План конспект занятия по Севастополеведению Принятие христианства. Князь Владимир
Урок 10
Тема. Принятие Христианства. Князь Владимир (3 класс)
Цель: Ознакомить с тем как князь Владимир расширил и укрепил древнерусское государство.
Задачи:
1)Образовательные. Познакомить с жизнью славян до принятия христианства.
Показать роль князя Владимира в зарождении христианства на Руси, Крещении Руси, расширении и укреплении границ древнерусского государства.
Провести межпредметные связи, связать содержание урока с реальной жизнью.
2) Развивающие. Развивать умения по актуализации ранее полученных знаний. Развивать внимание, память, речь, творческие способности.
3)Воспитательные. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому; духовно-нравственное воспитание; воспитывать гордость за причастность к жизни города.
Оборудование:
1. "Мой любимый город Севастополь" Пособие по курсу "Севастополеведение" 3 класс Часть 1
2. DVD диск "Всё о Крыме. Севастополь"
3. Запись видео отрывка "Крещение Руси"
4. Книги или ксерокопии книги Е. Белоусов " Как князь Владимир в Корсуне крестился"
5. Распечатанные ксерокопии иллюстраций
6. Фотография памятника Кириллу и Мефодию в Севастополе
7. Выставка детских рисунков
Ход урока
I Организация класса
Не трать напрасно время!
Учись, познавай и расти.
II Актуализация опорных знаний
1. Выставка творческих работ учащихся (рисунки буквиц)
2. - Кому поставлен памятник, изображённый на фотографии?
-Где он установлен?
- Чем прославились эти люди?
- Откуда они прибыли в Корсунь?
- Какие книги они перевели на славянский язык?
-Что такое кириллица?
-Как называлась буква славянской азбуки?
- Чем особенна каждая буква славянской азбуки?
- Названия каких букв вы запомнили?
3. Проверка выполнения кроссворда на стр. 22
III Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель: " Пусть земля, на которой живёте вы, ваши родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры, друзья и товарищи станет вам ближе и понятнее"- с этих слов начинается обращение Е. Б. Алтабаевой к вам, ребятам, изучающим историю родного края, в учебнике " На черноморском перекрёстке"
Правильно говорят, что нельзя любить свою Родину, не зная её историю.
Я предлагаю вам ребята отправиться в путешествие во времени, для получения новых знаний.
Отрывок из DVD фильма "Всё о Крыме. Севастополь. Херсонес Таврический" ( 90сек)
Ученик:
К истории не поздно прикоснуться
Вы в древний город загляните
Ворота там пред вами распахнуться
Там ждёт немало вас открытий.
Ученик:
Великий князь Владимир в Херсонесе
Он окрестил языческую Русь
И краше места нет на белом свете
И я тобой мой Херсонес, горжусь.
Зыканова Т. Н.
IV Сообщение темы и задач урока
Наша земля- это место встречи разных народов, религий, культур. Так было в древности, так продолжается и сегодня. О многих вы узнали на уроках Севастополеведения.
Мешались обычаи, боги, жёны
Народ вливался в народ.
Кто победивший, кто побеждённый-
Никто уж не разберёт.
Копнёшь язык - и услышишь нередко
Отзвуки чуждых фраз,
Семью копнёшь - и увидишь предка
Непостижимых рас.
И. Сельвинский
А сегодня мы поговорим о славянах, о русичах в Крыму и Севастополе, о князе Владимире, который написал важную страницу в историю города, о распространении христианства.
Ученик
Крещение Руси в десятом веке -
Церковный праздник, скажете? - Отнюдь!
Тома расскажут вам в библиотеке,
Как князь Владимир выбрал этот путь.
V Изучение нового материала
Учитель: Оглянись на предков наших,
на героев прошлых лет.
И про эту старину
Вам рассказывать начну!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Никто не назовёт точную дату появления первого русича-первопроходца. Но есть первые факты - из раннего средневековья: в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и в Тамани, где образовали Тмутараканское княжество .
Известно, что в Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне.
Ученик: Поклонялись древние русичи солнцу и небу, воде и земле, ветру и деревьям, птицам и даже камням.
Ученик: Не было у них храмов высоких. Зато были капища -вырытые в земле углубления. В центре - божество - идол из камня или дерева. ( Иллюстрации)
Ученик: Горят рядом костры жаркие. Ходят вокруг люди. Восклицают:
- Задобрить надо богов!
- Жертву!- кричат хором.- Боги требуют жертву! (Иллюстрации)
Ученик: Великое множество народа жило на землях Руси. И что не земля, то свой идол. А значит. маленький бог. так и жили. До поры, до времени.
Учитель:
Откройте свои тетради на странице 24. Давайте решим примеры и выполним задание к ним. (Дети решают примеры по "цепочке", записывают буквы, читают имя князя)
Сегодня наш рассказ - о великом князе Владимире. Был он отчаянно храбрым воином и языческим вождём. С 980 года стал править Русской землёй.
В русском государстве шла настоящая духовная война. Идолам приносились в жертву человеческие жизни. В 983 году толпа язычников растерзала Феодора- варяга и его сына Иона за то что они осудили жертвоприношения. И тут случилось нечто неожиданное. Мученическая смерть этих святых что-то перевернула в душе языческого вождя Владимира. Он начал интересоваться новой религией, которая шла в Русь из Византии. А как называлась эта религия вы узнаете, если выполните задание на странице 24 тетради. ( Дети выполняют задание, работая в парах)
Учитель:
В 986 году приходили к князю посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. И слушал его Владимир со вниманием. А потом отвечал: "Подожду ещё немного", желая разузнать подробнее о всех верах.
( Иллюстрация)
Великий князь Владимир избирает религию" И. Эггинк, 1822
Инсценировка
Боярин:
-Скажи, князь. почему не помогают нам больше наши боги? Кто заступится за Русь, за народ наш?
Князь Владимир
-Сам вижу. Умирают старые обычаи. Угасают огни перед богами древними.
Боярин:
- Мечутся люди в поисках других богов. Богатые, чтоб права свои утверждать. Бедные, чтобы верить в рай небесный.
Боярин:
-Негоже храброму и сильному народу
Жить в темноте,
Пора ему почувствовать свободу
От идолов слепых и безучастных
Камней обычных мёртвых и безгласных
Князь Владимир
- О вере много думаю я сам
Мне эта мысль приходит не впервые
Святой Софии вспоминаю храм,
Что в Киеве построила княгиня.
Мужей мудрейших в дальние края
Хочу отправить с порученьем я.
Пусть скажут мне чья вера хороша
Чтоб приняла её славянская душа
Ученик: Вернулись послы, рассказали обо всём, что увидели: "... И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой."
Учитель: В истории наших предков произошло удивительное событие. Необычно оно тем, что сначала свершилось в душе одного человека. И так изменило и преобразило его душу, что потом на долгие века стала иной и душа целого народа.
Владимир совсем уже собрался креститься, но тут началась война между ним и греками. В 988 году Владимир пошёл с войском к Корсуни, и затворились корсуняне. Русские встали на той стороне города, что против пристани, и началась осада. (Иллюстрация).
Ребята, откройте книгу на странице 9-10, зачитайте отрывок об осаде Корсуня.
(Дети зачитывают отрывок)
Учитель:
Владимир вошёл в город со своей дружиной и послал послов к царям Василию и Константину с требованием :" Слышал, что имеете вы сестру девицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".
Цари отвечают " Не пристало христианам выдавать жён за язычников: если крестишься, то и её получишь." Владимир ответил на это посланцам царя: "Скажите вашим царям так: я крещусь"
Когда Царевна Анна приехала в Корсунь, спросила: "Крестился ли Владимир?" Ей ответили, что пока нет, ибо разболелся глазами и не видит ничего. Тогда Анна сказала: "Если хочешь избавиться от недуга своего, крестись поскорее".
(Иллюстрации)
Епископ корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира. И когда возложили руку на него, тотчас прозрел Владимир и, ощутив своё внезапное исцеление, прославил бога. Многие дружинники увидев чудо, тоже крестились. Случилось это в церкви св. Василия, что стояла посреди Корсуни.
"Крещение великого князя Владимира в Корсуни" Иванов Андрей Иванович. 1829
После этого Владимир взял царевну, священников корсунских с мощами св. Климента. Взял он так же церковные сосуды и иконы и со всем этим отправился в Киев.
Крещение Руси
Ученик:
Сегодня – день Крещения Руси
День православия, день божьей благодати.
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси!
Через сомнения в душе мы стелем гати
Ученик:
Когда-то князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Ученик:
Во время смуты или тягостных годин
Колоколов церковных всем милее звуки
Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,
Нательный крестик помогал ослабить муки.
Ученик:
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва
Текст – «за Царя, за Родину, за Веру»
Не просто громкие, - священные слова.
Ученик:
Храня историю, той Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной осколки
Уже одиннадцатый век нам крест нести
Дай, Бог, помогут православные потомки
Владимир Кухарь
VI Обобщение и систематизация знаний
1. Просмотр видеофрагмента "Крещение Руси" ( 4мин.)
2. Самостоятельное чтение статьи в тетради стр. 24
VII Итоги урока
- Сегодня каждый из узнал историю возникновения христианства на Руси. А кто из вас крещён?
- Как вы думаете, какие правила должен соблюдать человек, который носит на шее крестик?
- Что вы запомнили для себя из сегодняшнего урока?
Оценивание
-Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Литература:
1. О. О. Самойлова, Е. Б. Алтабаева"Мой любимый город Севастополь" Пособие по курсу "Севастополеведение" 3 класс Часть 1
2. Журнал "Крымуша" № 11, Ф. Таврическая " Преображение Владимира"
3. Журнал "Крымуша" № 12Л. И. Знаковская " Когда в Крыму появились
славяне"
4. М. Золотарёв, В. Хапаев " Древний город Херсонес Таврический
5. В. М. Зубарь, Ю. В. Павленко "Херсонес Таврический и распространение
христианства на Руси"
6. Е. Белоусов " Как князь Владимир в Корсуне крестился"
Севастопольская общеобразовательная школа № 34
Шильдяева Ирина Алексеевна
учитель высшей квалификационной категории, старший учитель
Внеклассное занятие. Устный журнал "Самое синее в мире Чёрное море моё..." 3-4 классы
Цель : - познакомить с краткой историей Чёрного моря, его особенностями, обитателями, легендами , связанными с Чёрным морем;
- продолжить работу по формированию у учащихся интереса к изучению природы родного края;
- развивать познавательную активность учеников, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к природе, умение заботиться о ней;
Оборудование: - физическая карта; иллюстрации; рисунки и плакаты, выполненные детьми; цветные карандаши; альбомные листы; макет журнала;аудиозаписи;
Ход занятия
I Организация класса
Учитель:
- Улыбнёмся друг другу! Настроимся на хорошее настроение и тогда наш сегодняшний необычный урок пройдёт организованно и интересно.
II Актуализация опорных знаний
Дети исполняют песню «Чёрное море» М. Матусовский
III Сообщение темы и целей урока
1 ученик 2 ученик
Легко затеряться И всё-таки море
В солёном просторе, Останется морем,
Волна закипает, И нам никогда, никогда
Грохочет прибой, Не прожить без морей !
Я. Френкель
-Как вы уже, наверное, догадались сегодня наш разговор пойдёт о море, о нашем родном Чёрном море. Вы узнаете, почему оно так называется, кто живёт в Чёрном море, чистое или грязное наше море, что должен делать человек, заботясь о море, познакомитесь с легендами, отрывками из произведений писателей и поэтов , которые описывают Чёрное море. А урок наш пройдёт в форме устного журнала.
IV Работа над материалом урока
1-я страница – «Немного истории»
3 - й ученик
История развития Черноморского бассейна начинается с далёкого прошлого.
Давным –давно, десятки а то и сотни миллионов лет назад наша голубая планета Земля имела совершенно другой вид. Все воды объединялись в один единственный океан Тетис.
4 -й ученик
На протяжении прошедших миллионов лет движение земной коры изменило облик океана. Известно, что существовало Сарматское море в состав которого входило и Чёрное море. Затем появилось Понтическое море, которое объединяло Чёрное, Азовское и Каспийское.
5-й ученик А спустя 5-6 тысяч лет земная кора внесла новые изменения. Воды Чёрного
моря соединились со Средиземным. Так это было или иначе, но многие учёные представляют рождение Чёрного моря таким.
Но как бы там не было, все признают, что Чёрное море – самое молодое.
Учитель:
Вот такой была наша историческая страница. Её мы оставляем позади, но на наших уроках мы будем к ней возвращаться, чтобы ещё больше узнать об истории Чёрного море.
2-я страница Географическая
Учитель:
А следующая страница- географическая. Давайте с вами кратко вспомним, что нам известно о географии Чёрного моря.
- Что называется морем?
Чёрное море принадлежит к закрытому бассейну Атлантического океана.
Чёрное море соединяется Керченским проливом с Азовским.
Проливом Босфор Чёрное море соединяется с Мраморным морем.
Очертания Чёрного моря напоминают овал.
Протяжённость Чёрного моря с севера на юг составляет 580метров.
Наибольшая глубина в Чёрном море равна 2 тысячи 210 метров.
К Чёрному морю прилегают берега шести стран России, Грузии, Украины, Румынии, Болгарии и Турции.
Западный участок побережья Чёрного моря до Крымского моря отличается извилистой береговой линией с большим разнообразием заливов, лиманов, озёр, болот. Здесь впадают в Чёрное море крупнейшие реки Европы- Днепр и Дунай.
Побережье Крымского полуострова особенное, ему нет равных. От Севастополя до Евпатории пологие берега с песчаными пляжами, которые чередуются ракушкой и галькой. В районе Евпатории много солёных озёр.
Красив Южный берег Крыма. Зигзаги береговой линии изрезанные каньонами, обрывами, скальными выступами и каменными глыбами. Чем больше внимания уделяют морю люди, тем оно шире раскрывает им свои тайны и щедро вознаграждает своими богатствами.
6-й ученик 7-й ученик
Для чего морю наряды На чёрной глади-
В ночь любую, Мягкий
В день любой Бархатный наряд,
Море занято А на бархатном
собой: Наряде
По утрам оно одето Драгоценности
В платье Горят.
Розового цвета. Море,
Днём –одето Если не секрет,
В голубое, Дай, пожалуйста,
С белой ленточкой Ответ:
Прибоя Для чего тебе
А сиреневое платье Наряды?
Надевает Чтобы люди
На закате. Были рады!
По ночам В. Орлов
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, что же даёт море человеку?
8-й ученик
Ежегодно к Чёрному морю из разных стран приезжают люди на лечение и отдых. Своеобразные климатические условия- сухой тёплый климат, устойчивая тёплая погода летом и осенью, целебная вода моря- всё это привораживает отдыхающих.
9-й ученик
На дне Чёрного моря и в примыкающих лиманах, лагунах огромное количество илов и грязей. Они находят широкое применение в грязелечении.
10-й ученик
Важное значение для развития пищевой промышленности имеет промысел рыбы.
11-й ученик
Из морской воды получают йод, бром, марганец и другие элементы, необходимые для лечения заболеваний.
12-й ученик
Широко в промышленности используют черноморские водоросли- пищевые добавки, для получения лекарств.
13-й ученик
Песок и гравий – ценнейший строительный материал.
Песок- основное сырьё для стекольной промышленности.
14-й ученик
Важное значение имеет морской транспорт. Голубые дороги- приятное путешествие.
Учитель:
Да, поистине велики дары моря человеку. В последние несколько десятилетий Чёрное море открывает новые секреты нефтегазовых месторождений. И самое главное – море –это колыбель жизни на земле, из моря миллионы лет назад вышли первые живые существа. Поэтому человек обязан заботится о сохранности этих богатств для будущих поколений
Дети исполняют песню « Чёрное море»,Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)(Сборник " Песни о Севастополе)
1. Ах , море, море Чёрное - 3. Вот чайка закружилась
Лёгкая волна, Над морской волной:
Ветерку послушная « Здравствуй, здравствуй , море,
Плещется она. Потанцуй со мной !»
2. А по морю Чёрному 4. Взмахнула чайка крыльями
Пароход плывёт, И улетела вдаль.
Чаек белокрылых Ах, море, море Чёрное,
В хоровод зовёт. Меня не забывай.
3-я страница - « Кто в море живёт, что в море растёт ?» 15-й ученик
Послушайте внимательно
о жизни в глубине-
Раскроет море тайны
Тебе и мне.
Чёрное море по составу и характеру распределения живых организмов своеобразно и неповторимо. Только Чёрное море , из всех морей на Земле, имеет разделение на две зоны – кислородную (150- 200 м) и лишённую жизни- сероводородную (ниже 200м), которая занимает три четверти водной массы моря.
Чёрное море одно из самых малообитаемых морей на Земле, так как ниже 200м , обитают в этой зоне только бактерии микроспира.
16-й ученик
И не в небе, и не в поле, И лисицы, и рачки,
А в чудесном Чёрном море И коты, и червячки,
Обитают на просторе И морские петухи,
Рыбы – ласточки и кони, И дельфины – пастухи.
17-й ученик
В кислородном слое обитают несколько сотен видов водорослей: зелёные, сине- зелёные, бурые, красные, есть два вида цветковых водорослей.
Есть водоросли , которые обитают возле берега- коралина, , морской салат и другие, а есть те , которым нужна глубина- , например , морской виноград, а а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея. Интересно, что именно она создаёт свечение моря осенью.
18-й ученик
Лежит на дне морском звезда-
Красивая, живая.
Она не светит никогда,
Но море украшает.
Н. Томилина
19-й ученик
А вот в Чёрном море обитают ночесветки- светящиеся крохотные хищники. Если их вытащить из воды и высушить, то они так и будут светиться холодным светом. За свечение отвечает вещество, которое учёные назвали «люциферин», в честь повелителя ада, Люцифера.
20-й ученик
Краями плавно шевеля, Плывёт кусочек киселя.
Он раскалённым не бывает, Но очень сильно обжигает! Н. Томилина
21-й ученик
В Чёрном море чаще всего встречаются медузы- аурелия и корнерот, которые светятся по ночам..
Аурелия – самая маленькая медуза, а корнерот - самая крупная. Размер купола корнерота может достигать 50 см. Своими щупальцами он может нанести сильный ожог, а а вот аурелия не ядовита.
22-й ученик
Красивый домик у моллюска, Но очень маленький и узкий.
Зато он вместе с ним растёт, Почти не требуя хлопот.
Н. Томилина
23-й ученик
Наиболее распространённые моллюски- это мидии, рапаны устрицы и гребешки. Все они съедобны.
Устрицы и мидии специально разводят. Устрицы живут 30 лет, они очень живучи, без море могут обходиться более 2 недель.
24-й ученик
Мидии живут 7- 10 лет, это настоящие фильтры. Они пропускают через себя огромное количество воды, очищая её. Иногда в очень крупной мидии можно отыскать мелкую жемчужину розового цвета.
25-йученик
Гребешки интересны тем, что могут перемещаться как реактивный снаряд . У гребешков сотни глаз, но этот моллюск слеп. Если один глаз удалить то на его месте вырастет другой.
26-й ученик
Рапана прибыла вместе с кораблями с Дальнего Востока. Считается, что рапана – родственник исчезнувших моллюсков, из раковин которых древние финикийцы получали свой знаменитый пурпурный краситель.
27-й ученик
Надев красивый лёгкий панцирь
И храбро выставив клешни,
Краб выступает в грозном танце.
Он так старается – взгляни!
Н. Томилина
28-й ученик
В Чёрном море встречаются крабы: паук, мраморный, каменный, травяной, краснокорый и другие . Всего 10 видов. Все они не достигают крупных размеров.
29-й ученик
А эта рыба не простая-
Когда за ней акула мчится,
Она из моря вылетает, Как перепуганная птица!
Н. Томилина
30-й ученик
Известно примерно 170 видов рыб, которые обитают на Чёрном море: белуга, сельдь, хамса, тюлька, шпрот, кефаль, барабулька, скумбрия, камбала, пеламида, тунец- имеют промысловое значение .
31-й ученик
Среди рыб не имеющих промыслового значения- бычок, морской ёрш, игла, морской конёк, зеленушка, морской дракон, морской чёрт, морской петух и другие.
32-й ученик
В Чёрном море обитает небольшая рыбка султанка или барабулька. Пойманная султанка, умирая, покрывается яркими золотисто-оранжевыми пятнами. Послушайте две из легенд о б этой рыбке.
Учитель:
Легенда о рыбке-султанке
Султанка, или барабулька небольшая рыбка, обитающая в Черном море. У неё своеобразная внешность: большая голова, с круто срезанной под тупым углом мордочкой и длинными усами по бокам, что делает её похожей на запорожца (отсюда название барабулька). Пойманная султанка, умирая, покрывается яркими золотисто-оранжевыми пятнами. Мясо ее нежное и вкусное настолько, что в Древнем Риме эту рыбу подавали во время пиров на столы патрициев, а в Турции её мог есть только султан. О падении Константинополя на берегах Средиземного и Черного морей было сложено немало песен. Вот одна из них под названием «Рыбы Константинополя»: В Константинополе монах на кухне жарил рыбу. Вдруг тихий голос прозвучал с небес летевший голос: Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки! Он отвечал: «Воистину, когда взлетят, как птицы, эти рыбы Тогда лишь в город наш святой ворвутся злые турки». Вдруг рыбы ожили и вмиг взлетели, словно птицы: И в город ворвался султан, и пал Константинополь Песня эта исполнялась в Греции, а вот какая легенда о том же событии была известна в Крыму: Хорошая рыбка султанка; много раз она вместе с камсой спасала южный берег Крыма от голода. Рыбка эта не простая, а поджаренная оттого она и переливается золотом в воде. Вот как дело было. Турецкий султан Магомет II подошел к Константинополю с большим войском, но жаль ему было разорять город и послал он предложение царю Константину сдать город без боя. Царь сидел в саду своего дворца у фонтана, а жена его тут же жарила небольшую рыбку. Когда посланный султана передал его предложение, Константин сказал, указывая на жаровню: «Передай своему султану, что когда эти рыбки выпрыгнут со сковороды в фонтан, тогда будет сдан Константинополь». Ушел посол а рыбки вдруг одна за другой попрыгали со сковороды в воду фонтана. Побледнел царь. Через два дня Константинополь был занят турками. Повелел султан бросить рыбок из фонтана в море, чтобы они плодились в нем и напоминали людям о великом событии взятии Константинополя. Вот и появилось в Черном море много рыбок с золотистыми боками это и есть султанка.
33-й ученик
В Константинополе рыбак на кухне жарил рыбу.
Вдруг тихий голос прозвучал- с небес
летевший голос:
- Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки!
Он отвечал: « Воистину, когда взлетят , как птицы, эти рыбы –
Тогда лишь в город наш святой ворвутся злые турки»
Вдруг рыбы ожили – и вмиг взлетели, словно птицы,
И в город ворвался султан,
И пал Константинополь
34-й ученик
Держась хвостом за стебелёк,
Стоит на дне морской конёк.
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.
Н. Томилина
35-й ученик
Морская игла и морской конёк отличаются от других рыб тем, что сами вымётывают икру не в воду, а в особые кожные складки на спине самцов, и самцы вынашивают икру до мальков.
36-й ученик
Древней акулы рыбы нет.
Она живёт здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит.
38-й ученик
В Чёрном море два вида акул: катран(морская собака, колючая акула) и маленькая пятнистая акула ( кошачья акула).
Катран иногда достигает двух метров, а кошачья акула больше метра никогда не вырастает .
39-й ученик
Весёлый маленький дельфин
Гуляет в море не один.
Когда он с мамой рядом,
Печалиться не надо.
40-й ученик
В Чёрном море обитает три вида дельфинов ( зубатых китов): азовка, белобочка и афалина .
Самый крупный – афалина (бутылконос), поменьше белобочка и самый маленький – азовка (пыхтун, морская свинья).
Обитатель дельфинариев и океанариев- афалина. С этим дельфином экспериментируют учёные во многих странах мира. Образ жизни у дельфинов – стадный.
Дети исполняют песню « Чайки ,(Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)
1. Чайки белокрылые 2. Чайки над волнами
К морю прилетели. Стайкою летят,
Морю, морю Чёрному О морях далёких
Песню свою пели. Рассказать хотят.
Припев: Море, море Чёрное- 3. Кружат, кружат Чайки
Синева вдали. Над мачтой корабля.
Встречает море Чёрное Их любит море Чёрное
Из рейсов корабли. Как моряка земля.
4-я страница - « Экологическая»
Учитель:
Побережье Чёрного моря является территорией, плотно заселённой человеком ещё с античных времён. Оно издавна отдаёт человеку материальные блага: рыбу, растения, различные соли, стройматериалы, излечивает людей от недугов. Но люди не всегда заботятся о море, зачастую нанося ему вред. По мнению ряда специалистов экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось.
41-й ученик
Президент Крымской академии наук высказал мнение, что Чёрное море - самое грязное море в мире. Каковы же основные причины загрязнения моря?
42-й ученик
Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей. Это влечёт за собой цветение моря- развитие сине-зелёных водорослей, уменьшение прозрачности вод и гибели многоклеточных водорослей.
43-й ученик
Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами, приводит к гибели морских животных и загрязнению атмосферы за счёт испарения нефтепродуктов с поверхности моря.
44-й ученик
Загрязнение моря отходами человеческой жизнедеятельности- сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.
45-й ученик
Массовый вылов рыбы. Изменение состава флоры и фауны под воздействием человеческих факторов.
Учитель:
Сильный шторм, который произошёл в ноябре 2007 года, стал причиной чрезвычайных происшествий в Азовском и Чёрном морях. В результате шторма пострадало 13 судов, в воду попало 2тысячи тонн мазута и неизвестное количество серы. Последствия этого шторма по прогнозам учёных возможно будет почти полностью ликвидировать только через десяток лет.
Природные богатства и условия для отдыха на Чёрном море можно сохранить только общими усилиями всех причерноморских стран. Ещё 21 апреля 1992 года в Бухаресте была подписана и утверждена Конвенция « О защите Чёрного моря от загрязнения». Украина подписала эту конвенцию в 1999 году.
Санитарно-эпидемическая служба нашего города следит за чистотой воды в море, за состоянием очистных сооружений, за соблюдением расписанием для водного транспорта.
Подумайте и скажите, а какой вклад в охрану моря можем вносить мы с вами?
(Ответы детей)
5-я страница – заключительная «Нарисуй»
Учитель:
Ребята , вы сегодня много узнали о Чёрное море , много увидели интересного. А знаете ли вы что 31 октября отмечается международный день Чёрного моря ?
Давайте , закроем глаза и мысленно перенесёмся в машине времени на много лет вперёд, и представим , каким станет наше море. А теперь откройте глаза и нарисуйте, то что вы увидели в своих мыслях
V Подведение итогов урока
- Какова была тема нашего занятия?
- Что вы узнали об истории Чёрного моря ?
- Что вы узнали об обитателях Чёрного моря ?
- Что люди должны делать, чтобы сохранить море чистым ?
Оценивание работы детей.
Учитель:
А в заключении мы исполним ещё одну песню
Дети исполняют 1-й и 2- й куплеты песни « Берегите Севастополь»,Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)
1. Берегите люди, город! 2. Пусть наш город лишь сияет
Не рисуйте на домах, Свежестью и чистотой.
Не бросайте мусор в море Всех гостей пусть удивляет
Рыбы ведь живут в морях Он своею красотой.
Севастопольская общеобразовательная школа № 34
Шильдяева Ирина Алексеевна
учитель высшей квалификационной категории, старший учитель
Внеклассное занятие "Чёрное море и его обитатели" 1-2 классы
Цель:
- расширять представления детей об обитателях морских глубин;
- развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира;
- воспитывать любовь ко всему живому; учить охранять окружающую среду;
Оборудование: иллюстрации; модель корабля; аудиозаписи; плакаты с высказываниями С. Сахарнова, А. Куприна, К. Паустовского о море; физическая карта;
Ход занятия
I Организация класса
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II Сообщение темы и задач занятия
УЧИТЕЛЬ Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.
Шириною широко, глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся
Потому что не вкусна - и горька, и солона.
(Море)
Верно, ребята, это море. И сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по морю.
Мы уже с вами знакомились с жизнью некоторых обитателей нашего Чёрного моря, читали о них стихи, рассказы, подготовили сообщения , посмотрели мультфильмы. А сегодня мы узнаем ещё больше, поговорим о том для чего и как нужно беречь наше море
III Эмоциональный настрой
(Звучит аудиозапись музыки моря. Дети читают стихи на фоне этой музыки)
УЧЕНИК
Море дремлет, в море штиль,
Тишина на сотни миль.
Море ласково и мило,
Успокоилось, застыло.
Отдыхает Море-
Шторм вернётся вскоре.
Т. Гетте
УЧЕНИК
За волною - волна -
Белые барашки -
Заиграли после сна
В салочки-пятнашки
"Ш-ш-шуш-ш" –
одна за другой,
Радуясь и споря
"Ш-ш-шуш-ш" –
слагает прибой
Песенку о море.
С. Олесяк
УЧЕНИК
Волны
В море волны, как русалки
Все играют в догонялки.
Шумно брызгают хвостами,
Серебрятся волосами,
Каждая вступает в гонку,
Чтобы обогнать сестренку
И на береге мгновенно
Стать пушистой белой пеной.
С. Птица
УЧЕНИК
Волна бежала за Волной,
Звенела, пенилась -Постой!
Куда, куда бежишь Волна?
-Хочу достать быстрей до дна!
На берег накатилась
И шумно удивилась:
-Щекочется песок, смешно,
Мне нравится такое дно.
И. Калиш
IV Основная часть занятия
УЧИТЕЛЬ Ребята, а как выдумаете – на чём мы отправимся в путешествие?(выслушивает ответы детей). Верно, на корабле (демонстрирует макет корабля). Но прежде чем мы поднимемся на палубу нашего корабля, отгадайте загадки.
Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
(Якорь)
Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
(Парус)
Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
(Маяк)
Верно все загадки отгадали, а теперь скажите: как называется лестница на корабле? (ответы детей). Правильный ответ – трап. Поднимайтесь на палубу
по лестнице-трапу. Занимайте свои места. Все разместились? Тогда отплываем (звенит колокольчик, звучит музыка).
УЧЕНИК
О чём грустят кораблики?
О чём грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку
Присесть и отдохнуть,
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть.
В. Лунин
УЧЕНИК
Кто утюжит море?
Вода после шторма
Всегда в беспорядке:
Виднеются всюду
Морщины и складки.
Чтоб выровнять море
Вблизи и вдали,
Всё время утюжат его
Корабли.
В. Орлов
УЧИТЕЛЬ А теперь сказка о маленьком кораблике – вашем ровеснике. Слушайте внимательно и всё запоминайте.
Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.
Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море. И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: “Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море”. И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море. Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути. Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.
Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда Кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.
И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.
Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.
И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.
С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.
Обсуждение:
-Почему Кораблик не хотел учиться?
-Почему Кораблик потерялся?
-Что понял Кораблик в результате своего приключения?
ФИЗ. МИНУТКА
Жил отважный капитан / руки к плечам
Он объездил много стран / очертание круга руками
И не раз он бороздил океан
Раз 15 он тонул / приседания
Но не разу даже глазом / руки на поясе повороты влево, пр
не моргнул
УЧИТЕЛЬ
Что случилось с кораблём?
Всё качается на нём!
Царь морей играет в море.
Веселится на просторе.
Волны самых разных форм
В синем море грозный шторм!
У язычников существовала легенда о морском царе. Нептун ( а ещё его называли Посейдон), считался братом самого главного греческого бога Зевса. Нептуна считали морским царём, он жил в золотом дворце на дне моря. Изображали его с трезубцем в руке, едущем по морю в колеснице, запряжённой морскими коньками и в окружении морских чудовищ
Властелин глубин немалых
Повелитель всех русалок
В глубине его морей
Много кладов, кораблей.
Держит он в руке гарпун
Грозный царь морей (Нептун)
Нептун прислал нам письмо. Давайте его прочитаем:
Я пучины повелитель.
Грозный царь соленых вод.
И хотите, не хотите.
Только дальше извините.
Ваш корабль не пойдёт. Вот!
А должны вы спустится ко мне на дно и рассказать всё что вы узнали о моих подданных.
УЧИТЕЛЬ Ребята ну что спустимся к морскому царю в гости и расскажем ему что мы знаем о жителях моря.
(Ответы детей)
Удивительный мир открывается каждому, кто опустился на дно Чёрного моря. Вот как об этом писал С. Сахарнов: « Дно было покрыто лохматыми, похожими на еловые лапы, водорослями. Между ними чернели щербатые кривые камни, светились жёлтые россыпи гальки. На камнях сидели ерши- такие же чёрные и щербатые, как камни. Колченогий краб, смешно взбрыкивая ногами, пробежал по гальке. Пронеслись стаей кефали – узкие серебристые рыбы, стремительные как стрелы. Мягкий рассеянный свет без теней ложился на подводные леса и скалы. Это был удивительный, какой-то космический мир » ( «Путешествие на «Тригле»)
УЧЕНИК
«Самое синее в мире – Чёрное море моё» - поётся в известной песне. Ещё древние греки заметили, что наше море бывает разным: небесно-голубым и свинцово серым, спокойным и бушующим.
УЧЕНИК
Черное море по составу и характеру распределения живых организмов очень своеобразно и неповторимо. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны - кислородную (до глубины 150-200 м) и лишенную жизни сероводородную (ниже 200 м).
УЧИТЕЛЬ: Ниже глубины 180- 200 метров вода насыщена ядовитым газом сероводородом. Здесь не могут жить рыбы, моллюски, водоросли. Обитают в этой зоне только бактерии микроспира
УЧЕНИК
В феврале-марте можно наблюдать изменение цвета воды в прибрежной части моря - из голубой она становится бурой. Это связано с массовым делением водорослей, и называют это явление "цветением воды".
УЧЕНИК
В составе водорослей - зеленые, сине-зеленые, бурые, красные и два вида цветковых водорослей .В зарослях водорослей любят прятаться мальки разных рыб.
УЧЕНИК
Караул! Горит вода!
Кто зажёг её? Беда!
- Не волнуйтесь, не кричите,
Ночесветку поищите.
Есть животное такое-
Крохотное, озорное.
Беспокойней в мире нет:
Только тронешь – включит свет.
УЧИТЕЛЬ Удивительное явление в море – наличие водорослей, бактерий, моллюсков, которые светятся в воде. Самая интересная – водоросль нокти-люка, или ночесветка ( размером около 1мм) – живой свет моря. Согласно крымской легенде, эти крошечные водоросли спасли тавров от военных кораблей греков, когда море вдруг засветилось голубоватым пламенем, корабли шли словно по серебру, а брызги от вёсел мерцали. Это увидели тавры и смогли укрыться.
« я замечаю, что всё море горит огнями. Я прикасаюсь к воде рукой, и горсть светящихся бриллиантов падает вмиг, и на моей ладони долго горят нежные фосфорические огоньки» А. Куприн
«Небо горело, свет разливался до горизонта. Мириады звёзд плавали под водой, то потухая, то разгораясь, всплывая наверх» К. Паустовский
УЧЕНИК
Две красавицы ракушки,
Две веселые подружки,
На морском бережке
Щебетали на песке.
Обсудили всех соседок,
Пошалили напоследок,
Подружились там с волной,
Их умчал с собой прибой.
УЧИТЕЛЬВ Чёрном море насчитывается около 200 видов моллюсков самых разных размеров и весьма причудливых форм. Первое знакомство с моллюсками происходит ещё на берегу.
УЧЕНИК
Дар Афродиты -
Морской гребешок
От глаз любопытных
Зарылся в песок.
УЧИТЕЛЬ Ещё 15-20 лет назад гребешки были самыми красивыми моллюсками в Чёрном море. Их раковины похожи на разноцветные веера: оранжевые, жёлтые, белые. Этот моллюск может перемещаться как реактивный снаряд. С силой гребешок захлопывает створки своей раковины, и струя воды переносит его на метр – другой вперёд. У гребешков много глаз. Их около сотни. Зачем они ему нужны - непонятно. Этот моллюск слеп. Если глаз удалить, то на его месте вырастет новый.
УЧЕНИК
Сувенир из океана
Раковина от Рапаны
Мясо её можно есть,
В нем полезностей не счесть!
Полякова Л. К.
УЧИТЕЛЬ Крупный и красивый моллюск - рапана, раковина, которая стала своеобразным символом моря, самым популярным сувениром. Раковина имеет на редкость красивую форму – образец изящества и гармонии, с нежно-розовой перламутровой эмалью внутри. Рапана была завезена на днище кораблей из Японского моря и оказалась очень хищной и прожорливой. Молодые рапаны просверливают раковину жертвы и выпивают содержимое, а взрослые особи выделяют слизь, которая парализует створки моллюска и позволяет рапане съесть хозяина. За короткое время она уничтожила других моллюсков.
У рапана есть особый орган, который выделяет ярко-жёлтый пигмент, который на солнечном свете приобретает малиново-коричневый цвет. Эту краску называют пурпуром.
Сказка
Было это ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры. По берегу моря вместе со своим псом прогуливался древнегреческий сенатор. Вдруг собака убежала на линию прибоя и принялась увлечённо трепать куст морской травы, выброшенной штормом на берег. Когда же она вернулась к хозяину, оказалось, что пасть окровавлена. Хозяин нагнулся поближе, чтобы осмотреть раны питомца, и с удивлением обнаружил, что собака совершенно цела. Она разгрызла морскую улитку, которая выделяла неизвестное красное вещество. Именно с помощью этих ракушек греки, а за ними и римляне красили свои одежды в восхитительный красный цвет.
УЧЕНИК
Спрашивали Лидию:
«Вы мидию не видели?»
Отвечала Лидия:
«А кто такая мидия?»
Мидия – ракушка,
Лаковое брюшко,
С дна морского покажись
И опять на дно ложись!
Г. Радуга
УЧИТЕЛЬ Мидии живут лет 7-10 и . Иногда в крупной мидии можно отыскать мелкую жемчужинку. Обычно она бывает розового цвета и неправильной формы. Мидии - настоящие живые фильтры. Они пропускают через себя огромное количество морской воды. При этом в их телах накапливается все, что в этой воде содержалось. Поэтому лакомиться мидиями, выловленными в порту или вблизи стоков очистных сооружений, не рекомендуется.
УЧЕНИК
Красивый домик у моллюска,
Но очень маленький и узкий.
Зато он вместе с ним растет,
Почти не требуя хлопот.
Н. Томилина
УЧЕНИК
Медуза
Барышня-Медуза
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут
И. Сударева
УЧЕНИК
Плывет прозрачная медуза,
На привидение похожа.
Она таинственна, как муза,
И от нее мороз по коже.
Г. Дядина
УЧЕНИК
Медуза
Медуза, медуза,
Прозрачное пузо,
И что ты не носишь
Рубашку иль блузу,
Иль платьице ярких
Цветочных расцветок:
В морском магазине
Чего только нету.
А хочешь примерить
Костюм с плавниками?
Тунику из модной
Чешуйчатой ткани?
Иль брюки с присосками,
С блёстками шаль?
А куртку с шипами?
Не хочешь? А жаль!
Но как можно выбрать
Наряд без промашки
Тому, у кого
Вся душа нараспашку?!
Л. Слуцкая
УЧИТЕЛЬ По ночам светятся и некоторые виды медуз. Чаше всего в море встречаются медузы с названиями аурелия и корнерот. Корнерот - самая крупная черноморская медуза, а аурелия самая маленькая. Если аурелия редко когда бывает больше чем 30 см в диаметре, то размер купола корнерота может достигать и полуметра. Аурелия не ядовита, а вот корнерот может нанести ожог, похожий на ожог крапивой.
УЧЕНИК
Краб
Плачет краб: "Ох, горе, горе!
Как попасть мне снова в море?
Возле берега купался,
Детворе опять попался.
Детям я клешнёй машу,
Отпустить меня прошу.
Я же краб, я не могу
Долго быть на берегу!"
УЧЕНИК
Плоский камешек на ножках
По подводной шёл дорожке.
Боком-боком, боком-боком
Семенил по дну с прискоком.
Глазки – как горошины,
Смотрят настороженно.
Я к нему рукой полез,
Он – клешню наперевес:
«Ты, дружок, меня не трогай!»
И пошел своей дорогой.
УЧЕНИК
Крабы могут многое: бегать боком по дну, лазить по вертикальным скалам, прогуливаться ночью по пляжу, глазеть на луну, а вот плавают они довольно неохотно и довольно неуклюже. У крабов удивительные глаза : они посажены на стебельки», которые могут втягиваться и выдвигаться.
УЧЕНИК
Краб - известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни грозные имеет
В драках шумных не робеет.
Надев красивый легкий панцирь
И храбро выставив клешни,
Краб выступает в грозном танце.
Он так старается – взгляни!
И. Сударева
УЧИТЕЛЬ На Черном море встречаются и крабы. "Паук", мраморный, каменный, травяной, ксанто, краснокорый. Всего 18 видов. Здесь они не достигают крупных размеров. Самый крупный - краснокорый. Но даже он редко достигает размера более 20 см в диаметре.
УЧЕНИКИ
Как крабу расхотелось рисовать
- Хочешь, я тебя нарисую? – сказал однажды осьминогу краб.
- Хочу, - ответил тот.
- А ты позировать будешь?
- Что делать?
- Позировать.
- Я не умею, - признался осьминог. – А это трудно?
- Нет, сиди спокойно и все. А я буду тебя рисовать.
- Я готов. Рисуй.
- Но ты еще не позируешь, - сказал краб-художник. – Надо затихнуть и не сучить ногами туда-сюда.
- Хорошо, я совсем перестану шевелиться, - пообещал осьминог. Он выбрался из укрытия, сел на землю и подобрал под себя ноги. Успокоился, замер и исчез.
- Ты где? – заволновался краб, осматривая всё вокруг.
- Да здесь я, никуда не уходил, ответил осьминог.
- Но почему же я тебя не вижу?
И осьминог разъяснил:
- Я сижу на том же месте. Просто я перекрасился под цвет земли, поэтому ты не видишь меня.
- Тогда садись сюда, - скомандовал краб. – На этих камнях тебя видно очень хорошо. И я быстро тебя нарисую.
Осьминог послушно перелез на камень. Его коричневые пятна посветлели, потом совсем исчезли. И осьминог слился с цветом камня. И опять исчез. - Не вижу я тебя! – заволновался краб и приказал: - Пересядь сюда. Я буду рисовать тебя на фоне водорослей.
Осьминог охотно послушался. Уселся на зеленые водоросли и затих. И сразу же позеленел. И опять исчез.
- Вот что, осьминог! – разозлился краб. – Иди домой. Где бы ты ни позировал, везде исчезаешь. Рисовать тебя я не хочу.
- Я же не виноват, - оправдывался осьминог. – Как только я перестаю шевелиться, сразу же меняю окраску. Становлюсь такого же цвета, как камни, песок или водоросли.
И осьминог уныло поплелся домой. Ему стало обидно. Художник отказался его рисовать. Но ничего не поделать. Иначе позировать осьминог не умеет. Затихая, он меняет свой цвет, чтобы быть незаметным для врагов. А краб обратился к камбале, которая проплывала рядом: - Хочешь посмотреть на свой портрет?
- Хочу, - ответила плоская рыба.
- А ты умеешь позировать?
- Конечно, умею.
- Тогда садись, я нарисую твой портрет.
Камбала замялась и сказала:
- Позировать-то я могу, но не умею сидеть.
- Как же ты собираешься позировать?
- Лежа на дне.
- Хорошо, можно и лежа, - согласился краб.
Камбала прильнула ко дну, распласталась. И стала совсем незаметной. Краб вздохнул. Ему все стало ясно.
- И ты, как осьминог, меняешь окраску? – спросил он.
- Да, обязательно, - ответила плоская рыба.
- Тогда ничего не получится. Я отказываюсь тебя рисовать. Ведь что я нарисую, если я тебя не вижу.
- Погоди, - засуетилась камбала. – Я переплыву на другое место.
- Не надо, - сказал краб и уверенно добавил. – Где бы ты ни позировала, везде будешь перекрашиваться и исчезать. Не так ли?
- Так, - тихо ответила камбала. И они поплыли в разные стороны.
По пути крабу встретились две красивые морские звездочки.
Но краб не попросил их позировать. А вдруг и они станут перекрашиваться и исчезать. Художнику расхотелось рисовать. А зря! Он не знал, что морские звезды своей яркой окраски никогда не меняют.
(Сопровождается иллюстрациями)
УЧИТЕЛЬ Известно примерно 180 видов рыб, которые обитают на Черном море. Белуга, осетр, севрюга, сельдь, хамса (черноморский анчоус), шпрот, тюлька, кефаль, барабуля, ставрида, скумбрия, камбала, пеламида, тунец. Крайне редко в Черное море заплывает рыба-меч. Встречаются в море и угри - речной и морской. Среди рыб, не имеющих большого промыслового значения, можно отметить бычка, морского ерша, морскую иглу, морского конька, колюшку, морского дракона, зеленушку - маленькую яркую рыбку, способную своими зубами разгрызать раковины моллюсков, морского петуха (триглу), морского черта.
УЧЕНИК
Рыба-игла
Немало в море всяких рыб,
Одна плыла меж тёмных глыб,
Её малыш рукой поймал
И с ней немного поиграл.
Была та рыба столь мала,
По форме острая игла,
Она метнулась, как стрела,
И очень быстро уплыла!
УЧЕНИК
Тёплый солнечный денёк.
На волне игривой
Кувыркается конёк,
Бьёт о воду гривой.
Цвета солнца и волны
В гриву ленты вплетены.
Вьются ленты на боках,
На хвосте и плавниках;
Сверху, слева, справа –
Вьются, словно травы.
В них и прячется конёк
От акул и скатов:
Где конёк? –
Невдомёк
Хищникам зубатым.
УЧИТЕЛЬ Морская игла и морской конек отличаются от других рыб тем, что их самки выметывают икру не в воду, а в особые кожные складки на спине самцов, и самцы вынашивают икру до выведения мальков. Интересно также, что глаза коньков и иглы могут вращаться автономно и смотреть в разные стороны.
УЧЕНИК
Древней акулы рыбы нет.
Она живет здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит! Н. Томилина
УЧИТЕЛЬ Акул в Черном море два вида. Катран (колючая акула, морская собака) и маленькая пятнистая акула сциллиум (кошачья акула). Катран иногда может достигать 2 метров, а кошачья акула больше метра никогда не вырастает. И катран и сциллиум для человека не опасны, хотя по отношению к рыбе ведут себя как настоящие злые и жестокие хищники. Едят все, что шевелится, даже если сами сыты.
УЧИТЕЛЬ Ставрида. Широко распространена по всей прибрежной зоне Черного моря, образует ряд местных стад.
УЧЕНИК
Есть в Чёрном море рыба, имеющая свою «няню». Это ставрида. Её мальки держатся вблизи крупной медузы корнерота и при малейшей опасности прячутся под её колокол. Там среди ядовитых частей тела медузы, они чувствуют себя в безопасности.
УЧЕНИК
А поутру на море
Такая тишина,
Что песенка прибоя -
И та едва слышна.
А в лодках рыболовы
Не вздрогнут, не вздохнут.
Давай, бычок,
Хватай крючок,
А то они уснут.
УЧИТЕЛЬ Бычков в Черном море более 10 видов: бычок бубырь, афия, 6ычок-цуцик, приклеивающий икринки на каменистых мелководных россыпях и др. Самый крупный бычок-мартовик, или жаба. Самый многочисленный бычок-кругляк - отличный семьянин и очень заботливый отец.
УЧЕНИК
Приплыли зеленушки на солнышке погреться
Побаловать блестящее, зелененькое тельце.
И прямо близко-близко к поверхности поднялись.
Ах, только бы чайкам на ужин не достались!
УЧИТЕЛЬ Зеленушки. В Черном море их 8 видов. Любимые места обитания - скалы с зарослями цистозиры. Питаются моллюсками, червями, ракообразными. Интенсивно выбиваются подводными охотниками. В период нереста некоторые зеленушки строят между камней гнезда. Икринок до 50 тысяч.
УЧЕНИК
Эта важная особа
Смотрит в стороны сурово,
В рот водицы набрала
Проплывает камбала.
Они ужасно плоски
И дети, и подростки
И даже рыбы взрослые
На вид совсем как доски
В. Сибирцев
УЧИТЕЛЬ Камбала-калкан. Встречается повсеместно. Любит песчаные и ракушечные грунты. Зимой и летом держится на глубине, весной и осенью переходит на мелководье. Размеры взрослых особей до 70 см. Вес достигает 12 кг. Питается донной рыбой и крабами. Есть и другие виды камбал: глосса, камбалка Кесслера (ариоглосс) и др.
Рыбка плавает по морю
Нет о ней совсем историй.
Кто-нибудь бы написал,
Обижается хамса.
В. Сибирцев
УЧИТЕЛЬ Хамса –рыбка очень прожорливая. Есть может круглые сутки, не уставая. Питается она планктоном, а так же любит червячков, личинки рачков. К зиме упитанная разжиревшая хамса собирается в огромные стада и залегает в больших прибрежных ямах на покой.
УЧЕНИК
О дельфинах всем известно
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
А. Матюх
УЧИТЕЛЬ Черное море населяют три вида дельфинов (зубатых китов). Самый крупный бутылконос, или афалина. Поменьше - белобочка и самый маленький дельфин - морская свинья (пыхтун, азовка, чумка). Обитатель дельфинариев и океанариев - афалина.
УЧЕНИК
Дельфины резвятся в прозрачной воде,
Дельфины резвятся и радостно мне.
Я в цирке морском никогда не бывал,
Я это сегодня, сейчас увидал.
Дельфины как дети играют с мячом,
И прыгают в небо, и машут хвостом.
Они веселятся, играют, поют
И зрителям в море скучать не дают.
УЧИТЕЛЬ Могут они многое: прыгают через охваченные огнем обручи, под аккомпанемент могут спеть, лихо играют в футбол, бейсбол, баскетбол, катают собак на плотиках, жонглируют и перебрасываются мячами. Это обученные дельфины, но даже недрессированные, привыкнув к дельфинарию и его работникам, ведут себя очень раскованно и непосредственно. Дразнят рыб, хватая их за хвост, играют друг с другом в "салочки", "догонялки", "пятнашки", выбрасывают из воды ненужную им рыбу, ныряют за разными предметами, оброненными зрителями в воду, и случается, что швыряют ими же в людей. На Карадаге в дельфинарии дельфин Малыш, набрав полный рот воды, очень прицельно плюется струйками воды в посетителей, хотя этому мелкому хулиганству его никто, разумеется, не учил.
УЧЕНИК
Дельфин
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!
Н. Доброта
УЧИТЕЛЬ Физическая сила дельфинов поразительна. Одним взмахом хвоста они могут не только искалечить, но даже убить человека. Крупных акул в тропических морях они, собравшись компанией, легко разрывают на части, и, тем не менее, ни одного враждебного движения по отношению к человеку, дрессирующему или экспериментирующему с ними, в дельфинариях отмечено не было.
Дрессировка животных требует от человека понимания их психологии, знания их образа жизни и основ биологии, но главное - доброты, любви и повторения заданных "уроков". Характерно, что на дрессировку собаки тратится полтора года, лошади - шесть лет, дельфина - полгода. При этом если лошадь и собаку можно наказывать, с дельфинами этот "номер" не пройдет. Дрессировщик просто перестает для них существовать, на работе можно поставить крест. Только ласка и поощрение.
V Итог занятия
- Ребята, названия каких животных вы запомнили?
- Что интересного вы о них узнали?
- А кого из них вы хотели бы увидеть?
- Я попрошу вас дома нарисовать морских животных, а потом в классе мы устроим аквариум-вернисаж. А закончим мы наше занятие стихотворением. ( Дети хором читают стих, записанный на доске)
Море работает
Скалы в пене
Серебристой,
Как горячие, шипят.
Брызги, брызги,
Словно искры,
Из-под молота летят.
То не волны набегают,
Полны силою тугой,-
Это мускулы играют
Под рубашкой голубой.
То не белые
Барашки
Появились на волне-
Это соль из-под рубашки
Проступила на спине.
Дополнительные материалы
Акула
Это что за страшный хищник,
В океане грозно рыщет?
Пасть с зубами распахнула.
Берегись, плывёт акула!
Автор: Сибирцев Виталий
Дельфины
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.
Автор: Сибирцев Виталий
Ёж морской
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Автор: Инна Сударева
Звезда морская
Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.
Автор: Инна Сударева
Игла морская (рыба)
В море рыба есть Игла.
Брюки шить Игла могла.
Нос её игла, не шило.
Осьминогу брюки сшила.
Автор: Валентина Черняева
Камбала.
Они ужасно плоски
И дети, и подростки
И даже рыбы взрослые
На вид совсем как доски
Автор: неизвестен
Конек морской
Чем похож я на коня?
Шейка, гривка у меня...
Здесь какая-то ошибка:
Я на самом деле рыбка!
Автор: Александра Моничь
Коньки морские
Рыжие лошадки
Есть и вороные.
А еще, ребятки,
Есть коньки морские.
Нет у них подковок,
Нет пушистой гривы.
Под водой, в кораллах
Плавают игриво.
Автор: Инна Сударева
Краб
Из-под камня вылез краб,
Он свободен, а не раб,
Обитает среди глыб,
Не подарок он для рыб!
Автор: Марк Львовский
Креветки
Креветками, я знаю точно,
Тигры не питаются.
Почему ж они тогда
Тигровыми считаются?
Автор: неизвестен
Рапан (или рапана)
Сувенир из океана
Раковина от Рапаны
Мясо её можно есть,
В нем полезностей не счесть!
Пусть не очень Вы богаты,
Но Рапану на салаты
Обязательно купите
И гостей всех удивите.
Её мясо в малых дозах
Помогает от склероза.
Для сердечников совет-
Это лучше всех диет.
А рапана с овощами
В крови сахар уменьшает.
Её мясо в разном виде
Выведет все нуклеиды.
И известно - от рапаны
Быстро заживают раны.
Гарантирует патент,
Что не будешь импотент.
Если ты такой крутой,
И страдаешь полнотой,
Мяса досыта съедаешь,
А вот вес не прибавляешь.
Для кафе и разных баров.
Это лучший из товаров,
Мяса небольшой расход
Гарантирует доход !
Шашлыки, салаты, плов -
Для хвалы не надо слов!
Эта пища всех богов,
Лучше устриц и грибов!
Автор: Полякова Л.К.
Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Подарю тебе ракушку,
Ласково шепну на ушко,
Искупаю в пене даже,
Полежишь со мной на пляже.
Улыбнёшься облакам,
А потом вернёшься к нам.
Автор: Г. Польняк
Летучая рыба
Ох, как не прост
Пропеллер - хвост,
Трещит в воде торпедой.
Расправив крылья, в полный рост
как быстрый катер еду.
Трещу быстрей, прыжок и Ах -
Лечу на крыльях-плавниках.
Имею я сноровку
Летать на стометровку.
Когда же в воду опущусь-
Опять в селёдку превращусь.
Автор: Алексей Самсонов
Чайке белой снится море
Чайке белой снится море,
берег людный, бриз, волна,
гуща водорослей, корни
сосен хвойных, глубина.
Чайке снится небо, скорость,
ветер в крыльях, парус, плеск,
соль на камнях, невесомость,
искры солнца, звёздный блеск.
Сны прекрасны белых чаек.
Свалка - дом, реальность, жизнь.
Голосистый хор печален:
тут - не спи, а покружись!
Чайке снится море, лето,
гальки глянцевой тепло
Будит клюва стук о клетку,-
рыбий дом через стекло.
Автор: Ю. Ким
Я в море заплыл
и лежу на спине.
Какая-то птица
парит в вышине.
Какая-то рыба
на дне,
в глубине,
Глядит, как над ней я парю на спине.
Автор: М.Бородицкая
Мы едем на море,
Мы едем на море,
Мы с морем любимым
Увидимся вскоре.
И море волною
Навстречу рванётся,
Да как заискрится!
Да как засмеётся!
Я брошусь в объятья
Зелёной волне!
Ах, море, ты тоже
Скучало по мне!
Автор: А. Орлова
Всех сильней
Море – вот силач какой!
Всех сильней на свете:
Поднимает нас с тобой,
Как пушинку ветер.
Поднимает нас с тобой,
Собачонку нашу.
Даже пароход с трубой,
Даже дядю Сашу!
Автор: М.Бородицкая
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.
Автор: Н. Белостоцкая
Море дремлет, в море штиль,
Тишина на сотни миль.
Море ласково и мило,
Успокоилось, застыло.
Отдыхает Море-
Шторм вернётся вскоре.
Автор: Н. Белостоцкая
«Мама, когда пойдем на море?
Ты меня не слышишь что ли?
Дома скучно так и жарко,
А тебе меня не жалко.
Я поела суп и кашу,
Покормила Муську нашу.
Мне надует папа круг,
Я возьму с собой подруг.
И в купальник я одета.»
«Подожди, дружок, до лета.
Вот растает снег и лед,
За зимой весна пройдет,
И тогда скорей на море.»
«Это значит, завтра, что ли?»
Автор: А. Борякаев
Я рисую море
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
Автор: В.Орлов
Морская ракушка
Однажды случайно
Подслушала тайну...
Великую тайну!
На дне, в Чёрном море,
Глубоко-глубоко
Хранит эту тайну
Ракушка до срока.
Я в море нырну –
И достану ракушку!
- Поведай, Ракушка,
Мне ТАЙНУ на ушко.
Автор: Г. Дядина
"Море штормит" или "море волнуется", -
Эти слова хороши для того,
Кто этим морем с пирса любуется,
Иль на экране кино.
Но если дрожит под тобою вся палуба,
Обшивки стальные листы,
Море спокойно, что б нём ни плавало,
Зато волнуешься ты.
Автор: М. Казаринов
Морю живётся несладко на свете,
Морю достались нелёгкие дети.
Ветры, что дуют из разных сторон
К морю слетаются все на поклон.
Долго не виделись милые братцы.
Как же за них ему не волноваться?
Слишком уж ветрены эти сыны!
Море взволновано до глубины.
Слишком порывисты, неугомонны!
В сильном волнении море солёное.
Встретились и разлетелись опять
Счастья шального по свету искать.
-Счастье – не птица, догонишь не вскоре.
Может, найдут. - Успокоилось море.
Автор: Михаил Генин
Расскажу я по секрету,
(Только вас прошу – молчок!) –
Убеждаюсь каждым летом:
Есть у моря язычок!
Подойдите ближе, ближе
И по берегу бегом!
Вас догонят и оближут
Волны нежным языком.
Без остатка слижут зАмки,
Прихватив ещё с собой
Мяч, ведёрко и вьетнамки,
Круг любимый надувной.
Я на море не обижен,
Шуткам этим даже рад -
Пусть волна, что хочет, лижет –
Папа всё вернёт назад!
Автор: Н. Родивилина
Догоняшки
С шумом пенные барашки
Мчатся к берегу за мной.
Я играю в "догоняшки"
С развеселою волной!
Я на берег выбегаю -
А волна в обратный путь,
За собою увлекая,
Не желая отдохнуть.
Я опять за ней, вприпрыжку,
А потом она за мной.
Позову еще мальчишку
Погоняться за волной!!
Целый день я этим занят.
Как считаете, друзья,
Кто быстрей из нас устанет, -
Море синее иль я???
Автор: Наталья Булганина
Первый моряк появился давно,
Сначала он в море увидел бревно,
Увидел, подумал, зачем-то поймал,
Ещё наловил и веревкой связал.
Мачту поставил из ветки недлинной,
Парус приладил из шкуры звериной,
Вместо руля – рулевое весло,
Ветер поднялся, и плот понесло.
Храбрый моряк управляется ловко,
Будет не скоро в пути остановка,
Плыть бы быстрее, да парус тяжелый,
Плот неуклюжий, путь невесёлый.
Думал моряк, как бы делу помочь,
Лодку придумал в ненастную ночь,
И оказалась хорошей идея –
Лодки и нынче вижу везде я.
Пилятся брёвна на ровные доски,
Строится корпус пузатый, не плоский,
Ставятся мачты и парус из хлопка,
Вот и готова надёжная лодка.
Парус белеет над морем волнистым,
Пахнет сосной и канатом смолистым,
Дальние дали зовут моряка,
Смело вперёд, в океан, сквозь века!
Море и небо
Бывает, что море
На небо похоже:
Все знают, что звезды
В нем водятся тоже.
А небо на море
Похоже бывает,
И туча в грозу
По нему проплывает
Огромным морским
Электрическим скатом
И гром раздается,
Раскат за раскатом.
Размылись у моря
И неба границы...
А где они
Знают лишь рыбы
Да птицы.
Автор: Г. Дядина
С утра изучаю
Большую ракушку.
В нее погляжу,
Приложу ее к ушку.
Я слышу, как тихо
Шумит в ней прибой,
Как шепчется ветер
С морскою волной.
Уже изучил ее
Вдоль, поперек,
Как в ней океан
Уместиться-то смог?
В ракушке размером
Не больше ладошки.
Живет океан в ней
Ребеночек – крошка?
Мне кто-то сказал
Из ракушки со смехом:
- Ведь я здесь живу –
Океанское эхо!
Автор: А. Алферова
Синее море и желтый песок,
Качает, качает волна катерок,
Дельфины резвятся в прозрачной воде,
Дельфины резвятся и радостно мне.
Я в цирке морском никогда не бывал,
Я это сегодня, сейчас увидал.
Дельфины как дети играют с мячом,
И прыгают в небо, и машут хвостом.
Они веселятся, играют, поют
И зрителям в море скучать не дают.
Автор: А. Слоников
Расставание
Вот и расставание.
Море, до свидания!
До свиданья, синее!
Не вздыхай, прибой!
Море, ты ведь сильное,
Что это с тобой?
Ветром занесённые,
Капают в песок
Капельки солёные
У меня со щёк.
Что за настроение,
Просто не пойму!
Видно, скрыть волнение
Нелегко ему!
Автор: В.Орлов
Море звуками полно –
Музыкальное оно.
Вот трубой лежит ракушка,
Коль её приложишь к ушку,
То она споет тебе
О своей морской судьбе.
Вспомнит голос шторма, штиля,
Даже песенку про криля,
Плески рыб и шорох дна –
Всё запомнила она.
И дельфинов перебранку
Повторяет как шарманка,
И китов печальный стон
Не труба – магнитофон.
Автор: Ю. Поляков
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.
Автор: Г. Польняк
Я на море любовалась.
Море так разволновалось!
Все смутилось,
Закачалось,
Покраснело
И умчалось.
Автор: А. Борякаев
Лодка лежала на берегу
И думала: может быть
Я когда-нибудь тоже смогу,
Смогу океан переплыть.
Ее мечты проплывали вдали,
Словно большой корабль...
Опять далеко уйдут корабли,
Оставив гавань с утра.
А лодке путь очень краткий дан:
Лишь только заря взойдет,-
На ней веснушчатый мальчуган
Рыбачить в пролив поплывет.
И пусть там спокойно течет вода,
И рыба не слишком клюет,
Но лодка радуется, когда
Мальчишка ее везет.
Автор: В. Конопленко
Краб
В Черном море жил-был краб,
А наш папа краба - цап!
И с тех пор боится пап
Этот черноморский краб Слишком много пап на море,
С ними краб все лето в ссоре,
И от всех дотошных пап
Уползает со всех лап!
Автор: Е.Попова
Где спит рыбка? Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведёт к норе, След собачий к конуре. Белкин след ведёт к дуплу, Мышкин к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Автор: И. Токмакова
Ложечкой море попробовал кок:
«Вкусно посолено море!
Только его поперчить бы чуток.
Впрочем, о вкусах не спорят»
Автор: Т. Гетте
Севастопольская общеобразовательная школа № 34
Шильдяева Ирина Алексеевна
учитель высшей квалификационной категории,
старший учитель
Заголовок 215