Открытый урок по истории Владимир Святославович.Принятие христианства


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА».
ФИО (полностью) Лушников Андрей Владимирович; e-mail: boss.lushnikov@list.ru 89049899268
Место работы Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гаринская средняя школа»
Должность Учитель истории
Предмет История
Класс 6
Тема и номер урока в теме Владимир Святославович. Принятие христианства, первый урок
Номинация «Урок в основной школе».
8.Цель урока: Познакомить учащихся с Крещением Руси и его значением для нашего общества.
9. Задачи:
- предметные - создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.
-метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.
- личностные - подвести учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа.
10.Тип урока - Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний. Данный урок относится ко второму типу дистанционных уроков, смысл которых заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.
11.Формы работы учащихся - индивидуальная, работа в парах, групповая.
12.Необходимое техническое оборудование – компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор. ЭОР с сайта ФЦИОР, ЕКЦОР.
13. Актуальность темы - значение духовного единства народа в настоящее время.
14.Структура и ход урока (план)
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов Время
1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент Здравствуйте! Подравнялись, друг другу улыбнулись. Я сегодня рад всех вас видеть. Прошу присаживайтесь на свои места, проверка отсутствующих. Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу 1 мин.
2 Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний, целеполагание.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента, изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов.
После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?»
Прошу вашего внимания! В истории Древнерусского государства есть много интересных событий, которые не прошли просто так, а оставили свой след и повлияли на историю нашего государства. Одним из таких событий является крещение Руси.
В 2015 году отмечали 100 лет со дня смерти крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира.
Продолжает: «Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Ребята назовите славянских богов Руси».
Учитель продолжает беседу:
А какое количество богов на сегодняшний момент в России?
В какого Бога верят русские сейчас?
А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий?
Ребята ответьте: «Что означает крестик, висящий на груди у многих из вас?»
На прошлом уроке девочки получили опережающее задание. Им было задано подготовить сообщение по теме «Крещение Руси». И сейчас на расскажут о человеке, благодаря которому Русь стала православной.( Ф.И. уча-ся)
Учитель вносит коррекцию в ответы, что Крещение - это таинство принятия христианской веры.
Так что бы сформировать тему нашего урока. Предлагаю вам разгадать загадки на ответ, поднимите руку. Отвечайте. О ком идёт речь?
Ходил в поход он на Царьград, да только сам тому не рад. Сожжён был «Греческим огнём», Древлянами был уничтожен он
Он смел, был и умён без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, при имени его Царьград дрожал тогда.
Хитра княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась, потребовав с древлян лишь голубей, она смогла их воле подчинить своей.
Сел княжить первым в Киев он, и покорил Царьград потом. Вёз из полюдья в Киев он товары. И «Вещим» прозван был не даром.
Его призвали новгородцы, порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный. Стал основателем династии навечно.
Он начал с наведения порядка на Руси, железною рукой громил болгар, поляков. Отправил он из Киева варягов, и в веру христианскую он русичей крестил.
Фиксирует варианты ответов.
Учитель демонстрирует слайд с темой урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока.
Совместно с учениками составляют план.
Зачем нужна новая религия?
Причины принятия христианства
Крещение Руси
Значения принятия христианства
Учащиеся высказывают свои мнения:
- о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д.
Учащиеся вспоминают и дают общее определение религии Др. Греции, Рима, Руси - язычество
Отвечают:
Один бог.
Это - И. Христос.
Да, очень хотели бы знать
Ответ: То, что нас окрестили; теперь мы крещеные.
Игорь
Святослав
Ольга
Олег
РюрикВладимир Святославович
Учащиеся записывают
Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…? Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;
умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы.
Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).
Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. 5 мин.
2
2.1.
2.2.
Организационно-деятельностный этап
Работа с документом в парах
Коллективная работа Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе осуществилось Крещение Руси и, когда это было.
Я предлагаю для начала – ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет» стр. 42 учебника) Ваша задача определить, насильственными или мирными были методы крещения Руси?Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?» Соседи узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов, какой разговор мог бы состояться между князьями и послами разных стран, мы сейчас узнаем посмотрев инсценировку о выборе веры и ответим на поставленный вопрос.
Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своёй вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммеда.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин : Веруем в аллаха, а Мухаммед, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир: На Руси пить вино- главное веселье.
Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша , но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы- простому дереву.
Владимир: В чём вера ваша?
Католик: Всё, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины, отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как она- правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть те испытают веру.
1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир: Так посему и быть. Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ - при Владимире в 988 году, делают пометку в тетрадях.
Осуществляют чтение документа, готовятся к самостоятельному выводу
Ответ учащихся:
Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети,
стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как
безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон
их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты
не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника.
1. Близость по - духу;
2. Наиболее близкие связи с Византией
3. Красота храмов
4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д.
.."Если бы плох был закон греческий, то не
приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;
Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. 8 мин.
7 мин
2.3. Физ. минутка Учитель ставит электронную физ. минутку. 2 мин
2.4. Групповая работа Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе выполнить задания.
Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения:
1. отношение к Богу;
2. отношение к людям;
3. культура религии;
4.отношение к семье;
На слайде презентации появляются новые слова .
ЕПИСКОП
ЕРЕСЬ
МИТРОПОЛИТ
ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ
Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь и записать определение. Учащиеся самостоятельно готовятся к заданию и у доски выполняют его.
«Христиане»:
1.единобожие;
2.по библейским законам;
3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.
4.патриархальный, укрепление брака.
«Язычники»
1.многобожие;
2.«кровавая месть»;
3.идолопоклонничество, жертвоприношение;
4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство
Учащиеся записывают
Епископ- высшее духовное лицо в православной и других церквях.
Ересь-учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения.
Митрополит- титул русской православной церкви.
Церковный устав- свод правил, регулирующих деятельность церкви. Личностные:
Определение своей позиции в современном мире;
Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие
10 мин
3 Закрепление нового материала
Предлагаю Вам проверить, какие знания вы получили на уроке , с помощью игры
с мячом «Вопрос-ответ».
-Кто такой Владимир? (Князь)
-Кто его отец? (Князь Святослав)
-Назовите годы его княжения? (980-1015)
Зачем он построил оборонительные укрепления на Юге Руси? ( от избавления от набегов)
-Почему он решил крестить Русь по византийскому образцу? (потому что византийские христиане не посягали на восточнославянские территории. Русь поддерживала тесные связи с Византией)
-Когда Владимир крестил Киевскую Русь? (988) Личностные:
Осмысление ответственного поведения в современном мире;
Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.
Регулятивные:
умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения 5
мин.
4 Самооценка урока Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и Вы смогли понять истинный смысл православной культуры и её значение для русского народа.
Критерии изображены на слайде:
Самооценку осуществляют учащимися, и вывесить их на доску. Регулятивные:
Объективность в оценивании своей деятельности 1 мин
5 Дифференцированное домашнее задание.
Учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Какое имя дал русский народ князю Владимиру?». Параграф 5 Фиксируют д/з. 1 мин.
40 мин.
Перечень, используемых на уроке ЭОР:
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, раздел «Крещение Руси» (информационный, иллюстративный материалы), фонда «Русский мир».
Видеофрагмент «Колокольный звон», включенный в общую презентацию.
Электронная физминутка .Примечание: Для составления технологической карты урока в основу были взяты основные дидактические единицы из фундаментального ядра содержания общего образования по истории: Древняя Русь. Христианство и язычество, отображены элементы знаний из кодификатора ГИА 2015 года.