Чтение за рамками урока
Школьный проект: « Виртуальный литературный музей».
Обзор выставки – «Книги для души»
Тема проекта: «ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ»
АННОТАЦИЯ: «Уж сколько раз твердили миру», что компьютер из опасной игрушки для малышей и средства бездумного выполнения домашнего задания для школьников средних и старших классов нужно превратить в настоящего друга и помощника ребенка. И мы решили попробовать найти хотя бы одно решение этой задачи. Союз компьютерных технологий и литературы только на первый взгляд кажется неустойчивым. А мы решили добавить еще одну составляющую – музей. Так родился проект ШКОЛЬНОГО ВИРТУАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ (ВЛМ)
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Дети любят путешествовать. Познавательные путешествия питают духовно учеников, переключают внимание на интересные объекты, вызывают неожиданные ассоциации, которые потом пригодятся на уроках, углубляют личные литературный кругозор, но не очень любят читать художественную книгу. Попробуем привлечь внимание учащихся к чтению художественной литературы?
Заманчиво побывать в столичных городах, в музее Пушкина, Толстого и других писателей и поэтов, в картинной галерее, краеведческом музее. Но выездные экскурсии очень сложно организовать и тогда на помощь приходит ИНТЕРНЕТ. Музейные сайты, ставшие к сегодняшнему дню заметным явлением культурной жизни. Они предоставляют максимально широкий доступ к информации о культурном наследии огромному кругу пользователей, которые не могут побывать в том или ином музее.
В истории России уже были попытки создания не только мемориальных литературных музеев, но и музеев литературных героев, а мы создадим музей «Памятники литературным героям», и представим учителям литературы для работы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ.
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОЕКТА.
3.РОБОТА НОД ПРОЕКТОМ.
4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА.
ВВЕДЕНИЕ:
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все друзья, найти
В этой сказочной сети!
Библиотечный Проект – это совокупность определенных действий, различных форм работы. Это поисковая деятельность, творческая деятельность, и самое главное приобщение учащихся к чтению книг. Вымышленные герои, затронувшие умы и сердца многих читателей, являющий собой яркий социальный тип, постепенно мифологизируется в общественном сознании, превращаясь в своеобразного культурного героя. Музей становится средством закрепления мифа и дальнейшего его трансляции во времени. В музее памятники литературным героям нет ни одной подлинной вещи, но в тоже время любая вещь может восприниматься как подлинная – эта декларируемая условность лежит в основе концепции музея такого рода. Виртуальный музей как нельзя лучше подходит для воплощения этой идеи, потому что литературный герой тоже виртуален. Разработка проекта «Памятники литературным героям» виртуального музея может заинтересовать школьников и привлечь их к книге, расширить их кругозор, и открыть какой увлекательной может быть работа по созданию музея и как много знаний требуется от самих создателей. Не менее интересной, может быть, поисковая работа в уже созданном виртуальном музее, когда учащиеся самостоятельно, выбирают маршрут, дозируют количество необходимой ему информации и находят ответы на интересующие вопросы.
Роль библиотекаря в проектной деятельности:
- помогает ученикам в поиске источников информации;
- подбирает нужную литературу;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников.
РАБОТА РАСЧИТАНА НА 3 часа.
1 час - Организационный. Знакомство с проектом, распределение задания, деление на группы, определение задачи и планирование своей деятельности.
2 час – Самостоятельный поиск информации, создание виртуального музея.
3 час – Подведение итогов. Реализация проекта. Представление виртуального музея. Самооценка. Рефлексивная деятельность по овладению знаниями, полученными на данном этапе проекта и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОЕКТА
Название проекта : «Школьный виртуальный литературный музей»
Тема проекта: «ПАМЯТНИКИ литературным героям»
Предмет: связь библиотеки с уроками литературы и информатики.
Классы: 7 «А» И 7 «Б»
Возраст: 13 - 14 лет.
Количество учащихся – 24
Время работы над проектом: Январь - март.
Форма работы: Внеурочная.
ЦЕЛЬ: Приобщение учащихся к чтению художественных произведений, изучению биографии писателей, поиску информации в ИНТЕРНЕТЕ и создание литературного музея.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению,
- учить учащихся анализировать читательскую деятельность по схеме : «знания – умения - поиск - навыки- мастерство- искусство»;
- читательское общение: непосредственное и опосредованное.
- выявить и поддержать одаренных детей, способствовать их развитию.
Развивающие:
- развитие читательской личности, читательского сознания и читательской деятельности;
- повышать читательский статус личности, быть психологически готовыми к необходимости непрерывной работы над собой, к постоянному самообразованию, освоению все новых и новых знаний и умений.
- умение ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию, критически оценивать и правильно использовать
( используя интернет)
Информационные:
-Продвигать и решать проблемы медиограмотности и информационной грамотности;
- пропаганда ценности чтения книг.
- новые знания о скульптуре, о скульптурных памятниках литературным героям.
Вырабатывать в процессе работы над проектом проектировочные умения. Это: рефлексивные, поисковые, групповые, менеджерские, коммуникативные, презентационные, информационные и тд.
Презентация проекта. «Памятники литературным героям»
Итоги работы детей представлены в виде экскурсии в школьный виртуальный музей литературных персонажей.
Оборудование:
Репродукция любой картины и фотография любой скульптуры, маленькая статуэтка (любая)
Название выставки - «Книги для души»
Книги:
-Х. К. Андерсен. Русалочка.
- М.Твен. Приключения Тома Сойера.
- К.Коллоди. Приключение Пиноккио.
- Э. Распе. Приключение барона Мюнхаузена.
- И.А.Крылов. Басни.
-А.Дюма. Три мушкетера.
- Г. Троепольский. Белый Бим Черное Ухо.
- Братья Гримм. Бременские музыканты.
- В.Каверин. Два капитана.
3. Портреты авторов книг.
4. Иллюстрации памятников (В электронном виде) Виртуальная музейная галерея: Русалочке, Тому Сойеру и Геку Финну, Пиноккио, борону Мюнхаузену, героям басен И.А.Крылова, Балому Биму Черное Ухо, Бременским музыкантам, Двум капитанам, фотографии шотландского сеттера и тд.
Ход мероприятия
Организационный момент. Благодарность учащимся за создание музея. Создание эмоционального настроя.
Постановка проблемного вопроса.
Ведущий – Что такое скульптура…
(показать детям – выбор случайный – репродукцию картины и фотографию скульптуры)
Что перед вами? Назовите главное отличие картины от скульптуры. (Отличительной особенностью скульптуры является объемность изображения, благодаря этому созданное творение можно осматривать с разных сторон.)
Картину пишет…художник, скульптуру лепит, ваяет…скульптор. Какие материалы? Какие приемы может использовать скульптор в своей работе?
- Он может лепить… (Из глины, пластилина или воска)
- Он может высекать фигуру… (из камня)
- Он может резать… (по дереву)
- Он может отливать фигуру… (из гипса, металла или бетона) Скульптура требует от создателя таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда.
3. Основная часть мероприятия. Экскурсия в школьный виртуальный литературный музей.
- История скульптуры как вида искусства.
Ведущий:
Скульптура – очень древний вид искусства. Ученые - археологи нашли в пещерах древних людей каменные фигурки, изображающие животных и людей, которым несколько десятков тысяч лет.
Скульптура всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдете у себя дома.
(Демонстрирование фотографий скульптур)
Оказывается, вылепленный вами из снега Дед Мороз – тоже скульптура.
Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди любят книжных героев не меньше, чем настоящих. Вот какая галерея получилась у нас?
Парад – представление литературных героев (итоги проекта)
Памятник Русалочке – СИМВОЛ ДАНИИ.
1 Экскурсовод.
Героиня рассказывает о себе (эту роль исполняет девочка, которая читала произведение и собирала материал об этой героине)
- Я самая младшая дочь морского царя. Когда мне исполнилось 15 лет, я всплыла на поверхность моря и увидела в каюте трехмачтового корабля прекрасного молодого принца. Вдруг началась буря. Мне удалось спасти юного принца. С тех пор я полюбила его. Но он отдал свое сердце другой девушке В день его свадьбы я превратилась в морскую пену.
Назовите мое имя и мою сказку.
( примерный ответ – « Это Русалочка из сказки Х. К. Андерсена. «Русалочка» - самая красивая и самая грустная сказка великого датского сказочника»).Первый литературный экспонат нашего музея – Русалочка.
(показывает иллюстрацию)
Русалочка бронзовая – вот уже более 100 лет сидит она, грустная, на морской скале, среди волн, у входа в гавань, ждет своего принца и встречает всех, кто приплывает в датскую столицу, город Копенгаген.
У бронзовой Русалочки история не менее удивительная, чем у сказочной Русалочки. В 1910 году молодой скульптор Эдвард Эриксен получил от владельца пивоваренного завода Карла Якобсена необычный заказ: создать памятник русалочке. В качестве модели Э.Эриксен выбрал свою жену Элину, балерину по профессии. В 1913 году бронзовая Русалочка- Элина заняла свое место у входа в порт.
Владелец пивоваренного завода хотел использовать скульптуру в качестве рекламы своей фирмы, но получилось так, что бронзовая русалочка стала символом целой страны, Дании.
Бронзовой Русалочкой гордились, ее любили, ей поклонялись, о ней заботились:
- моряки перед уходом в море приходили попрощаться с ней, а вернувшись из плаванья, приносили ей цветы;
- юноши выбирали себе девушек , похожих не нее;
-в холодные зимы бережные руки укутывали ее от мороза в шубу.
Но однажды покой всеобщей любимицы был нарушен. В ночь с 24 на 25 апреля 1964 года неизвестные вандалы отпилили и унесли ее голову. Возмущению копенгагенцев не было предела. «Тело» Русалочки погрузили на грузовик и отвезли в мастерскую, чтобы «Вылечить» скульптуру. Через месяц состоялось торжественная церемония второго рождения знаменитой бронзовой Русалочки. На этот раз к русалочке приставили полицейского, а ночью ее освещает прожектор, чтобы преступление никогда не повторилось.
Памятник Тому Сойеру и Геку Финну
2 Экскурсовод. ( на экране памятник Тому Сойеру и Геку Финну)
- Тома Сойера и его друга , Гека Финна, продумал великий американский писатель Марк Твен. Марк Твен никогда не написал бы такой замечательной веселой книги, как «Приключения Тома Сойера», если бы сам не был веселым и не умел ценить хорошую шутку. Вот один пример, подтверждающий это. Чтобы отучить мужа от привычки браниться, его жена посоветовала ему после каждого бранного слова брать в рот небольшой камушек. Однажды Твен вернулся домой с полным ртом камней. Еле ворочая языком , он сказал жене : «Остальные за мной везет грузовик».
Соотечественники бережно хранят память о Марке Твене и его героях. Дом - музей писателя в городе Ганнибале часто называют «Домом Тома Сойера». Напротив стоит «Домик Бекки Тэчер», подружки Тома.
А на вершине городского холма стоит бронзовый памятник: двое босоногих мальчишек, Том Сойер и Гек Финн, в разодранных штанах, с палками, Гек к тому же держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку, весело шагают навстречу новым приключениям. Памятник установлен в 1926 году, его автор- скульптор Ф.Киббард (Гибард)
(Внимание на экран)
Вопрос – Зачем нужна, по мнению Гека Финна, дохлая кошка?
-Чтобы сводить бородавки +
- Чтобы пугать девчонок.
- Чтобы вызывать души мертвецов.
(Дополнительно можно сделать сценку)
СЦЕНКА «КАК ТОМ БЕЛИЛ ЗАБОР»
Участвуют два мальчика.
Тетушка Полли (ее роль исполняет библиотекарь)
- Том! Том! Куда же он запропастился, этот мальчишка! Том! Я тетушка Полли, а Том – сын моей покойной сестры.
(ищет)
- Сущий бесенок! Ну и мальчишка! Пора бы мне привыкнуть к его фокусам. Или мало он выкидывал со мной всяких штук!
Посмотрите, как он провел меня , когда я заставила его белить забор…
Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул забор, со вздохом обмакнул кисть в известку, провел кистью по доске , взглянул на забор: как много осталось красить, опять вздохнул и в отчаянии опустился на землю.
Из ворот показался Бен. Он прыгал, приплясывал и грыз яблоко. Том увидел его, и вдруг ему пришла в голову гениальная мысль! Том взял кисть и спокойно принялся за работу, не обращая внимания на Бена: сделает мазок, отойдет – полюбуется на свою работу. Бен подошел и стал рядом.
Бен – Что, брат, заставляют работать?
Том- А, это ты, Бен! Я и не заметил
Бен – Я иду купаться. Небось и тебе хочется, а ? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.
Том – Что ты называешь работой?
Бен – А разве это не работа?
Том – Может , работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому она по душе.
Бен – Уж не хочешь ли ты сказать, что для тебя это занятие приятное?
Том- А что в нем неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?
Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением водил кистью по забору, отступал, чтобы любоваться.
Бен – слушай , Том, дай и мне побелить немножечко!
Том скептически оглядел Бена.
Том – Нет, Бен. У тебя ничего не выйдет. Из тысячи мальчиков найдется только один, кто сумел бы выбелить забор как следует.
Бен – Да что ты? Вот никогда бы не подумал! Дай мне хоть попробовать… ну хоть немножечко. Будь я на твоем месте, я б тебе дал. А, том?
Том - Бен, мне трудно доверить эту работу тебе. Вдруг что- нибудь выйдет не так…
Бен – Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать. Слушай: я дам тебе яблоко – все , что осталось.
Том вручил Бену кисть с явной неохотой, но с тайным восторгом в душе, а Бен Тому – яблоко. Бен начал усердно белить забор, а том уселся на бочонок, стал болтать ногами и грызть яблоко.
Деревянный человечек по имени Пиноккио.
3 Экскурсовод
(на экране памятник деревянному человечку по имени Пиноккио).
- Более 120 лет известна во всем мире книжка о многочисленных приключениях деревянной куклы с длинным носом, написанная добрым и мудрым итальянским писателем Карло Коллоди (он написал книгу, когда ему было 55лет).
Раскрыв книгу, вы сразу углубитесь в чтение и неприменно:
- станете смеяться над забавными проделками Пинокко;
- посочувствуете Пиноккио, когда он попадет в Страну развлечений и превратится а осла;
- испытаете негодование, когда Пиноккио в очередной раз обманет Фею;
- порадуетесь за Пиноккио, когда он, наконец, найдет своего старого , больного отца и будет трогательно о нем заботиться.
Я надеюсь, что вы закроете книгу только тогда, когда дочитаете до конца и узнаете, как из невоспитанной, лживой деревянной куклы получился умный и красивый мальчик, настоящий человечек.
В нашей стране больше известен перевод этой книжки, сделанный русским писателем Алексеем Толстым, под названием … «Золотой ключик».
В маленьком итальянском городе Коллоди стоит редкостное извояние – памятник деревянному мальчику по имени Пиноккио: «Бессмертному Пиноккио – от благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»
Вопросы: - Как вы думаете, коллодии – настоящая фамилия писателя или вымышленная, то есть псевдоним? (Псевдоним. Писателя звали Карл Лоренцини.)- Что связывает писателя с городом Коллоди:
- здесь родилась его мама ;+
-здесь родился он сам;
-здесь написана сказка «Приключения Пиноккио».
Памятник барону Мюнхаузену4 Экскурсовод ( на экране Памятник барону Мюнхаузену)
Герой рассказывает о себе (эту роль исполняет мальчик, кто готовил сообщение):
- Приветствую вас, мои юные друзья! Я чрезвычайно рад встрече с вами. Надеюсь, вы наслышаны о моих невероятных приключениях.
Помните, как я летал на ядре, чтобы разведать планы противника?
Или как я выстрелил в оленя вишневыми косточками, и у него между рогами выросло вишневое дерево?
Или как я зарядил свое ружье шомполом (это железная палочка, которой прочищают ружье), выстрелил и проткнул семь куропаток, которые свалились к моим ногам – жаренные?!
Как я выстрелом из пистолета усмирил взбесившуюся шубу, покусанную бешеной собакой?
Как я сражался с турками, сидя на передней половине коня, в то время как задняя половина мирно паслась на зеленой поляне?
Вы узнали меня? Да, я … барон Мюнхаузен!
Ведущий - Литературный барон Мюнхаузен своим рождением и славой обязан трем достойнейшим людям.
- Это настоящий барон Мюнхаузен, который родился в 1720 году, прожил 75 славных лет и слыл отменным выдумщиком – его веселые и невероятные рассказы слушали, раскрыв рот.
- Это предприимчивый писатель Рудольф Эрих Распэ, который обработал эти рассказы и издал их.
Это, наконец, талантливый преподаватель Геттингенского университета Готфрид Август Бюргер, который добавил к приключениям литературного барона самые лучшие страницы, среди которых – полет на ядре и чудесное освобождение из трясины.
В небольшом чистеньком немецком городке Боденвердере в старинном доме, где родился и умер настоящий Мюнхаузен, теперь музей, в котором хранятся реальные и сказочные вещи и предметы, принадлежавшие обоим баронам, среди них, например, турецкая сабля и пушечное ядро.
Возле дома – музея стоит необычный памятник – фонтан. Трудно сказать, кому из двух Мюнхаузенов он поставлен. Наверное, обоим. Скульптор Бруно Шмиц изобразил Мюнхаузена в тот момент, когда он, обернувшись, заметил, что у его коня не хватает задней половины туловища, и вода , которую конь пьет из колодца, свободно выливается сзади.
Вопросы:
(Показать иллюстрации еще двух памятников.) Какие подвиги барона иллюстрируют эти скульптуры? (Барон садится на ядро. Лошадь барона оказалась привязанной к кресту церкви.)Героев каких книг можно назвать современными Мюнхаузеними?
(А.Некрасов Приключения капитана Врунгеля)
С.Георгиев. Елки – палки, фельдмаршал Пулькин!
С.Коржиков. Мореплавание Солнышкина.
Д. Суслин. Генерал Крузо.
Памятник И.А.Крылову и его героям его басен.
5. Экскурсовод ( на экране памятник Крылову)
- Когда мы произносим имя И. А .Крылова, мы сразу вспоминаем его басни.
Свои первые басни великий баснописец подписывался очень странным именем. Расшифруйте его. В чем тут секрет? (Имя написано задом наперед.)
НАВИ ВОЛЫРК
- В баснях И.А.Крылова всем есть урок: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и вельможе, и мужику, и бедному, и богатому – все они видят себя как в зеркале. Ведь хотя в баснях действуют петухи и лисицы, соловьи и волки, мы-то с вами знаем, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
Хотя басня была изобретена задолго до Крылова, ему удалось описать слабости и недостатки людей удивительно верно и просто. Говоря о зависти, лени, глупости, невежестве и неблагодарности, Крылов не сердится, а высказывает свое мнение спокойно и мудро, стремясь к тому, чтобы читатель посмотрел на себя со стороны. И.А.Крылов – человек скромный и неприхотливый, отчаянный удалец и великий упрямец. Оказывается, он до поздней осени купался в Летнем саду в канале. Даже когда вода покрывалась первым ледком. Бросался с размаху, толстый, сильный, проламывал лед!
Обязательно возьмите в руки книжку с баснями Крылова и вчитайтесь в них. И тогда в героях басен вы вдруг узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь. А если вглядитесь еще пристальней, то, можете обнаружить там и себя… И загрустите.
Когда И.А.Крылов умер, сразу возникло решение соорудить памятник великому баснописцу. Работу над памятником поручили барону Петру Карловичу Клодту, прославленному профессору скульптуры.
Фигура Крылова получилась очень реалистичной. Перед нами Крылов такой, каким он был в свои последние годы жизни: старческое серьезное лицо, брови сдвинуты, лоб нахмурен, Крылов сидит на камне в непринужденной позе, отдыхает, в старом сюртуке, с книгой в руках.
Постамент памятника украшают звери, герои басен Крылова, вылепленные живо и выразительно. Клодт создавал животных с натуры, и во время работы над памятником его мастерская превратилась в настоящий зверинец: рядом с хозяином жили волк и медведь с двумя медвежатами, макака, осел и лисица, овца с ягнятами.
Памятник был открыт в Петербурге в Летнем саду 12 мая 1855 года. Позднее вокруг памятника были поставлена железная решетка, чтобы избежать повреждений барельефов.
Задание: Из басен Крылова в разговорный язык ушла масса крылатых выражений, которые придают нашей речи выразительность, образность и точность.
- Что означают следующие крылатые крыловские фразы?
-- «А Васька слушает да ест» (Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.)
--«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Чтобы выполнять какое- то дело, нужен талант и умение.)
-- «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А, сапоги тачать пирожник» ( Каждый должен заниматься тем, что умеет делать.)
-- «Да только воз и ныне там» (Дело стоит на месте, вокруг происходят пустые разговоры)
-- «Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку» (Нужно оценивать людей по их настоящим достоинствам.)
-- «Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду» (Так говорят, когда нет согласия в выполнении дела.)
-- «Наделала синица славы, а моря не зажгла» ( Говорят о тех, кто хвастается, а свои обещания не выполняет.)
--« У сильного всегда бессильный виноват.» (Когда старшие сваливают вину на младших по возрасту или должности.)
--« А ларчик просто открывался.» (Не знают как что- то сделать.)
-- «Как белка в колесе» ( Хлопочет, мечется, из кожи рвется, а дело не делается.)
--«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!» (Сначало труд, а потом пляски).
--«Ай, Моська! Знать она сильна ,
Что лает на слона» (Без драки попала в забияки, а слон ее и не заметил)
ПАМЯТНИК д АРТАНЬЯНУ
6- Экскурсовод ( На экране памятник д Артаньяну)
Герой рассказывает о себе ( эту роль исполняет мальчик):
- Я гасконец, и этим сказано все.
Из любви к родной Франции и прекрасной Констанции я готов был совершить любые подвиги и отчаянные поступки. Я отважно сражался с врагами на поле боя и за свою честь с гвардейцами кардинала. Я всегда дорожил дружбой с Атосом, Портосом и Арамисом.
Благодаря писателю Александру Дюма меня и моих друзей помнят и любят, нами гордятся, нам подражают. О чем еще может мечтать королевский мушкетер?!
-Назовите мое имя?
- Да ДАртаньян- это гораздо больше, чем литературный персонаж, созданный буйной фантазией лукавого рассказчика Александра Дюма. ДАртаньян – это и часть богатой истории Франции. Дело в том, что у литературного д Артаньяна был в жизни реальный прототип. Его звали Шарль де Бац. Он родился в 1620 году в нескольких верстах от городка Ош, где находится деревня Артаньян. От названия этой странной деревни и пошел славный род д Артаньянов.
Настоящий Шарль д Артаньян тоже был королевским мушкетером и прославился своей исключительной храбростью. Он дослужился до звания маршала и погиб в бою.
Жизнь реального д Артаньяна и описание подвигов героя романа «Три мушкетера» А.Дюма во многом не совпадают. Но главное осталось. Литературный д Артаньян так же храбр, остроумен, благороден и верен дружбе, любви и своей родине. Поэтому памятник в городке Ош, на родине обоих героев, стал памятником и прототипу, и литературному персонажу.
(Обратить внимание на экран)
ДАртаньян стоит с гордо поднятой головой. Широкополая шляпа с перьями, мушкетерский плащ. Левая рука на шпаге. Кажется, что д Артаньян готов выхватить шпагу из ножен и снова броситься защищать правду и справедливость.
Вопрос: Назовите девиз мушкетеров? (Один за всех и все за одного).
ПАМЯТНИК БЕЛОМУ БИМУ ЧЕРНОЕ УХО
7 Экскурсовод (На экране фото памятник – бронзовый Бим)
- Повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» - это трагическая история о скитаниях молодого трехлетнего сеттера, который разыскивал своего хозяина. Это рассказ о собачьей любви и верности. Это и рассказ о человеческой жестокости и равнодушии, которые стали главной причиной гибели собаки.
Повесть вышла в свет в 70-е годы 20 века и вызвала большой общественный отклик и целое движение в защиту животных от…
Людей, а собаке Биму в Воронеже, на родине писателя, бал установлен памятник. (посмотрите на экран)
Бронзовый Бим встречает вас у входа в Театр кукол. Бим сидит так, как обычно сидят умные и верные собаки, ждущие ушедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит на земле, и дети нежно гладят его, словно он живой.
Авторы памятника Биму – известные воронежские скульпторы Э.Пак и Дикунов. И, лауреаты Государственной премии России.
Во время работы над памятником к ним часто приходил автор повести, консультировал, давал советы. К сожалению, Гавриилу Троепольскому не суждено было увидеть своего любимого Бима в металле: автор скончался в 1995 году.
Вопросы : 1. Рассмотрите памятник и перечислите главные качества собак породы «шотландский сеттер».
- Очень красивая, добрая, сильная , смелая собака.
- Отлично ладит с людьми и детьми.
-Помощник в охоте.
2. Если собака белая (или белая ворона) – в отличие от своих собратьев, как называют такую собаку или ворону: альбинос +, альбатрос, альпинист?
ПАМЯТНИК БРЕМЕНСКИМ МУЗЫКАНТИМ
8 Экскурсовод (на экране фото памятника)
- Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, - прежде всего знатоки немецкого языка. Они при жизни были знамениты как серьезные ученые, но даже сами не предполагали, что всемирную славу, славу на века им принесут во- все не научные труды, а сказки, которые они собирали по всей Германии.
Вот как в жизни бывает. Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, веселые сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых.
Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, а которой оживают бременские музыканты.
А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене выстроили свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты – Осел, Пес, Кот и петух. Такими их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс.
(показать еще фото памятника)
Вопросы: Вспомните названия сказок братьев Гримм. Я начинаю – вы заканчиваете.
«Храбрый портной», «Золотой гусь», «Госпожа метелица», «Бременские музыканты», «Умная Эльза».
4 .ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ мероприятия. Подведение итогов.
Ведущий: На этом наша экскурсия закончилась, мы побывали в музее «Памятники литературным героям». За пределами нашего проекта осталось много других подобных памятников. А еще больше осталось книжных персонажей, которые ждут от благодарных читателей замечательных памятников…
- Учащиеся высказывались об интересной поисковой работе в интернете. О том, чтобы найти нужную информацию нужно прочитать книгу, знать ф.И.О. автора, биографию и многое другое.
Дети заинтересовались, работа - Пополнение музея продолжается, учащиеся готовят «Зал В. Каверина», экскурсоводы заняты чтением книги «Два капитана» В.Каверина и сбором материала о памятнике «Два капитана».
Оказывается???
- В Томске установлен памятник самый маленький 5 дм, Лягушке- путешественнице автор Гаршин В.М.
А сколько еще осталось подобных памятников? А еще больше осталось книжных персонажей, которые ждут от благодарных читателей замечательных памятников. Работа продолжается!
Справка- описание о проведении мероприятия.
Мероприятие проведено в 7 «А» и «Б» классе 24 марта на 6 уроке. В кабинете №6, присутствовали все учащиеся и классные руководители : Демянчук О.В и Судницина Г.В. ( мероприятие длилось более 1 часа)
Использовали компьютер, экран, проектор, и тд.
Мероприятие о неравнодушных читателях, которые прочитав книгу решили сделать в бронзе, в дереве, граните персонажи любимых героев книг. Героев – которые покорили читателей, затронули самые сокровенные струны души. Это представление проекта прошло интересно, в дружеской творческой атмосфере. Дети довольны. Я тоже. Самое главное наметили план для дальнейшей работы : (Найти фото памятника- фантана Мюнхаузену , скульптор Бруно Шмиц), дети получили задания и обещали на весенних каникулах прочитать много книг.
Фото и презентация пролагаются.
Используемая литература:
1.В.Юрьев Памятники ставят не только великим людям… (текст). Журнал «А, почему?».
2. Книга «В гостях у детских писателей» автор- составитель А.А.Егорова.
3.Учебное пособие. Н.В. Будур, Э.И.Иванова и др. Зарубежная детская литература.
4.Учебное пособие для педагогических училищ. Детская литература под редакцией доктора филологических наук Е.Е.Зубаревой.
5. Е.С.Аносова Особенности скульптурного образа (текст) ж. «Начальная школа – 2005. - №1- с 82.
60960-186690