вв.)
Переселение тюркских племен с востока.
Третий период
Период монгольских завоеваний (XIII – XIV вв.)
Усиление монголоидности антропологического облика
Четвертый период
Период образования и становления Казахского ханства (XV - XVI вв.)
Завершение образования казахского народа
Слайд 7 Условия образования народности (схема)
Условия образования народности:
Определенный уровень развития духовной и материальной культуры;
Собственная территория с четко обозначенными границами;
Общность этнического состава;
Общность языка;
Картографы
Учитель: картографы приготовили нам карту-схему, по которой мы можем рассмотреть формирования этнополитической общности в Казахстане. Слово картографам.
Вывод:
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды, где преобладали кыпчаки. Именно вокруг них объединились родственные племена, в общении использовали кыпчакский язык, который стал основой казахского языка. К XV веку на территории Казахского ханства племена по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожи. Таким образом, все условия образования народности к этому времени сложились. Образование Казахского ханства в XV веке привело к завершению процесса образования казахского народа, который длился более четырех тысяч лет.
Источниковеды
Учитель: Так почему же тогда казахов назвали казахами? Почему народ не получил название кыпчаки по названию многочисленного племени, чей язык стал языком общения казахов? Изучением этой проблемы занимались историографы.
Слайд 1. О происхождении термина «казах».
Источники:
Фальк И. Полное собрание ученых путешествий по России,
Петр Паллас «Путешествие по разным провинциям Российского государства»
С.Г.Кляшторный. Т.И. Султанов. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Статья «Казах: слово и этноним».
Наша группа работала над исследованием вопроса о происхождении термина «казах». Мы изучили материалы по истории казахского населения Иогана Фалька, шведского врача, который работал в Петербургской академии наук и провел в 1769 - 1773 гг. экспедицию в Казахстан, Поволжье и Западную Сибирь. Изучили фрагмент книги Петра Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства». Также статью Турсуна Султанова и Сергея Григорьевича Кляшторного «Казах: слово и этноним». Из этих источников мы выяснили, что в исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова «казак». Одни выводят его из тюркских глаголов «кез» - «скитаться», «кач» - «бежать». Есть исследователи, которые считают возможным выводить слово «казак» из монгольского термина «касак-терген», обозначающий род повозки. Но каким бы, ни было происхождение термина «казах», оно первоначально имело нарицательное значение в смысле «свободный», «изгнанник», «скиталец».
Не имея ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» означало вольного человека, отколовшегося от своего народа. Кстати отсюда слово «казак» и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, постоянного места жительства, вольных.
Поначалу значение термина «казах» было социальным, это статус человека по отношению к правителю, государству. Казаком мог стать любой, кто ушел от своего правителя.
Позже, с образованием казахского ханства казахами стали называть жителей нового ханства, слово приобрело политическое значение. Оно означало принадлежность новому свободному государству – Казахскому ханству.
Еще позже слово приобрело и этническое значение – оно стало означать принадлежность к казахскому этносу.
Таким образом, мы выяснили, что термин «казах» имеет три значения:
Слайд 2.
Значения термин «казах»:
Социальное значение слова «казах» - свободный, вольный;
Этническое значение – народность, позже национальность;
С образованием Казахского ханства термин «казах» приобретает политическое значение. Так стали называть жителей Казахского ханства.
Этнографы
Учитель: народ сохранил легенды, повествующие о происхождении казахского народа и жузов. Послушаем, что расскажут нам этнографы.
О происхождении терминов «Алаш» и «жуз» (легенды)
Судя по рукописям «Казахской летописи», термины «Алаш» и «жуз» употреблялись еще задолго до монгольского нашествия. Алаш - это первый общинный союз тюркских племен в древности. Об этом союзе в народе бытует много легенд.
Вот одна из них. В древности батыр по имени Кадыр был военачальником. Он не раз участвовал в походах и сражениях. Во время одного из походов, тяжелораненный, он в одиночестве остается в безлюдной и безводной степи. Когда он находится при смерти, к нему прилетает лебедь и, напив водой, спасает его и затем приводит к берегу большого озера. Это была красивая, светлокожая девушка, прилетевшая в облике лебедя. Выздоровев, Кадыр женится на ней. У них рождается сын, которому дают имя Казах. От Казаха рождаются трое сыновей: Акарыс, Бекарыс и Жанарыс. От них исходит три жуза: от Акарыса - Великий жуз, от Бекарыса - Средний жуз, от Жанарыса Младший жуз.
По китайским источникам, происхождение слов «казах», «алаш» и «жуз» таково: в древности на берегу Сырдарьи жил хан Кызыл Арыстан (дословно Красный лев). Одержав победу в походе, он берет в плен красивую девушку. Она становится женой хана. Вскоре она рожает пятнистотелого сына.
Усмотрев в этом недоброе предзнаменование, решают бросить его в воды Сырдарьи. Ребенка спасает старый рыбак. У него не было своего ребенка, и он усынвляет его. Мальчик растет умным и смелым джигитом. Его имя Алаш быстро распространяется среди народа. Услышав о нем, хан берет его в свою ставку. Однако приближенные хана отговаривают его. И советуют ему выделить для сопровождения Алаша несколько сотен джигитов и отпустить его, куда он пожелает. Хан Кызыл Арыстан приказывает батырам Усуню, Болату и Алшыну со своими сотнями (всего триста джигитов) присоединиться к Алашу. Все джигиты были смелыми и отважными. Эти триста джигитов, преданные Алашу, совершают походы и подчиняют себе своих соседей, чем заслуживают имя «казах», что значит «смелые добровольцы» и «вольные люди».
В Центральном Казахстане, на месте, где реки Каракенгир и Сарыкенгир соединяются воедино, на вершине высокого холма есть древнее захоронение с куполом – кумбез Алаша хана, построенный в X – XI веках, позже в XIV – XV веках он был достроен. Может быть, действительно в те далекие времена и жил здесь Алаша хан, имя которого донесла до нас легенда.
Слайд 1. Мавзолей Алаша хана.
В народной легенде говорится, что разделившись на три жуза, участники большого собрания, курултая, высекли на стене свои тамги – родовые знаки в местности Нура в Жетысу. Считается, что это произошло в X-XII веках, окончательно жузы сформировались во время правления хана Хакназара (во второй половине XVI века).
Слайд 2. Знаки Нуры.
Вот как описывает Ильяс Есенберлин в историческом романе «Кочевники» историю распределения родовых знаков.
Великий прорицатель Асан-Кайгы дал каждому роду свой знак.
- Наш предок, великий законодатель Майхы бий из рода древних уйсуней, еще во времена Чингисхана, когда все называли себя монголами, назвал нас казахами,- сказал он.- Наше казахское знамя поднял над степью. Так пусть же знаком уйсуней останется это знамя!
Все одобрительно зашумели, приветствуя знак у усуней.
- Посредине всех наших родов живут аргыны, сохранившие в нетронутом виде наши слово и мысль. Глаза - знак человеческой мудрости - были издавна их знаком. Так пусть останется он у apгынов!
Снова склонились сотни голов в утверждение этого.
- Кипчак встал первым при вражеском нашествии. Так пусть будет его родовым знаком боевая секира, воздетая над врагами!
- Слава тебе, Асан-Кайгы! - откликнулась сходка.
Сорока казахским родам были розданы родовые знаки. Мастеровые - туленгуты высекли на огромной глыбе черного гранита эти знаки, и каменный столб остался стоять в древнем урочище Кара тауз. Так и называют с тех пор в народе это место - Знаки Hyры.
Картографы
(карта с тамгами и определение границ жузов
Учитель: неужели казахские рода и племена расселились только на территории Казахстана? Куда же делась часть огузов, которая переселилась в Малую Азию? Где те рода, которые в составе монгольского войска отправились покорять западные страны? Неужели они смешались с местным населением и растворились в нем?
Этнографы
(рассказывают по генеалогическому дереву)
Посмотрите на генеалогическое древо тюркских народов. Вы видите, что наши корни общие со всеми тюркскими народами. Многочисленные завоевательные походы и войны привели к расселению казахских родов на огромной территории Евразии. Современные родственные казахам народы имеют у себя представителей главнейших казахских родов. Среди киргизов можно встретить найманов, конратов, кыпчаков и аргынов. Среди узбеков – уйсунов, канглов, жалаиров, найманов. Кыпчаков можно встретить среди ногаев, башкир, крымских и казанских татар. Среди туркмен есть уйсуне, киреи, аргыны, кыпчаки и алшины. Венгры – мадьяры – маджары и гагауз халыкы в Молдавии имеют общие корни с казахами.
Все мы имеем общие корни, и хочется, чтобы это удерживало народы от разногласий, объединяло и крепило дружбу между народами. Ведь дружба – созидает, а вражда разрушает этот мир.
Слайд 1. Генеалогическое древо тюркских народов
ДОКУМЕНТЫ
И. Фальк «О происхождении термина казах»
Фальк Иоган Петер (1727 - 1774) - шведский врач и естествоиспытатель. Работал в Петербургской академии наук. В 1769 - 1773 гг. провел экспедицию в Казахстан, Поволжье и Западную Сибирь, собрал материалы по истории казахского, татарского и калмыцкого населения.
«Издавна киргизы разделились на три отдельные орды, т. е скопища (Horden) или (Orden), а каждая орда - на десять центурий, или тысяч. «Кёргер», люди степи,- так называют киргизы Большую Орду (Koerger). Обе другие орды присвоили себе наименование «кир-казак» от слова «кир» - пустыня и «казак» - смельчак.
Фальк И. Полное собрание ученых путешествий по России,
издаваемое Императорской Академией наук. СПб., т. 7, статья VII.
П.С. Паллас «О происхождении племени казах»
Паллас Петр Симон (1741 – 1811) – русский естествоиспытатель, член петербургской академии наук. Приехав в Россию из Германии. В 1768 – 1774 г. возглавлял экспедицию в Казахстан, Поволжье, Сибирь. Автор труда «Путешествие по разным провинциям Российского государства», об этнографии и истории народов восточных районов России, в том числе и о казахах.
«Сей народ называет сам себя Киргис-хазак, под которым именем он известен и своим соседям россиянам и калмыкам. Но киргизцы рассказывали мне следующее происхождение сего имени. Прежде жили они купно с турками и распространялись до Ефрата; там управляли ими особливые владельцы, из числа коих Иазыд-хан был последний в сей стране. Сей хотел овладеть грецким престолом и для того умертвил двух Магометов внуков Хозан и Хусаин именуемых и родившихся от его дочери. Но как сие смертоубийство открылось, то турки как его, так и всех киргизцев из их жилищ прогнали вооруженною рукою. Потом они были соседи нагайскими татарами, но, наконец, и сами были завоеваны и прогнаны из той степи, которою они ныне владеют. После того их орда поддалась некоторому Кергис-хану коего подданные были соседи дзюнгорам и монголам; и помянутый Кергис-хан употреблял их только в военную службу. Но они и ему сделавшись неверными, переселились в нынешние свои жилища, и оттуда принесли с собою имя киргиз-хазак, которое значит кергис-ханского военнослужащего да они и думают, что все российские казаки, как свое название, так и военнодействие от них приняли».
Прошлое Казахстана: Сб. С.143-144
Казах: слово и этноним.
Турсун Икрамович Султанов – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения города Петербурга. Сергей Григорьевич Кляшторный – профессор, заведующий Сектором тюркологии и монголистики Института востоковедения.
Одно из ранних упоминаний слова казак в мусульманских письменных памятниках встречаем в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 г. и изданном в Лейдене в 1894 г., со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».
В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Одни выводили его из тюркских глаголов каз «рыть», кез «скитаться», кач «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз «гусь» и ак «белый»; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово казак из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающий род повозки.
Но каково бы ни было происхождение слова казак, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение в смысле свободный, бездомный, скиталец, изгнанник.
Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово казак обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени или своего сеньора и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати, отсюда слово казак и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий и постоянного местожительства, вольных, гулящих людей, а также вольнонаемных батраков и т.д. Хотя слово казак зарегистрировано на севере Руси с конца XIV в., но все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.
Иными словами, исходное значение термина казак - социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим, - казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без сопровождения - казак; молодец, по выражению Бабура, «неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага» - тоже казак. Людей, ведших кaкoe-то время образ жизни казака, по необходимости или по доброй воле.
Казаком мог стать любой человек, будь он тюрк или пере, рядовой кочевникекотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр, его внук Мухаммад. Шейбани.
В мае 1507 г. Шейбани-хан со своими военными силами вступил в пределы Хорасана и захватил Герат, Астрабад, Гурган и другие города. Тимурид БадиазЗаман, последняя надежда в борьбе с кочевыми узбеками, бежал в Азербайджан, оттуда в Турцию и кончил жизнь свою в Стамбуле. Власть Тимуридов в Средней Азии пала, и на большей части ее территории воцарилась новая династия, возводившая свой род к внуку Чингиз-хана Шибану.
Вот это-то событие - территориально-этническое, социально-экономическое и культурно-бытовое разграничение населения бывшего Узбекского улуса, вызванное передвижением значительной части племен улуса в Среднюю Азию во главе с Мухаммадом Шейбани-ханом, и сыграло решающую роль в окончательном сложении новой этнической общности - казахской народности. Просторы Восточного Дешт-и Кипчака перестали быть местом исторического перепутья терминов узбек и казак. Слово узбек стало обозначением группы племен, передвинувшихся вместе с Шибанидами на территорию Средней Азии. За оставшимися кочевать в степях Восточного Дешт-и Кипчака и Семиречья тюркоязычными племенами, объединенными под властью членов другой ветви Чингизидов, окончательно закрепилось название казаки, за страной название Казакстан.
С тех пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе не называют, как казаками (казак). Между тем в русскоязычной литературе долгое время (начиная с XVIII в. и до 30-х годов нашего столетия) для обозначения коренного населения Казахстана употреблялись слова кайсаки, киргизы, киргиз-кап саки, казак-киргизы, казак-буруты, киргиз-казаки.
С.Г.Кляшторный. Т.И. Султанов. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Центр «Казахстан-Петербург», 1992., с. 250 - 258.
Структурная карта урока
Реши ребус и определи тему урока ______________________________________________
Используя презентацию антропологов, заполни триаду, характеризующую процесс сложения казахской народности
Причины
Причины
Причины
Появление монголоидных признаков у местных племен
Замедление процесса формирования казахской народности
В XV веке в государствах на территории Казахстана появились схожие признаки (какие?)
Следствие
Следствие
Следствие
Составь карту-схему переселения племен на территорию Казахстана в средневековье. Нанеси границы жузов и подпиши их название.
Стрелками укажи в каких
жузах проживали данные
племена.
Подпиши значения термина «казах»
Социальное _______________________________________________________________
Этническое _______________________________________________________________
Политическое _______________________________________________________________
Вставь пропущенные слова и подготовь вывод по теме.
Историки образования народности находится в далекой _______________________. В формировании казахской народности выделяются несколько этапов. Андроновские племена, проживавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, имели _____________ облик и относились к __________________ языковой группе. На смену андроновским племенам, занимавшимся, наряду с земледелием, в начале саков и сарматов, имевших также ___________________________ облик и говоривших на ___________________ языке.
С середины I тыс. до н.э. происходит массовое расселение тюрк на территории Казахстана. Смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, усуней, кангюев они продолжали заниматься земледелием и скотоводством, развивали культуру, присущую кочевому образу жизни. Но с их приходом изменяется внешний облик и язык тех, кто ранее населял территорию Казахстана.
Преобладающим стал _____________________ язык. Во внешнем облике усилились ____________________ черты.
Общие формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение ________________________ языка, как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические связи содействовали образованию единой _______________________. Однако дальнейшую консолидацию народов задержало в XIII в. вторжение _______________.
Постепенное восстановление и развития хозяйства и хозяйственных связей, установление общих этнических черт основных этнических групп и их объединение на единой этнической территории завершает процесс формирования казахской народности в _____________ вв.
Рефлексия
Мое настроение до урока _____ Мое настроение после урока ______
2. 3.
Я работал (а) на уроке на оценку «____»
Уйсыны
Жалаиры
Ошакты
Дулаты
Канглы
Албаны
Суан
Алимулы
Байулы
Жетыру
Кыпчак
Аргын
Найман
Кирей
Конраты
Уак
Рисунок 115