Разработка урока «20 лет со дня принятия Конституции»


МАОУ «ДАВЫДОВСКИЙ ЛИЦЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Номинация: «Авторская методическая разработка уроков и мероприятий педагогических работников классов основной школы(5-9 класс)»
Разработала
учитель истории и обществознания
МАОУ «Давыдовский лицей»
Степанова Ирина Анатольевна
2013
Подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Основы конституционного строя Российской Федерации»
Методическая информация
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока 1. Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
2. Расширить правовой кругозор обучающихся на основе изучения Конституции
3. Проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
Задачи урока 1.Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку;
2.Воспитать осознанное уважение к основному закону государства;
3.Развивать у учащихся навыки работать в группе, уважать чужое мнение.
4.Закрепить знания учащихся о государственном устройстве страны.
5.Продолжить формирование основ правовой культуры;
6.Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся будут знать:
1. Что такое Конституция;
2. Признаки Конституции;
3. Причины принятия новой Конституции;
4. Структуру Конституции РФ;
5. Основные положения Конституции РФ.
Учащиеся овладеют навыком:
1. Работы в группе;
2. Анализа документа;
Необходимое оборудование и материалы 1. Конституция РФ:
2. Презентация к уроку;
3. Компьютер;
4. Мультимедийный проектор
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
За несколько дней до проведения урока 4 учащихся получают задание – подготовить рассказ и презентацию об истории Конституции в нашем государстве.
Ход и содержание урока
Слово учителя
учащиеся заполняют первые две колонки
Слово учителя
Беседа с учениками
Сообщение учащихся
Работа учащихся с презентацией ( ученики делают запись в тетради)
Рассказ учителя
Сообщение творческой группы, получившей опережающее домашнее задание
Сообщение ученика
Групповая работа Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем говорить об основном законе нашей страны – Конституции.
В начале урока учащиеся заполняют таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Знаю Хочу знать Узнал Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция. Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Того, кто не знает своих прав, легко обмануть, обидеть и запугать. Незнание основ права делает человека зависимым и несвободным во всем – и в повседневной жизни, и в работе, и в предпринимательской деятельности, подобно тому, как неумение считать «столбиком» превращает решение простейших арифметических задач в трудную и длительную работу. Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным. Уважать права других – значит быть справедливым. Жить по праву – значит жить в мире и согласии. Не случайно все слова право, правда и справедливость имеют один корень. Для того, чтобы научиться жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов и их предназначение, не возможно стать свободными, сильными и ответственными гражданами своей страны. Чем больше россиян будут понимать свою Конституцию, руководствоваться ею, тем больше у нас будет шансов изменить и свою жизнь, и жизнь нашей страны к лучшему. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, активно работать и не забывать вести конспекты.
2. Актуализация темы.
Скажите пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность. (Паспорт, свидетельство о рождении).
Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
А какой документ будет подтверждать ваше положение лицеиста? (дневник, зачетка).
Какую информацию можно извлечь из дневника? (расписание уроков, ФИО преподавателей т.д.)
Как вы считаете, а у государства есть подобный документ? (Да).
Совершенно верно, таким документом является Конституция. Тема нашего урока «Конституция РФ». (слайд № 1)
Раскрывая тему урока мы рассмотрим следующие вопросы. (слайд № 2)
3. Реализация плана урока.
(слайд № 3) Конституция (лат. Constitution, установление, устройство).
Как вы понимаете – основной закон государства? (главный закон, на его основе разрабатываются остальные законы страны). Правильно.
Прежде чем рассматривать Конституцию 1993 года, мы прослушаем небольшое сообщение об истории нашей Конституции.
Спасибо, за интересную историческую справку. А мы продолжаем нашу работу.
Каковы же признаки Конституции? (слайд № 4).
Давайте запишем их.
(слайд № 5) 12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция. Возникает вопрос, почему?
Уже с начала 90-х гг. стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. – Россия провозглашена суверенным государством. После распада СССР в 1991 г. Началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. По инициативе Б.Н.Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и съезда Народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50% избирателей проголосовали за ее принятие.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум (всенародное голосование), и была принята новая Конституция РФ.
Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.
(Возвращаемся к слайду № 4)
Прошу обратить свое внимание на 3 признак Конституции.
Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.
Давайте попутешествуем по страницам самого главного закона в нашей стране.
Мы разделились на две группы. На ваших столах лежат тексты Конституции. 1 группа работает по Основной главе, 2 – по заключительной части и переходным положениям. Задача будет заключаться в том, чтобы коротко охарактеризовать основное содержание этих статей.
Ответы учащихся строятся следующим образом. Глава 1. «Основы Конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяет порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
Физкультминутка.
Ответ 2 группы.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних. Сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Ограниченность государственной власти:
1) В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
2) За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы. Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами Конституции.
Проверка и оценивание ЗУН Проверку и оценивание полученных знаний можно провести через тестовую работу.
Рефлексия деятельности на уроке Учащиеся заполняют третью колонку таблицы.
Домашнее задание Основы конституционного строя Статьи Конституции Содержание
1.Народовластие
Ст.1, ч. 1, ст. 3 2.Федерализм Ст.1, ч. 1, ст. 5 3.Правовое государство Ст.1, ч. 1 4.Разделение властей Ст. 10 5.Приоритет прав человека Ст. 2 6.РФ – социальное государство Ст. 7 7.Суверенитет Ст. 4 8.Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности Ст. 8, ст. 9, ч. 2 9.Политическое многообразие Ст. 13, ч. 3 – 5 10.Идеологический плюрализм Ст. 13, ч. 1 – 2 11.Светский характер государства Ст. 14 В помощь учителю
Используемые источники и литература Конституция РФ; Обществознание, 9 кл.: поурочные планы по уч. Под ред. Л.Н.Боголюбова/автор-составитель С.Н.Степанько. Волгоград: Учитель, 2009 г.; Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 кл. – М.:ВАКО, 2009 г. (в помощь школьному учителю); Правоведение. 8-9 кл. Изучаем Конституцию: элективный курс/автор-составитель С.Н.Степанько.-Волгоград: Учитель, 2007 г.
Методическая записка.
Урок обществознания на тему «Основы конституционного строя Российской Федерации» проводился в 9 классе в 2013 учебном году в рамках учебной программы. Урок проводится в рамках темы, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации.
Задачи, поставленные учителем, заключались в следующем:
1.Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку;
2.Воспитать осознанное уважение к основному закону государства;
3.Развивать у учащихся навыки работать в группе, уважать чужое мнение.
4.Закрепить знания учащихся о государственном устройстве страны.
5.Продолжить формирование основ правовой культуры;
6.Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Группе ученикам за неделю до проведения урока предлагается опережающее домашнее задание, которое выполняет творческая группа. Задание заключается в подготовке небольшого сообщения, сопровождаемое презентацией об истории Конституции в России. Цели данной формы работы: способность формирования представления об информационных источниках по теме выступления, необходимых для разработки проекта; познакомить учащихся с различными способами; создание условий творческого межличностного общения в процессе познавательной деятельности вне урока. Основу урока составляет работа учеников в группах, причем основным методом, используемым на занятии является частично-поисковый. Группы работают с текстом Конституции, стараясь найти ответы на поставленные вопросы. Это дает возможность ученикам уметь самостоятельно работать с документом, сплачивает коллектив. Группы работают в течение 10 минут, затем защищают свои проекты. Это позволяет научить отстаивать свою точку зрения, дает навыки публичного выступления. На уроке значительная роль отводится использованию мультимедийной презентации, что способствует формированию поискового умения и образного мышления учащихся с использованием новых информационных технологий; формировании у педагогов и учащихся навыков использования ресурсов и возможностей ИКТ в проектной деятельности. В начале урока ученикам дается задание по заполнению 1 и 2 графы таблицы, что позволяет мотивировать учеников к работе. Заполнение последней графы – увидеть степень освоения материала. Также в конце урока выполняется тестовое задание, позволяющее подготовить ребят к ГИА. В качестве домашнего задания – таблица, которая заставить учащихся вновь вернуться к тексту документа и закрепить навык работы с ним.