Конспект урока в 9 классе по обществознанию Социальные права
Урок обществознания в 9 классе по теме «Социальные права»
Цель урока: формирования знаний у учащихся о социальных правах человека и гражданина Российской Федерации
Задачи:
Образовательная:
Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права, международных источников
закрепить навыки работы с основными понятиями темы и по решению правовых задач, проблемных ситуаций.
Развивающая:
Развивать критическое мышление
развить навыки самостоятельной работы обучающихся и решения заданий, умения работать с источниками;
способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.
Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитательная:
способствовать формированию правовой культуры обучающихся, познавательного интереса к изучению социальных прав, привитию уважения к законам и правовым нормам.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Формы урока: фронтальная, групповая
Технологии: технология развития критического мышления
Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, анализ источников, решение правовых задач
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом (ридер).
План изучения нового материала:
Понятие социальное государство.
Источники социальных прав в РФ.
Конституция РФ как источник социальных прав в Российской Федерации.
Социальные права. Виды социальных прав.
Ход урока.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационные моменты «Здравствуйте дети! Все ли на месте?» проверяет и отмечает отсутствующих. Приветствуют учителя.
Мотивационная часть. Прием «Концептуальное колесо».
Учитель рисует на доске колесо. В центре пишет «Социальные».
Дети, скажите мне, какие синонимы мы можем подобрать к слову «социальные»? Активно принимают участие. Подбирают синонимы.
Актуализация знаний «А теперь предлагаю вам обсудить домашнее задание по теме «Уголовное право». Скажите мне, какие были у вас трудности? Все ли удалось? Давайте обсудим» Обсуждают.. Изучение нового материала. Урок на тему «Социальные права человека»
Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для бакалаврова (2014г.)
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства,в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активнойдеятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельностиобщества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.
Статья 7 Конституции РФ
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. Дайте определение «социальному государству»? 2. Сравните предложенные тексты. Найдите общее и различия. Какое понятие лучше? 3. Является РФ социальным государством?
Всеобщая декларация прав человека(Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)
Преамбула
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека2 и в Международных пактах о правах человека3 провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,<…>принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» <…>, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем:
Какие основные источники социальных прав в РФ? 2. Какую цель имеют данные источники? 3. На основе каких принципов действуют документы? 4. Различны ли права детей и человека? Скажите почему. 5. Какой акт имеет большую юридическую силу?
Статья 39 Конституции РФ
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42 Конституции РФ
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
1. Какие права являются социальными? 2. Кто обладает социальными правами? 3. Поощряется ли в России добровольное социальное страхование? 4. Может ли кто быть лишен жилища? 5. Какое образование обязательное в РФ? 6 Должно ли государство всех обеспечить жилищем?. 7. Подумайте, какое право вы бы включили бы в социальные права. Составьте собственную статью, которая бы обеспечивала людей данным правом.
Высказывают, с чем у них ассоциируется «Уголовное право».
Анализируют статьи и нормы, данные в ридере. Принимают активное участие в ответе на вопросы. Решают правовые задачи.
Заполняют таблицу.
Рефлексия Прием «Синквейм»
«Дети, подводя итоги данной темы, хотелось бы, чтобы составили некий стих(синквейм)
1.Существительное
2. 2 прилагательных, описывающих существительное
3. 3 глагола
4. Крылатая фраза
5. Эмоция. Дети проговаривают предложения. Возможно и свои варианты
Домашнее задание Выполнить задание по тексту.