Разработка урока по музыке в 5 классе Волшебная палочка дирижёра


ТЕМА УРОКА: «Волшебная палочка дирижёра»
ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний
Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), песня «Дорогою добра
ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты:
Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;
- создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;
- расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;
- работать над созданием художественного образа в песне.
Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать
Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент
- Заход в класс под песню «Всё очень просто!» - создание эмоционального тона урока
- На экране атрибуты дирижёра
- Видео фрагмент «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила») – Взмахнёт волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная
Оркестром управляет,
А как назвать волшебника,
Кто, ребята, знает?...2.Определение темы и целей урока
Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.
Учитель:  А что дирижер держит в руках?
 Ученики: палочку
Учитель:  Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока,  о ком мы сегодня с вами будем говорить?
Ученики: О дирижере и его палочке …
Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?
Ученики: Волшебная
Учитель: А почему она волшебная?
Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм. Ребята, а где ещё вы встречались с палочкой по мгновению, которой случались всевозможные чудеса?
Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?
Ученики: Волшебная палочка дирижера
Учитель: Молодцы.
Учитель предлагает подумать и назвать свой главный вопрос урока.
После корректировки учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему урока): Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен в симфоническом оркестре
Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах  симфонического оркестра, о расположении музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. 
3.Деление на группы: Дети делятся на 3 группы.
У вас на парте лежит «Лист самооценки». Выполняя задания, вы будете заполнять таблицу на этих листах, то есть за каждое правильное задание будете ставить «+». У кого в конце урока во всех столбцах будут +, тот получит за урок «5». Если, одно задание будет выполнено не правильно, то он получает «4». Если 2 задания выполнено не правильно, то в конце урока будет оценка «3». Но я думаю, вы все справитесь с заданиями успешно.
4.Симфонический оркестр и его виды Музыкально-теоретическая деятельность.
Прежде чем говорить о дирижере, поговорим о оркестре котором он упрвляет.
Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек.
Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов
Струнно-смычковая группа инструментов.
- Почему они так называются?
- Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
- Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
- Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям. Слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Медные и ударные располагаются за предыдущими группами. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Учитель: А теперь попробуйте, ребята, узнать солирующие, т.е. главные группы музыкальных инструментов в произведениях.
(Учащиеся слушают и анализируют музыку. Звучит Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент)Слайд потрет Баха
Учитель: Молодцы! Вы услышали в разных музыкальных произведениях солируют разные группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Так кому же в процессе исполнения посылает таинственные знаки дирижёр?
Дети: Разным группам инструментов.
- Сообщение о дирижёрской палочке (заведомо подготовленное сообщение ученика)
5. История появления дирижерской палочки
История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои «дирижеры», чаще всего они «дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок.
В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора – корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль. Корифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритм ударами окованной железом подошвы.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно независимо друг от друга.
Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 
- Просмотрим два видео фрагмента. Ваше мнение о жестах и манере дирижирования этих дирижеров. Каков характер предложенных произведений, удалось ли передать его дирижеру... Бернстайн дирижирует мимикой. Как достичь такой слаженности звучания в оркестре?
А Спиваков? Какие жесты в быстрой части, какие - в медленной? Обратили внимание, никто из дирижеров почти не смотрит в ноты.
6.Учитель: А как вы думаете, легко ли быть дирижёром?
Дети: называют качества, какими должен обладать дирижёр. Работа в группах.
Учитель: Молодцы! А я хочу дополнить ваши ответы словами нашего современника главного дирижёра московского государственного академического симфонического оркестра Павла Леонидовича Когана:
«Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».
В мире много выдающихся дирижёров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижёрского искусства.
Знакомство с великими дирижерами мира.
Карло Мария Джулини (9 мая 1914 -14 июня 2005) - итальянский скрипач и дирижёр. Театр «Ла Скала»(Милан, Италия) Джулини дирижировал тринадцатью операми, одним балетом и пятьюдесятью концертами. «Музыка на бумаге мертва. Наша задача – не что иное, как пытаться оживить эту безупречную математику знаков». (К. Джулини).
Леона́рд Бернста́йн ( 25 августа 1918 — 14 октября 1990) — американский композитор, пианист и дирижёр. Учился в Гарвардском университете. Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48). Автор множества книг, а также музыкальных произведений: опер, оперетт, мюзиклов («Питер Пэн”1950), симфоний, писал музыку к балетам и др.
(Слайд)
Ге́рберт фон Карая́н ( 5 апреля 1908 — 16 июля 1989) — австрийский дирижёр. Выступал в качестве дирижера с различными симфоническими оркестрами в Австрии, Германии, Англии , дирижировал также в оперном театре «Ла Скала» в Милане. Продолжал дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году. По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке среди ста дирижёров из разных стран Герберт фон Караян занял четвёртое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.
Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества.
 Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. 
Владимир Теодорович  Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки.  Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО  за выдающийся вклад в мировое искусство.(Слайд)
7.Игра «Симфонический оркестр» (слайд )Исполнение песни по группам
- Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.
Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.
Договорились? Тогда начнем.
(Звучит веселая музыка)
Учитель.
- Играем на скрипке
-на тромбоне
-на бубне
-на контрабасе
-на мясорубке
(Дети хлопают в ладоши)
Учитель.
- Играем на виолончели
- на скрипке
- на трубе
- на утюге
(Дети хлопают в ладоши)
Учитель.
- на флейте
- на рояле
- на метле
(Дети хлопают в ладоши)
8.ВОПРОСЫ
Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр)
С какого языка слово «дирижёр» переводится как «направлять», «управлять», «руководить»? (С французского)
Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные инструменты (Духовой или оркестр духовых инструментов)
Как называется оркестр, в котором исполняют классическую музыку? (Симфонический)
Как называется оркестр, в котором исполняют современную музыку?
(Эстрадный)
Как называется оркестр, в котором собраны музыканты, владеющие народными инструментами? (Народный или оркестр народных инструментов)
На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре? (Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные, одиночные)
К какой группе муз. инструментов относится кларнет? (Деревянные духовые)
К какой группе муз. инструментов относится альт? (Струнные смычковые)
К какой группе муз. инструментов относится туба? (Медные духовые)
К какой группе муз. инструментов относятся литавры? (Ударные)
Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком»)
Что было в руках у дирижёра-«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии)
Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование)
Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике)
Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки)
Кто первым повернул дирижёра к оркестру? (Немецкий композитор и дирижёр Рихард Вагнер)
Назовите фамилии выдающихся дирижёров (Евгений Светланов, Владимир Спиваков и др.)
Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура)
Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и ритм музыки)
А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение и другие нюансы исполнения)
9.Исполнение песни «Пригласите песенку»
Исполнение всем классом.
- В каком ладу звучит эта песня.
Темп, регистр, динамика (громкость). Опишите мелодия песни.
Исполнение песни по группам: по рядам, мальчики-девочки.
Итог
10. Карта самооценки
В листах самооценки остался еще столбик под цифрой 4. В него вы должны сами себе поставить + или -. Хорошо подумайте и оцените свою работу на уроке: смотрите на слайд Ели вы свою работу оцениваете положительно, то ставите +, если отрицательно, то -. В листе самооценки выставите себе отметку за работу на уроке.
11. Рефлексия.
«Нотки»
На доске весят рисунки чемодана, мясорубки, мусорки.
Ребята, если вы думаете, что материал, изученный на уроке, вам интересен и может пригодиться в дальнейшем, то прикрепите нотку к чемодану, если полученную информацию еще надо переработать, то к мясорубке, а если вам было не интересно, и весь полученный материал вы выбросите из головы, то к мусорному баку.
12. Домашнее задание
Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра. Разгадать кроссворд (на листиках)
– Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.
Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровМузыкальные инструменты симфонического оркестра.
1 6. 7.
4. 5. 2. 3. 8. 1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано.
2.Большая скрипка, на которой играют сидя.
3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.
4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?
5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.
6. Музыкальный инструмент, который упоминается в песне «Замечательный сосед».
7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог».
8.Руководитель оркестра, хора.
-
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
1 6. 7.
4. 5. 2. 3. 8. 1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано.
2.Большая скрипка, на которой играют сидя.
3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.
4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?
5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.
6. Музыкальный инструмент, который упоминается в песне «Замечательный сосед».
7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог».
8.Руководитель оркестра, хора.



Оценочный лист Оценочный лист
1. Оркестр 1. Оркестр 2. Дирижер 2. Дирижер 3. Пение 3. Пение 4. Вопросы 4. Вопросы 5. Самооценивание 5. Самооценивание итог итог Оценочный лист Оценочный лист
1. Оркестр 1. Оркестр 2. Дирижер 2. Дирижер 3. Пение 3. Пение 4. Вопросы 4. Вопросы 5. Самооценивание 5. Самооценивание итог итог Оценочный лист Оценочный лист
1. Оркестр 1. Оркестр 2. Дирижер 2. Дирижер 3. 3. 4. Пение 4. 5. Самооценивание 5. Самооценивание Оценочный лист Оценочный лист
1. Оркестр 1. Оркестр 2. Дирижер 2. Дирижер 3. 3. 4. 4. 5. Самооценивание 5. Самооценивание Оценочный лист Оценочный лист
1. Оркестр 1. Оркестр 2. Дирижер 2. Дирижер 3. 3. 4. 4. 5. 5. Оценочный лист Оценочный лист
1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5.