Обобщение опыта работы по теме Современные образовательные технологии
Обобщение опыта работы по теме
«Современные образовательные технологии как
условие достижения нового качества образования»
Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации новых дидактических подходов.
Одна из острейших школьных проблем – отчуждение содержания обучения от ребёнка. У школьников постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобиться ли это мне в жизни? Почему так много задают?!» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объём учебного материала превышает возможности восприятия большинства обучающихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для них фрагментарными и разрозненными. Проявляет себя мотивационный кризис. Многие дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях никак не удаётся. Остаётся надежда на внутреннюю мотивацию учащихся, на познавательную активность. Именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность обучающихся.
Решение обозначенной проблемы видится не только в оптимизации содержания, определяемого учебными программами, но и в ином понимании источника образования. Помимо освоенного человечеством социального опыта, который в адаптированном виде представлен в школьных учебниках, это сам ребёнок с его развивающимися ценностями, потребностями и способностями. Содержанием образования становятся способы мышления и деятельности ребёнка и те интеллектуальные продукты, которые он конструирует в изучаемых областях знания. Это содержание не может быть освоено на основе традиционных способов передачи знаний. Оно осваивается в процессе учебной деятельности учащихся.
Следующая проблема – недостаточно эффективная работа учреждения образования по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. Анализ нынешней социокультурной ситуации в стране свидетельствует, в частности, о:
большой динамике социально-экономических и политических изменений;
больших возможностях выпускников учреждений образования для их взаимодействия с различными социальными институтами не только в нашей стране, но и за рубежом;
существенно выросших возможностях людей для проявления инициативы, выбора жизненной стратегии, принятия ответственности за свой выбор.
Перечисленные факторы обуславливают необходимость владения выпускниками школ рядом компетенций: организационных, деятельностных, интеллектуальных, коммуникативных и информационных, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.
Но традиционное обучение ориентируется, в основном, на усвоение обучающимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом является ведомым, работает по заданию учителя, часто выполняет действия, которые опережают выполнение у него понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребёнка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.
Ещё одна проблема – это «недополучение» многими выпускниками школ тех знаний и умений, которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентов вузов. Действительно, многие школьники учатся ниже уровня их возможностей. Тут необходимо повышение результативности образовательного процесса за счёт изменения подходов к его организации, введения инновационных образовательных технологий.
Нельзя обойти вниманием и проблему здоровья детей. По мнению врачей, многие болезни школьников имеют дидактогенный характер. Так у 55% учащихся проявляется страх получить плохую отметку, неудачно ответить у доски, не решить задачу, получить плохую отметку за контрольную работу… Страх препятствует проявлению творчества ребёнка. Часто инициатива гасится боязнью нарушить требования учителя. Сильно сказывается на самочувствии детей учебная перегрузка, психологический дискомфорт на уроках.
Многие дети имеют хронические заболевания:
снижение зрения;
нарушение речи;
нарушение осанки, сколиоз;
ВСД;
дерматит;
заболевание ЦНС.
Многие причины страха, психологического давления исчезают при применении личностно-ориентированных технологий.
Для значительной части педагогов актуальна проблема профессионального дискомфорта. Она связана с неудовлетворённостью как самим образовательным процессом, который они организуют на уроках и во внеурочной деятельности, так и его результатами. Ответы учащихся, результаты контрольных работ, ЕГЭ очень часто не радуют педагогов. Учитель старается, прилагает большие усилия, тратит много личного времени, а коэффициент полезного действия не высок. Педагог понимает, что, усваивая новые знания, учащийся учится быть потребителем, становится, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Учитель осознаёт необходимость учить как-то по-иному, пытается применять те или иные приёмы, но не всегда достигает желаемого результата.
Также существует проблема преодоления консерватизма в мышлении педагога. Зачем нужно менять систему преподавания решать должен каждый учитель индивидуально, так как учитель может находиться как на этапе практической готовности к применению нового на своих уроках, так и на контрольно-оценочном этапе – достижения согласования между желаемым и реальным уровнем, а также на организационном этапе – этапе теоретической готовности.
Всё вышесказанное наводит на мысль о том, что современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Применение современных образовательных технологий
при организации процесса обучения
В концепции ФГОС второго поколения выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся, согласно которому процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. И наша задача – задача педагогов в современном мире – весь потенциал педагогических возможностей направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору будущей профессии.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как учитель-предметник, являются следующие:
личностно-ориентированное обучение;
деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
учет возможностей и потребностей учащегося;
мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверность информации;
формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы.
В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение современных образовательных технологий в процессе обучения.
В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии и методики:
1. Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. В игре речевое общение имеет живой, непосредственный характер. Наибольший интерес у детей вызывают ролевые игры, касающиеся тем «Семья», «Домашние питомцы», «Поход в магазин», «В гостях у зарубежного гостя».
2. Информационно – коммуникационные технологии.
Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности и склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д.
В урочной и внеурочной деятельности я активно использую презентации, обучающие компьютерные программы, видеоматериалы и Интернет ресурсы.
Для создания презентаций я использую различные Интернет – ресурсы: электронные словари, справочники, энциклопедии, образовательные сайты, например:
www.starfall.com,
www.englishforkids.ru,
www.freeclassicaudiobooks.comwww.mes-english.com,
www.oup.ruwww.onestopenglish.ruwww.elscafe.com,
www.englisgtips.orgwww.babyland.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия;
http://premierskills.britishcouncil.org/;
http://englishtexts.ru/;
http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/;
http://busyteacher.org/;
http://www.alleng.ru;
http://fcior.edu.ru;
http://eor.edu.ru;
В этом учебном году мною создан личный сайт для родителей и учащихся, на котором размещаются мои авторские материалы, методические и тренировочные материалы, размещаются сведения о достижениях детей. Надеюсь, что сайт станет надёжным помощником для детей и родителей и принесёт пользу для коллег-педагогов. Адрес сайта: http://tvgshkolasad70.umi.ru/adminzone/.
3. Проектные технологии.
Данный метод, ориентирован на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление. Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в группе, а также сформировать навыки работы с различными источниками информации.
УМК «Enjoy English» под редакцией М.З. Биболетовой содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность, изучение каждой темы заканчивается проектом.
4. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности. На своих уроках я стараюсь стать помощником ученика и организатором его самостоятельного учебного познания, а также соучастником в поиске решения проблем. При этом опыт учащихся используется как источник учебного познания, а их запас жизненных впечатлений - в качестве вспомогательного материала.
5. Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей, опираясь на его способности, склонности, интересы и ценностные ориентации.
Используя технологии личностно-ориентированного подхода, можно полнее учитывать возможности и интересы ребенка, стимулировать его познавательные способности, тем самым, увеличивая мотивацию учения. Кроме того, эти технологии способствуют сплочению классного коллектива и позволяют проявиться каждому ученику. Принцип личностно-ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от учителя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания ученика. Возможность реализации этого метода непосредственно связана с изменением личностной установки учителя. Мы часто сталкиваемся с тем, что наше речевое поведение несет определенный профессиональный отпечаток, поэтому при ведении диалога мы должны стремиться к созданию атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
6. Здоровьесберегающие технологии
Одним из самых трудных предметов в школе является английский язык. От ученика требуется огромная концентрация внимания и напряжения. В результате появляется усталость и утомление. Во избежание усталости детей, стараюсь своевременно чередовать различные виды деятельности, что способствует активизации внимания, памяти, мыслительных операций, снятию напряжения.
Своевременно провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Одним из наиболее важных действий по здоровьесбережению, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника, поэтому я стараюсь быть доброжелательной к обучающимся, т.к. доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные образовательные технологии, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, повышают творческую активность учащихся, сохраняют физическое здоровье, помогают достичь высоких результатов в учебной деятельности.
Результативность применения современных образовательных технологий
№ Название используемойтехнологии Обоснование
применения Результативность
применения
Игровые технологии
Организация интересной и увлекательной работы обучающихся на творческо-поисковом уровне. Активизация всех психологических процессов и функций ребёнка. Развитие самостоятельности, самоопределения через ролевое экспериментирование.
Активизация и интенсификация учебного процесса, повышение качества обучения.
Информационно-коммуникацион-ные технологии
Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, активизация познавательной деятельности, эффективная работа с электронными образовательными ресурсами.
Положительная динамика общей успеваемости и качества знаний, рост уровня мотивации, расширение кругозора.
Проектная технология Построение образовательного процесса на активной основе. Развитие самостоятельности обучающихся, коммуникативных умений Рост уровня мотивации, интерес к предмету, применение полученных знаний на практике
Технология проблемного обучения Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности, развитие творческого и
интеллектуального потенциала ребёнка. Положительная динамика общей успеваемости и качества знаний, рост уровня мотивации.
Технология личностно-ориентированного обучения
Развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности.
Повышение интереса к предмету, улучшение качества обучения.
Здоровье-сберегающие технологии Развитие саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Мотивация на ведение здорового образа жизни, позитивная динамика в состоянии здоровья обучающихся.
Межпредметная интеграция
Повышение эффективности самостоятельных методов работы, обеспечение лучшей организации мыслительной деятельности, развитие эрудиции.
Соединение получаемых знаний в единую систему, создание устойчивого интереса к предмету.
Мониторинг эффективности внедрения современных образовательных технологий показывает, что высокий уровень использования данных технологий позволяет создавать условия для формирования у младших школьников различных «надпредметных» личностных компетентностей, что подтверждается следующими инновационными результатами:
- развитие интеллектуальных способностей подтверждают высокие результаты учащихся в различных олимпиадах, достижения в региональных и всероссийских интеллектуальных конкурсах;
- развитие коммуникативных компетентностей подтверждает положительная динамика вовлечения учащихся в коллективные творческие проекты;
- развитие компетентности личностного роста подтверждают достижения в различных региональных конкурсах, программах и др.