Сценарий урока обществознания в 5кл. по изучению Конституции РФ

Методическая разработка по изучению Конституции России.
Сценарий урока обществознания в 5 классе

Путешествие по стране Законии.

Цели: познакомить детей с Конституцией России, государственными символами, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции, воспитание любви и уважения к родной стране, к её законам и символам.
Подготовительная работа. Подготовить группу старшеклассников ,которые будут выступать в роли экскурсоводов.
Оборудование: политическая карта современной России, изображения Герба, Флага России, текст Гимна России, аудиозапись Гимна России, Конституция РФ, задания для самостоятельной работы, глобус, плакаты.

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное, полезно- познавательное путешествие в неведомую пока страну Законию. Это мир правил, которые придумали для себя взрослые люди, чтобы жить по справедливости, в мире и согласии. Поскольку вам тоже когда-то предстоит там жить, было бы неплохо уже сейчас узнать, что и как там устроено. Тем более, многие правила взрослого мира, который мы назвали страной Законией, влияют и на вас, детей. Более того, у вас уже сейчас есть права, которыми вы можете пользоваться.
Страна Закония огромна, и конечно, за один урок мы не сумеем охватить все. Тем не менее, с несколькими ее губерниями ознакомиться вполне реально. Вот их названия: 1.Губерния «Государственная»
2. Губерния «Символики России».
3. Губерния «Прав и свобод человека»
- Мы узнаем все о государственном устройстве, об основном законе Российской Федерации, о символике России, о правах и свободах человека. А помогут нам в этом путешествии экскурсоводы.
- Итак, отправляемся в первую губернию Страны Законии «Государственную» и приглашаем первого экскурсовода.(звучит музыка)
- 1-ый экскурсовод:- Конечно, на роль главного в губернии Государственной было бы правильней пригласить Президента. Кто же в нашей стране главнее его? Однако и он подчиняется законам, прежде всего – Конституции, а ее основные положения должен знать каждый гражданин. Вот возьмите, я дам каждому из вас по книжице. Эта и есть Конституция.(раздает детям)
- Она совсем небольшая, но очень-очень важная. В ней написано все самое основное и никакой закон нашей страны не может ей противоречить.(дети листают брошюру)
-Знаете ли вы, когда была принята Конституция РФ? Сначала Конституцию придумали и записали ученые, юристы. Потом этот проект основного закона опубликовали, чтобы все граждане могли с ним ознакомиться, обсудить, подумать и высказать, все ли в будущей Конституции соответствует их ожиданиям, представлениям о справедливости? Затем состоялся референдум, общее голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или нет. Оказалось, что большинство граждан проект одобрили. Таким образом , 12 декабря 1993г. была принята наша Конституция, и в этом году ей исполняется 20 лет.
- Как называется наша страна, кто скажет?
- Россия! – выкрикивают дети.
- Совершенно верно. Но также она называется и Российская Федерация. Эти наименования равнозначны, что и обозначено в стать1-ой Конституции. Там же написано, что «Россия – Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
- Кто сможет расшифровать это предложение?
Не знаете, а я вам расскажу:
- Демократическое – это значит, что источником власти в государстве является народ.
- Федеративное – это значит, что государство состоит из равноправных частей.
- Правовое – означает, что у граждан есть права и обязанности, а у государства есть законы, которые никто; ни граждане, ни само государство, не должны нарушать.
- Ну, а республиканская форма правления- это значит, что граждане сами выбирают тех, кто принимает законы. В Конституции записано, что «Все граждане России, начиная с 18 лет, имеют права принимать участие в решении государственных дел. Одна из форм реализации этого права – всенародное голосование- референдум (когда каждый должен выразить свое мнение) и выборы (Президента либо депутатов Государственной Думы).
- Ребята, я даже не поленился и принес глобус. Посмотрите внимательно, и, я думаю, вы не удивитесь, если я повторю общеизвестный факт: наша страна – самая большая в мире. Ее площадь составляет 17 075 200кв.км.На территории России могут уместиться31 Франция, или 560 Бельгий. А теперь представляете себе, как трудно Президенту поддерживать закон и порядок в такой огромной стране. Именно поэтому и было принято решение образовать в РФ семь Федеральных округов: Северо- Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.
(показывает их на карте)
В каждый округ назначается специальный полномочный представитель Президента.
- А теперь я задам вам очень важный и сложный вопрос: зачем вообще людям какая – то власть?
Ответы детей: - затем, чтобы был порядок;
- иначе каждый делал бы то, что захочется;
- чтобы люди жили по правилам и т.д.
- Действительно, граждане России, как и другие люди, сами «сделали» для себя власть, никто им ее не навязывал. В Конституции прописано: во – первых, есть самая высшая ступень власти – государственная. Ее , согласно статье 11 Конституции РФ, осуществляет Президент, Федеральное Собрание, Правительство и Суды Российской Федерации.
Чуть ниже – власть субъектов Федерации. Органы этой власти следят за порядком на своей территории. Наконец, есть муниципальные (местные) власти. Структура их органов определяется жителями городов, сельских поселений и других небольших территорий.
- А теперь обратите внимание на статью 68 Конституции. Она гласит «Государственным языком РФ на всей территории является русский язык». Вместе с тем подчеркнуто(прочитайте часть вторую статьи 26), это не значит, что другие языки, например, татарский или осетинский, чем – то хуже. Это значит лишь то, что наше государство обязано разговаривать с нами на русском языке. И в любом месте нашей родины все представители власти обязаны знать русский язык, потому что он является обязательным для изучения в школе. Он – достояние всех народов РФ.
Учитель - Дети, раз уж зашла речь о нашем «могучем и великом», то я хочу прочитать отрывок из стихотворения. Его написала великая русская поэтесса, Анна Андреевна Ахматова, во время Великой Отечественной войны, когда вся страна, сражаясь с врагами, защищала не только свои города, села, леса, поля, но и сам могучий русский язык. Называется стихотворение «Мужество». Вот эти строки.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от пули спасем
Навеки!
Учитель. - А теперь, ребята отправимся в губернию Символики России и поможет нам в этом 2-ой экскурсовод.
- Ребята, помимо русского языка, прочувствовать свою общность гражданам нашей страны помогают ее символы. А именно: Флаг, Герб и Гимн России.
Давайте обсудим вместе: Какое значение для государства имеют государственные символы – герб, флаг, гимн?
- Школьники отмечают, что эти государственные символы означают его независимость, они подчеркивают особенности и самые значимые традиции этого государства.
- Правильно, ребята. Каждый из государственных символов имеет свое толкование, поскольку многие символы имеют глубокие исторические корни.
Начну с государственного флага. Его можно увидеть везде, где находится российская власть страны. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести, все присутствующие встают. Все важное о флаге - как он должен6 выглядеть и как его правильно использовать – записано в специальном законе.
Российский флаг – это прямоугольный кусок материи. С соотношениями ширины к длине -2/3. Он состоит из горизонтальных цветных полос (белый- синий – красный).Его еще называют триколором.21 августа 1991г. Российский флаг вновь стал трехцветным. Этот день отмечается как День Российского флага.
3-й экскурсовод.- А я расскажу вам про государственный Герб РФ. Он обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный Герб украшает почти все указы Президента, также Герб украшает собой паспорт российских граждан. А кто помнит, как выглядит государственный герб России (вывешивает изображение)
Наш герб – это двуглавый орел, помещенный на красном геральдическом щите. А над орлом – три исторические короны Петра1. Две малые – над каждой из голов, и одна большая – над двумя малыми коронами. Кроме того, в лапах орла – скипетр и держава, а на груди на красном щите – всадник. Поражающий копьем дракона (Георгий Победоносец).
- А сейчас ненадолго окунемся в прошлое.
Учитель – Ребята, а как же «залетел» двуглавый орел в Россию? Официальным символом двуглавый орел стал на Руси в xv веке при Иване111.Великий князь Иван 111 продолжил собирание земель вокруг Москвы, добился полного освобождения от иноземного ига. С его именем связывали появление нового символа Российского государства. С 18 века из книги в книгу переходила версия происхождения герба. Великий князь московский Иван 111, женившись на Софье Палеолог, племяннице византийского императора, заимствовал герб некогда славной Византийской империи – двуглавого орла. Соединив его с московским всадником.
Вот такая история.
- А теперь 4-ый экскурсовод расскажет о государственном гимне.
Экскурсовод – Если сказать просто, то государственный гимн, это торжественная, хвалебная песня, посвященная Родине. Гимн точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно еще и услышать или спеть самому.
- Когда исполняется государственный гимн?
Ответы детей.- На Новый год под бой курантов;
- Перед началом футбольного матча;
- Когда спортсмен поднимается на высший пьедестал и т.д.
- А знаете ли вы , что существует специальный Федеральный закон « О Государственном гимне РФ». В нем объясняется, где и как надо себя вести при этом. Например, в законе сказано, что во время исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь государственный гимн стоя. Причем мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы.
- А сейчас я вам раздам текст государственного гимна России и включу магнитофон. Давайте попробуем спеть.(дети слушают и поют гимн)
- Музыку к государственному гимну написал композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова.
Учитель- А теперь, дети, мы посетим последнюю губернию в нашем маршруте – губернию Основных прав и свобод человека.
Экскурсовод – В Конституции нашей страны содержатся основные права и свободы, а также обязанности граждан России. Важно понять, что любое провозглашенное право одного человека – это определенное ограничение права другого. Как говорится : «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Например:
- В Конституции нашей страны сказано: каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Это значит, что ты никого не имеешь права убивать.
- В Конституции сказано: достоинство личности охраняется государством. Это означает, что ты никого не имеешь права мучить и унижать.
- В Конституции сказано: каждый имеет право на личную неприкосновенность. Это означает, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения.
- Конституция гарантирует достаточно большое количество различных прав и свобод граждан .Но основные мысли таковы:
- Все люди свободны от рождения. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства.
- Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому.
- Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы.
Далее, все конституционные права и свободы граждан ученые – юристы разделяют на следующие группы:
1. Гражданские (личные) права.
-право на жизнь;
- право на свободу ми личную неприкосновенность;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на справедливый суд;
- право на тайну переписки;
- свободу передвижений.
2.Политические права.
- право человека на гражданство;
- избирательное право;
- свобода союзов и ассоциаций;
- свобода демонстраций и собраний;
- свобода слова и мнений.
3.Экономические права.
- право частной собственности;
- право на предпринимательскую деятельность;
4.Социальные права;
- право на труд;
- право на жилище;
- право на отдых;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
5. Культурные права.
- свободу совести и вероисповедания;
- право на образование;
- право на пользование родным языком.
Учитель - Что ж, ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране Законии. Давайте поблагодарим наших экскурсоводов за их интересные экскурсии. А мы , давайте выполним несколько интересных заданий, которые помогут закрепить те знания, которые вы сегодня получили, и поиграем в ролевую игру.
Ролевая игра «Юридическая консультация»
Учитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы –это люди, которые хорошо знают законы. Представьте себе, что вы юристы,вы хорошо знаете права граждан, (а некоторые из них записаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, полистайте Конституцию РФ и скажите, какие права нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конституцию РФ. Надо начинать так: «Согласно статье ..Конституции РФ »
Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права , как и все дети?
Примерные ответы детей.
- Конечно, согласно статье38 Конституции РФ ребенком является каждое человеческое существо до 18- летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно статье21 Конституции РФ никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно статье 27 Конституции РФ вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно статье41 Конституции РФ вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Учитель. Да, ребята, согласно Конституции РФ каждый гражданин, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях , не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права.
Примерные ответы детей:
- Согласно статье24 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
Учитель. Хорошо, давайте выполним следующие задания.(прилагаются)
Учитель. Мы завершили с вами небольшое путешествие в мир взрослых людей. Подумаем вместе над возможными последствиями тех или иных поступков; поймем, как себя вести в различных жизненных ситуациях; узнаем, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона. Ведь Конституция существует для того, чтобы все жили в мире и согласии.





Литература.
1.Конституция РФ- М.: 2005.
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России- Флаг, Герб , Гимн.- «Русское слово», 2002.
3.Астахов П.А. Я и государство- М. : Эксмо, 2009.
4.Преподавание истории и обществознания в школе, №8, 2002.
5. Антонов. В. В. Изучаем права человека – М. «Вита-Пресс», 1996.






Заголовок 215