Урок Князь Владимир Святославович. Принятие христианства.


Тема урока: Князь Владимир Святославович. Принятие христианства.
С.А.Стадникова, учитель истории Цель урока: рассмотреть основные черты развития Древнерусского государства при князе Владимире. Формировать у учащихся целостное представление о причинах и итоги крещения Руси.
Задачи урока:
Образовательные: дать учащимся общее представление о Древнерусском государстве при князе Владимире; познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства; на основе воссоздания учащимися образов древнерусского государства помочь им осознать, что выбор византийского православия, в качестве дарственной религии, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм, двоеверие.
Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи; при помощи интерактивного метода обучения привлечь интерес учащихся к урокам истории.
Воспитательные: на основе рассказа о крещения Руси способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства формировать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок с использованием информационных технологий (презентация, видеоролик)
План урока.
Организационный.
Вспоминают тему предыдущего урока
В парах проводят историческую разминку
(Задание – объяснить друг другу предложенные термины, понятия и даты) (слайд 2)

Проверка домашнего задания
Решают кроссворд по теме «Первые киевские князья» (индивидуальная работа), момент соревнования – первые 2 учащиеся получают оценку.
Самопроверка задания. (слайд 3-4)

3. Новая тема. На основе ключевого слова из кроссворда и иллюстраций обучаемые формулируют тему (слайд 5-6)
1 этап изучения нового материала
«Начало правления князя Владимира».
самостоятельная работа с текстом параграфа – находят необходимую информацию о начале правления князя Владимира;
озвучивают ее.
2 этап изучения нового материала
«Причины принятия христианства».
просмотр видеоролика «Крещение Руси» (прилагается);
обсуждение в парах вопросов к видеоролику;
выполнение письменного задания по теме. (видеоролик, слайд 13-17)

3 этап изучения нового материала
«Крещение Руси»
Работа в группах:
изучают выписки из исторического документа «Повесть временных лет» -
у всех групп один документ, но разные задания;
обсуждают и выполняют задания к документу;
представители от каждой группы выступают с результатами работы.
( приложение №№1,2.)
4 этап изучения нового материала
«Последствия принятия христианства»
учащиеся высказывают свои предположения о последствиях принятия христианства;
проверяют верность своих ответов при помощи текста параграфа.
Итог урока. Рефлексия
Оценивают материал урока: сложный, посильный, легкий.
Оценивают сам урок: интересный, не интересный.
Оценивают свою работу: «смог-не смог, понял – не понял» (слайд 20-21)

(это на доске прикреплена «Лестница усвоения» с карманами, учащиеся по очереди в карманы кладут фишки - оценивая себя)
Приложение №1
«Повесть временных лет».
И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. Владимир же осадил город. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, - сам крещусь!". И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".
И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи".
И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров.
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев.
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей.
На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев.
Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны ".
И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди.
Приложение №2.
Группа №1:
Расположите события в хронологическом порядке
1. Крещение самого Владимира
2. Крещение жителей Киева
3. Захват византийского города – Корсунь.
4. Строительство церквей.
5. Женитьба на византийской царевне Анне.
Группа №2:
Кто они?
1. Владимир
2. Анастас3. Василий
4. Анна
Группа №3:
Ответить на вопросы:
1. Каким образом смог Владимир захватить Корсунь?
2. С каким условием согласился византийский император отдать сестру Анну в жены Владимиру?
3. Каким образом происходил процесс крещения жителей Киева?
Группа №4:
По учебнику с. 40 – Как христианство отразилось на личности самого Владимира.