Конспект открытого урока по музыке на тему: Волшебная палочка дирижера
План урока
Дата:09.04.2015 год
Класс: 5 класс
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»
Цель урока: Показать роль дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить дирижерской палочкой; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр. Познакомить с песней «Веснянка». Разучить 1 куплет.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;
- совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
- создать живой, эмоциональный, добрый настрой в классе.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Воспитательные:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Вид урока:
-Введение в тему урока
Оборудование (ТСО):
-Синтезатор
-Музыкальный центр
-Ноутбук
- Видеопроектор
- интерактивная доска
Музыкальный материал:
Слушание: Симфония № 5 Л.В..Бетховен - трек № 1
Песня - «Веснянка» русская народная песня трек № 27
Песня «Две сестрицы –две руки»
Наглядный материал:
- Презентация
- электронная физминутка
- цветные карточки
Ход урока
I. Организационный момент.) музыкальное приветствие
) организационный момент
) психологический настрой учащихся
II. Введению в тему урока.
Слушание: Симфония №5 Л.В.Бетховена - трек № 1
Беседа: «Волшебная палочка дирижёра»
Физминутка: Электронная физминутка «Две сестрицы – две руки»
III.Работа над песней.
- Показ песни: ««Веснянка» русская народная песня - трек № 27
-распевание: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до»,(по слайду)
- разучивание: Песня «Веснянка» русская народная песня - трек № 27
IV.Итог урока-обобщение,-анализ урока,-оценивание учащихся,
Д/з Повторить пройденный сегодняшний материал и выучить слова песни 2 и 3 куплета.
Конспект урока
Организационный момент.
У: Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте!
У: Ребята сейчас мы с вами послушаем тишину ( все слушают тишину) , а теперь на друг друга посмотрите и спокойно улыбнитесь.
II. Введению в тему урока.
Слайд №1
У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?
У:Что он держит в руках?
Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку
Слайд 2
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижере симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Так же познакомимся с новой песней и будем разучивать. Тема нашего урока называется
Слайд№3
«Волшебная палочка дирижёра»
У: Сейчас мы с вами послушаем симфонию №5 немецкого композитора, дирижера пианиста. Людвига Ван Бетховена. Послушайте внимательно и ответьте пожалуйста:
Слайд№4
- Назовите какой оркестр звучит , которым управляет дирижер?
- И какой характер музыки? И вот у вас, на парте лежат разноцветные карточки можете подобрать цвета по характеру.
Слушание - Симфония №5 Л.В.Бетховена
Д:Симфонический оркестр.
Слайд№5-6
У: Конечно это звучит Симфонический оркестр. Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?
Д: В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов.
У: Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.
Слайд№7-8-9
Д: 1) Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) ,
2) группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы),
3) группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.),
4) группа ударных инструментов:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый) б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.У: Ребята, а какие виды оркестров еще существуют?
Слайд №10
Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый.
У: Кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?
Д: дирижер.
У: Дирижер управляет оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
Слайд №11 (Показ дирижерской палочки)
Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром и звуки музыкальных инструментов.
Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
Слайд№12
Д: У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.
Слайд№13
У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.
1 ряд хлопает в ладоши
2 ряд поочередно стучит ладонями по парте
3 ряд стучит деревянными карандашами
(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)
вывод: без дирижера шумовой оркестр звучит? Конечно нет не звучит
У: Почему же роль дирижера очень велика?
Д: - Дирижер направляет и управляет оркестром
У: Смысл слово Дирижер - это направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
У: Я вижу, что вы все немножко устали, сейчас мы с вами все встанем и проведем музыкальную физминутку «Две сестрицы – две руки»
Видео Слайды 14-24
Физминутка: «Две сестрицы – две руки»
Две сестрицы – две руки
Левая и правая
Две сестрицы – две руки
Левая и праваяРвут на грядке сорняки
Левая и правая
Две сестрицы – две руки
Левая и праваяВоду моря и реки загребают, плавая.
Две сестрицы – две руки
Левая и правая
Встряхивают капельки – левая и правая
Две сестрицы – две руки
Левая и правая
Хлопают в ладоши левая и правая
У: Ребята как вы думаете в нашей республики башкортостан есть оркестр?
Д: Да есть Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан
У: А ансамбли?
Д: Да есть? их много
Слайд №25
У: Один из них который мы с вами хорошо знаем это – наш Народный ансамбль русской песни «Родник» Иглинского района Народный ансамбль русской песни «Родник» везде принимает активное участие особенно в традиционных национальных праздниках: «Курбан байрам», «Ураза байрам», «Науруз». В ансамбле поют и дети. Ансамбль исполняет как старинные народные песни, обработки народных песен, так и современные песни
III.Работа над песней.
И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с песней из репертуара ансамбля « Родник». Песня называется - «Веснянка» русская народная песня.
Сейчас я вам исполню эту песню. Сели все в роли слушателей. Послушайте песню и скажите, о чем здесь поется?
Слайд №26
(исполнение учителя песни)
Д: Это песня о весне.
А теперь посмотрели все сюда (на слайд)
Слайд 27
Какое время года?
Да весна! Снег тает. Птицы прилетают. Поют. Первые подснежники появились.
Как вы думаете они вам напоминают симфонический оркестр и сама весна на дирижера? Совершенно верно, что сама весна руководит всем этим.
Д: Да!
У: А, теперь все представили себя, что вы в лесу где воздух насыщен запахами подснежников. Аккуратно вдохнули запах подснежника и спокойно выдохнули и так три раза.
У: Все стали красиво и удобно, начинаем распеваться. Во время распевание слушайте друг друга.
Слайд 28
-«До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до»
(дети распеваются)
Вот и распелись мы с вами!
А теперь все сели в роли исполнителей, сегодня мы с вами выучим только первый куплет песни.
Слайд 29
Ой, бежит ручьем вода
Ой, бежит ручьём вода –Нету снега, нету льда.Ой, вода! Ой, вода!Нету снега, нету льда.Ой, вода! Ой, вода!Нету снега, нету льда.
IV.Итог урока
У: Итак, давайте подведем итог.
- Кому нужен дирижер? (симфоническому оркестру)
- Почему палочку дирижера называют волшебной? (направляет и управляет)
Слайд № 30
У: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке!
Попробуйте продолжить фразы
Я сегодня узнал… ( о палочке дирижера, и.т.д)
Было интересно…( физминутка, игра шумом оркестре и.т.д)
Я научился…( играть в оркестре и.т.д.)
Мне захотелось…(продолжить урок и.т.д)
У: Оценки за урок сегодня получают (по именам всем)
Д/з Повторить пройденный сегодняшний материал и выучить слова песни 2 и 3 куплета.
Слайд №26
Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!