Урок на тему: Отделка швейных изделий вышивкой
Тема: Отделка швейных изделий вышивкой
Цель:
Научить выполнению простейших ручных швов;
Напомнить об организации рабочего места, правила техники безопасности,санитарно-гигиенические требования;
Воспитывать аккуратность в выполнении работы;
Развивать творческие способности детей.
Оборудование:
Ножницы, иголки, нитки мулине, пяльцы.
Ход урока
Организационная часть:
Сообщение познавательных сведений.
Основой любой вышивки являются простые ручные швы. Под технологией вышивки подразумевают последовательность операций по оформлению, украшению какого-либо изделия, разработке (моделированию) узора, подбору необходимых материалов с учётом химических свойств и художественных качеств.
Стебельчатый шов
Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветов. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Выполняют его слева направо. Рабочую нитку закрепляют в точке 1. Иглой отсчитывают, например, восемь нитей ткани, вводят иглу в ткань в точке 2, на иглу набирают половину нитей и прошивают, выводя иглу в точке 3. Получается первый длинный стежок на лицевой стороне и короткий на изнанке. Второй стежок должен быть равным первому. Для этого набирают на иглу четыре нити и прошивают на изнанке. Движение иглы показано стрелками — справа налево. Стежки должны быть одного размера. Каждый следующий стежок выводится посередине предыдущего, с одной стороны шва. На изнанке получается непрерывная линия из маленьких стежков, напоминающих шов строчку.
При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушается структура шва.
Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выводят на лицевую сторону, со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности.
Иногда в узоре стебелёк постепенно переходит в более толстую веточку. Её можно вышить более длинными стежками, выводя иглу на лицевую сторону ниже середины предыдущего стежка.
Освоив стебельчатый шов, можно вышить узор на изделии. Это может быть фартук или косынка, что мы будем шить в 5 классе.
Бархатный шов («козлик»)
Этим швом можно отделывать детскую одежду, край салфеток, косынок и других изделий. Шов представляет собой перекрещивающиеся стежки по лицевой стороне и два параллельных ряда стежков по изнаночной. Выполняется шов на основе отсчёта нитей. Если шов выполняют на прямой полосе, то намечают две параллельные линии, расстояние между ними равно ширине полосы. На плотных тканях можно выдернуть две нити.
Начинать вышивку следует снизу вверх. Стежки выполняют, направляя нитку от себя.
Бархатный шов можно украсить нитями другого цвета. Шов может быть выполнен нитями 3-4 цветов, цвета лучше подбирать контрастного цвета, хорошо сочетаемые. Вначале выполняется бархатный шов нитками одного цвета, а затем нитками другого цвета перевивают стежки или украшают перекрещиванием верхний и нижний ряды бархатного шва.
Подготовка к практической работе
Текущий инструктаж:
Демонстрация эталона изделия и разбор по карте изготовления.
Показ трудовых приемов.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты, и приспособления, увеличить или уменьшить рисунок, перенести его на ткань. Рисунок переводить на ткань с точным распределением того, каким швом каждый мотив будет выполнен.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящиков, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты- в коробочке, а листы кальки с узорами в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперед, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 26-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т п. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться на его спинку.
Правила безопасного труда
При выполнении практической работы по вышивке мы будем использовать ножницы, иголки, булавки. Необходимо помнить о правилах работы с ручными инструментами:
Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперед.
Нельзя шить ржавой иглой. Она плохо проходит через ткань, оставляет на ней следы, может сломаться.
Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки- в коробочке с крышкой.
Не прикусывать нитку зубами- можно испортить эмаль зубов и поранить губы.
При работе с электрическим утюгом необходимо соблюдать следующие правила:
Горячий утюг ставят на подставку, имеющую специальный ограничитель.
Нельзя отвлекаться во время утюжки, оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.
Запрещается работать неисправным утюгом.
Нужно следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, а он в свою очередь не перекручивался, что приводит к излому.
Закончив работу, надо выключить утюг из электрической сети, взяв при этом за вилку, а не за шнур. Хранить утюг в вертикальном положении.
Практическая работа.
Выполнить отделку вышивкой салфетки: по четырём сторонам выполнить бархатный шов;
Выполнить монограмму стебельчатым швом.
Более сильные учащиеся выполняют украшенный бархатный шов и монограмму первых букв имени и фамилии. Учащиеся, выполняющие работу медленно - простой бархатный шов и монограмму имени.
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж - целевые обходы:
Первый обход:проверить организацию рабочих мест и соблюдение правил безопасных приёмов труда.
Второй обход; проверит правильность выполнения трудовых приёмов, технологической последовательности операций.
Третий обход; проверка качества выполненной работы и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приёмку и оценку работ. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
Заключительный инструктаж
Анализ характерных ошибок и их причины.
Сообщение оценок работы каждого учащегося.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание:
Выстирать и отутюжить салфетку с выполненной на ней вышивкой.
Подобрать информацию о значении слова «монограмма», для чего её выполняют.