Деятельность классного руководителя в освоении новых стандартов
ИННОВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Деятельность классного руководителя в освоении новых стандартов
Павлова К.В., учитель химии и биологии
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Инсарского района
Домашний адрес: РМ г. Инсар,
Ул. 1-ая Полевая дом 3
Телефон 8-961-099-65-37
E-mail pawlowa.clavdya2013@yandex.ru
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства.
При введении ФГОС нового поколения изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!
Главное предназначение классного руководителя – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.
ФГОС представляет новые роли классного руководителя:
1) информатор-эксперт,
2) организатор-фасилитатор (фасилитатор — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию),
3) консультант, собеседник.
4) тьютор (наставник, воспитатель, советчик, помощник).
Классный руководитель:
- стимулирует учебно-познавательную деятельность детей и корректирует её;
- помогает детям разобраться в успехах, неудачах;
- отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия;
- поддерживает тесную связь с семьей, информирует родителей об учебной работе и внеурочной деятельности.
Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Я являюсь классным руководителем 5Б класса. В 5Б классе 28 человек, из них 17 мальчиков и 11 девочек.
С первого дня классного руководства наблюдаю за индивидуальным развитием каждого ребенка, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, анализирую развитие коллектива класса.
Социальная карта класса следующая:
7 обучающихся из неполных семей (Булычева Н., Ломакина Д., Тихомирова Я., Янькова С., Плотников Н., Никульченков Д., Курынова Е.);
8 обучающихся из многодетных семей (Казанцев Д., Маврушкина О., Макарова С., Паршуткин Н., Синичкина О., Тихомирова Я., Лисина Н. Аверкин А.)
1 обучающийся лишенный родительского попечения (опекаемый ) – Казаков А. Воспитанием мальчика занимается бабушка.
21 обучающихся из малообеспеченных семей.
По успеваемости класс слабый.
Я проанализировала успеваемость обучающихся за 4 класс, и 1,2,3 четверти 5 класса. Итоги за 4 кл следующие: отличников нет, на «4» и «5» - 7 обучающихся ( Маврушкина, Тихомирова, Синичкина, Зубков, Голованов, Загороднов, Курынова). Успеваемость 100%, качество знаний 25%, средний балл 3,26
5 кл. Итоги 1-3 четверти: отличников нет, на «4» и «5» - 6 обучающихся ( Маврушкина, Тихомирова, Синичкина, Зубков, Голованов, Павлова) Успеваемость 100%, качество знаний 21%, средний балл 3,25.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что успеваемость в 5 классе по сравнению с 4 кл. снизилась, но не намного.
Проводила анкетирование с целью выявления уровня познавательной и учебной мотивации по методике Н. Лускановой.
Из 26 анкетируемых высокий уровень (25-30 б.) развития имеют 2 ученика ( 8% Тихомирова Я. Маврушкина О.). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые учителем требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал; прилежны; проявляют интерес ко всем предметам.
Средний уровень (20-24 б.) - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 11 учащихся (42% Курынова Л. Казаков А, Синичкина О, Булычева Н, Павлова В, Ткачев С, Макарова С, Лисина Н, Зубков С., Казанцев Д , Ломакина Д). При средних показателях школьной мотивации ученик положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе, но требует контроля; сосредоточен по интересу. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
7 человек, что составляет 27% показали развитие внешней школьной мотивации (15-19 б.) Баймаковский, Загороднов Михеева Кособоков Голованов Аверкин Янькова), Имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация (10-14 б.) была выявлена у 6 человек (23% Никульченков Д, Тряпкин К. Петров Д. Паршуткин Н. Дубровин, Целомудров,). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Дети с низким уровнем мотивации составляют "группу риска". Поэтому требуют особого внимания.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учебная мотивация у половины обучающихся не сформирована.
Лидеров в классе нет. Неформальным лидером в классе является Петров Д. Большинство мальчиков боятся его, так как он имеет силовое превосходство, С начальной школы знают, что все решает кулаками. Обижает и мальчиков и девочек, переговаривается с учителями. С этим злом боремся. Постоянно с ним проводятся беседы о поведении, много раз беседовала с родителями, но результаты незначительные.
Особое внимание уделяется поведению Казакова А. Воспитанием мальчика занимается бабушка. Психическое состояние мальчика нестабильно, неадекватно реагирует на замечания. С бабушкой мальчика стараюсь поддерживать тесную связь.
У некоторых детей возникают проблемы со сверстниками : Тряпкина К, Казанцева Д. Кособокова С. С ними проводятся индивидуальные беседы, иногда с привлечением родителей.
Активны хорошо работают на уроках: Тихомирова Я., Павлова В., Казаков А., Казанцев Д., Маврушкина О., Синичкина О.
По характеру все дети разные. Большинство очень подвижные. Поэтому на уроках требуется строгая дисциплина и постоянный контроль за следующими учащимися: Аверкин А., Никульченков Д., Паршуткин К., Тряпкин К., Петров Д., Целомудров С, Плотников Н. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие плохо усваивают учебный материал. С этими детьми проводятся индивидуальные беседы, а также беседы с их родителями.
Есть общительные: Булычева Н., Маврушкина О., Макарова С., Паршуткин Н., Ломакина Д., Тихомирова Я., Плотников Н. и др.
Есть замкнутые: Тряпкин Ж, Янькова С, Голованов И. и др. Эти дети редко поднимают руку, стесняются отвечать у доски. Их трудно привлечь к диалогу.
Класс сложный. Многим детям нужна помощь психолога.
Большинство учащихся имеют поручения, которые охотно выполняют.
Контроль со стороны родителей за оценками учеников почти полностью отсутствует.
Условия проживания семей в целом хорошие. Трудное положение у Паршуткина Н, Михеевой Я.
Особого внимания требуют семьи, где иногда случаются конфликты, которые, отражаются на детях. Таких семей две, где для выяснения отношений привлечена полиция.
Отслеживается классным руководителем и внеурочная деятельность учащихся .Эта деятельность складывается из предложений, поступающих от : Детской юношеской спортивной школы, Детского дома творчества, Детской школы искусств, Дома культуры, Центральной районной библиотеки.
Во внеурочное время большинство обучающихся посещают ДЮСШ-15 обуч., школа искусств- 1 уч., ДДТ-7уч.
В классе реализуется программа внеурочной проектной деятельности «Юный эколог », цель которой, реализация детьми своих способностей и потенциала личности, обучение работе на основных этапах учебного проекта.
Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю.
Результатом освоения программы стал проект «Бездомные животные», представленный Баймаковским М., учеником 5 Б кл. на разных уровнях(школьном, муниципальном и республиканском). На муниципальном уровне проект стал призером.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Классные часы проводятся по плану воспитательной работы.
Воспитательная работа направлена на сплочение классного коллектива детей. С этой целью проводились следующие мероприятия «Осенние посиделки», природоохранная операция «Помоги птицам зимой». В конкурсе кормушек приняли участие все дети. И победители и участники были отмечены сладкими призами, «Будущие защитники Отечества», «Женский праздник», и другие.Во время каникул посещали ( и сейчас посещаем по графику) ледовый дворец, выезжали на лыжную прогулку.
Особо хочется отметить акции, которые проводились к 70-летию Победы в ВОВ.
Дети приняли активное участие в акциях «Часовой у знамени Победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Книга Памяти»
Также ведется работа по улучшению качества знаний и дисциплины, развитию стремления к здоровому образу жизни, привлечению родителей к контролю за выполнением детьми домашнего задания.
Так, каким же должен быть современный классный руководитель? Современный классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого обучающегося на основе педагогической диагностики, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе. Таким образом, современный классный руководитель должен совершенствоваться в соответствии с новыми требованиями. Этого требует жизнь.