Создание творческой среды посредством арт-технологии при


Ахпашева Л.С.МБОУ «СОШ № 24» г. Абакана
Создание творческой среды посредством арт-технологии приобучении говорению на уроках английского языка на начальной ступени обучения
Школьные педагоги и психологи (например, Селевко Г.К. ,Безрукова В.С., Подгорнева Г.А.) уже многие годы вводят в обучении устной речи различные педагогические технологии, позволяющие сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным. Одной из таких эффективных технологий может стать включение в преподавание различных арт-технологий. Использование арт – технологии в обучении говорению на уроках английского языка имеет большое значение. Арт- технология представляет собой очень эффективный метод при формировании коммуникативных умений учащихся начальной ступени обучения. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества [Безрукова В.С., с.50]. Учащиеся, занимаясь теми или иными видами искусства: театром, живописью, танцем, музыкой - вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и потому в обучении говорению не является целью, а только средством познания. Технологически арт-урок предполагает выдвижение игривой, в смысле играемой, ситуации как основы познавательного процесса. Решая поставленную задачу, учащиеся полностью или частично выбирают способы выполнения своей роли в соответствии с определенными правилами игры. При этом у них остается достаточно степеней свободы, и они импровизируют, выдумывают, догадываются, прогнозируют. Арт-урок часто идет по алгоритму «что будет, если….». При этом учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
На сегодняшний день четко обозначились три варианта использования искусств на уроках английского языка:
- построение всего урока на одном из видов искусства, когда по законам жанра действуют и учитель и ученики;
-включение элементов искусств как средств деятельности учителя;
- использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств, как способов организации познавательной деятельности обучающихся.
Существуют различные виды комбинированных уроков при обучении говорению с использованием арт-технологии. Например, театрализованный урок включает в себя следующие подструктуры: сюжетная, смысловая, языковая (темп, тембр, интонация речи); подструктура телодвижений (мимика, позы, жесты); психологическая, то есть эмоционально - волевая подструктура. Приемы драматизации можно использовать на всех этапах обучения устной речи английскому языку. Драматизация улучшает психологический климат в классе, усиливает спонтанность, мотивированность, сопереживание, положительную самооценку. Большой интерес вызывает у обучающихся начальной ступени обучения инсценирование сказок. Сказки - это кладезь мудрости любого народа, они отражают их нравы, обычаи, интересы, желание воспитывать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственными и бережно относиться к природе. При обучении говорению для инсценирования можно использовать английские, русские и хакасские народные сказки. При работе над текстом сказки обращается внимание на реалии, т.е. на название предметов и явлений, присущих русскому, английскому и хакасскому народу. Особое внимание обращается на название сказки, так как по заглавию учащиеся определяют, о чём пойдёт речь в этой сказке, т.е у учащихся развивается контекстуальная догадка. Следующим этапом работы над текстом является чтение сказки, ее перевод и распределение ролей. Заключительный этап работы при обучении говорению включает инсценирование сказки, подготовка декорации и участие обучающихся в постановке сказки. Инсценирование - это трудоемкая, но приносящая радость и удовлетворение работа.
Кроме театрализованных уроков к арт - технологии относятся уроки
рисования. Изобразительное искусство развивает фантазию, воображение,
творческие способности и умение видеть красоту в окружающем мире.
Один из приёмов предметного рисования это – диктант-рисунок. Учитель
читает, а дети рисуют. Этот приём используется для контроля слов по
различным темам. Главным критерием в оценке рисунка является
правильность выполнения задания. Задание даётся с паузами или текст
читается дважды, а потом учащиеся рисуют по памяти. Например, по теме
«Мода» даётся диктант «Хакасское национальное платье». Можно также
рисовать русский национальный костюм или шотландский национальный
костюм при обучении аудированию на уроках английского языка.
К арт - технологии относятся также уроки, связанные с музыкой. Музыка
отражает наши мысли, чувства и настроение. Хотелось бы рассказать об
одном приёмов, который называется: «Listen to the sounds». Звукозапись
(группа «Айго») учащиеся прослушивают дважды. Данная звукозапись
предполагает работу над навыками аудирования и говорения как по теме «Животные», так и по теме «Музыка». В первом случае учащиеся должны назвать животных, которые издавали те или иные звуки, а по теме «Музыка» они должны рассказать, что чувствуют, представляют, вспоминают, слушая эти звуки.
Арт – технология раскрепощает внутренние силы ребёнка, облегчая общение на иностранном языке. Она также обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, предугадыванию, мысленному эксперименту.
Таким образом, включение уроков английского языка с использованием арт – технологии в процесс обучения устной речи способствует раскрытию личностных качеств учащихся ,повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает психологическое, нравственное и физическое здоровье обучающихся.
Литература
1.Безрукова В.С. «Все о современном уроке в школе: проблемы и решения»
Книга 2 – М.: Сентябрь,2004
2. Петричук И.И. Еще раз об игре. Иностранные языки в школе
№2. 2008. 37 с.
3. Подгорнева Г.А. Особенности Организации процесса обучения
иностранному языку на младшей ступени. http://www.it-
n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=57870
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М. « Народное образование», 1998. 16 с.