Поурочное планирование урока обществознания в 9 классе Социальные права человека

МБУ Тоора-Хемская СОШ
Самусенко Оксана Вячеславовна,
учитель истории и обществознания

9 класс Обществознание

Тема урока «Социальные права человека»

Урок изучения нового материала
Цель: дать учащимся четкое представление о социальных правах человека и
реализации их в Российской Федерации.
Основные понятия: социальные права, социальное государство, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия.
Используемые средства: карточки с заданиями (в трех вариантах).
Прогнозируемые результаты.
В результате занятия учащиеся смогут:
узнать, что относится к социальным правам человека;
уяснить, в чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей;
анализировать самостоятельно полученную информацию;
аргументировано раскрывать свою точку зрения на проблемные вопросы.

Ход занятия:
Вводная (мотивационная) часть.
В качестве мотивации учащимся предлагается обсудить в парах задания. Пусть они подумают, о чем будет идти речь на уроке и что для них наиболее интересно.
1 вариант.
В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственникам своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин).
Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете.
2 вариант.
«Медицина: кошелек и жизнь». К. Краус (австрийский писатель).
Что может подразумеваться под этим высказыванием? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ.
3 вариант.
Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще.
Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме.
При обсуждении может быть сформулирована тема занятия.
Основная часть.
1. Комментарий учителя.
В статье 7 нашей Конституции указывается, что Российская Федерация – социальное государство. Социальные права человека неразрывно связаны с экономическими, поэтому их часто объединяют в одну группу социально-экономических прав. К ним относят в первую очередь право на жилище, на медицинское обслуживание. В особой защите нуждаются права тех, кто не может в силу определенных причин (возраст, состояние здоровья, уход за малолетними детьми) полноценно и эффективно трудиться.
Рассмотрим подробнее основные социальные права и роль государства в их обеспечении.
2. Работа в группах, представление результата работы.
Учащимся предлагается образовать 3 группы, каждая из которых познакомится с одним из разделов параграфа. (К сегодняшнему уроку ученики получили опережающее задание: найти в Интернете или других источниках определения понятий, а также информацию по данной теме).
Первая группа ознакомится с разделом «Право на жилище» (стр. 292-293). Вопросы для обсуждения:
В чем заключается право на жилище?
Объясните, что означает процесс приватизации жилья.
Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции?
Должно ли государство обеспечивать жильем каждого?
Вторая группа изучает раздел «Здоровье под охраной закона» (стр. 293 – 294).
Вопросы для обсуждения:
Что предусматривает право на охрану здоровья?
Как вы считаете, какие медицинские учреждения качественно предоставляют свои услуги: государственные или частные? Почему?
Третья группа – «Право на социальное обеспечение» (стр. 294-295).
Вопросы для обсуждения:
Кто имеет право на социальное обеспечение?
Как вы думаете, каков источник выплат пособий, пенсий, стипендий?
В ходе обсуждения возвращаемся к заданиям, которые выполняли в парах в начале урока. Определяем, изменились ли позиции учащихся.
3. Работа с основными понятиями. Учитель предлагает назвать понятия, связанные с темой и дать определения к каждому из них.

Задание на дом: найдите во Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации статьи, в которых говорится о социально-экономических правах. Какие из них могут быть реализованы уже сейчас, а какие являются скорее декларацией благих намерений? Свое мнение обоснуйте.
Рефлексия.
В качестве итогового обсуждения учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие права человека можно отнести к социальным правам?
В чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей?
Каковы основные направления социальной политики нашего государства?
Что означает понятие «социальное государство»?
Как вы думаете, можно ли считать наше государство «социальным»?
Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
Назовите те проблемы, которые, на ваш взгляд, являются сегодня наиболее актуальными? Предложите пути решения этих проблем.
Дополнительно можно предложить следующие вопросы: что было интересным на занятии? Какая информация оказалась для вас новой? Какие трудности и почему возникали в процессе урока?

Литература:
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2005.
Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учр. / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.
Конституция Российской Федерации.
Извлечения из Всеобщей декларации прав человека.
Правоведение 9 класс. Права человека: элективный курс/ авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с.
Гайсенок Л.К. Самостоятельная работа на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 2000. - №9. – С. 13 – 15.
Солдатова О.Н. Развитие мышления учащихся на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 2000. - №9. – С. 20 – 23.















13PAGE 15


13PAGE 14315




15