Проектная работа МАН на тему «Исследование типов восприятия информации у школьников»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩИХСЯ МОЛОДЕЖИ
Отделение : «Психологические науки»
Специализация: «Психология»
«Исследование типов восприятия информации у школьников»
Работу выполнил:
Калашников Артем Игоревич,
ученик 11 класса
«Стахановской гимназии №7»

Научный руководитель:
Сидорова Анна Ивановна,
педагог -психолог
«Стахановской гимназии №7»
г. Стаханов 2015
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc416205893 \h 3РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЙ. PAGEREF _Toc416205894 \h 51.1.Характерные особенности восприятий. PAGEREF _Toc416205895 \h 51.2.Физиологические основы восприятия PAGEREF _Toc416205900 \h 81.3.Методика С. С. Ефремцева. PAGEREF _Toc416205904 \h 111.4.Исследование восприятия информации учащимися по методике PAGEREF _Toc416205905 \h 15С.С. Ефремцева. PAGEREF _Toc416205906 \h 15РАЗДЕЛ 2 . ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1. Диагностика модальности у учащихся 8 класса и интерпретация результатов………………………………………………………………………19
Тест С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)
Тест Б.А. Левиса,Ф. Пукелика «Определение репрезентативных систем».
 2.2. Результаты наблюдения за учащимися …………………………………. 19
HYPERLINK \l "_Toc416205908" 2.3. РАБОТА С ТРЕНИНГОМ.
Тренинг «Восприятие»24
ВЫВОДЫ28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29


ВВЕДЕНИЕЧеловеческое познание и обучение проходят две ступени: первая — чувственная (от ощущения к восприятию, от восприятия к представлению) и вторая — логическая (от суждения к умозаключению, от умозаключения к понятию).
Внешний мир мы воспринимаем изначально через ощущения, пути, по которым человек получает информацию, предопределяют способы ее организации и использования, то есть понимания. Эти способы не менее важны, чем сама информация. С помощью ощущений мы улавливаем множество стимулов, вызывающих у нас разного рода реакции — как эмоциональные, так и интеллектуальные.
Обращение ученика к своему индивидуальному познавательному опыту, ведущему сенсорному каналу позволяет получить более реальную картину, понятную для самого ребенка, что соответственно ведет к лучшему усвоению материала.
Многообразие стимулов, расширяет диапазон восприимчивости. Чем больше чувственных восприятий, тем больше шансов для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т.п. Раскрепощение чувств расширяет возможности человека в любой сфере деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и др.).
Данная тема заслуживает внимание в области психологии не только среди специалистов, но и прежде всего среди учителей в учебных заведениях.
Актуальность темы состоит в том, что не все учащиеся на уроках воспринимают информацию быстро и своевременно. Поэтому одной из задач стоит – правильно организовать информационные потоки, способствующие быстрому восприятию информации и усвоение её.
Цель работы состоит в проведении психологического опросника и выявлении у учащихся типов восприятия, самостоятельное использование после практической коррекционной работы электронный тест личной разработки на основе опросника С. Ефремцева.
Задачи работы в соответствии с поставленной целью предусматривают:
определение типа восприятия в группе, в которой проводился эксперимент,
проведение тренинга с группой учащихся,
контрольное проведение опросника.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между ведущим каналом восприятия и переработки информации, с одной стороны, и уровнем успеваемости, с другой.
Мною были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; психодиагностика; метод изучения документов, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных исследования.
Работа состоит из введения, 2-х глав теоретической и практической.
Первая глава содержит определения психологии и её направления. Так же предметность и задачи в психологии, восприятие и его типы.
Вторая глава предполагает анализ работы проведенный по методике С.С.Ефремцева и Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика «Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации». Создание мной в электронном виде теста в программе MyTest для самостоятельного выявления типа восприятия, а так же заключение, списка использованной литературы и приложений.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЙ.1.1.Характерные особенности восприятий.Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Возможность предметного восприятия обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.
Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.
Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.[2]
1.2.Физиологические основы восприятия   Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.    Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой, таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.    Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. Как в зеркале или на фотографии отражены окружающие объекты, так и в проекционных зонах отражаются эти же самые объекты, только в виде нервных возбуждений, от точки к точке.
   С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.    Различие в работе проекционных и интегративных зон обнаруживается, когда у человека нарушена деятельность той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии — органов чувств — человек полностью лишается зрительных ощущений, он совсем ничего не видит. Если поражена интегративная зона (при сохранности проекционной), человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, не узнает даже хорошо знакомые предметы и людей.    В других модальностях наблюдается аналогичная картина. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий,    Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами, и это еще более усложняет понимание физиологических основ восприятия. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сложная сеть возбуждений разрастается. Взаимодействующие между собой возбуждения широко охватывают разные зоны коры.
   В процессе восприятия большое значение имеют временные нервные связи. Как ручка и листок бумаги помогают считать столбиком, так и временные нервные связи обеспечивают восприятие возможностью делать гипотезы, которые необходимы для глубокого анализа воспринимаемой ситуации. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
связи, образуемые в пределах одного анализатора, 
межанализаторные связи.
    Первый вид связей имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.
   Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.    Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес).
   Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутри анализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета, как сложного целого. Но кроме этого прямо и косвенно на процесс восприятия оказывают влияние разные участки головного мозга. Даже, например, лобные доли оказывают некоторое участие в процессах восприятия, обеспечивая целенаправленность этого процесса.[3]
Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.
1.3.Методика С. С. Ефремцева.Модальности: каналы приема и переработки информации и их роль в обеспечении учебного успеха.
Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия, через несколько модальностей. Модальность – это предпочитаемый канал приёма информации, предпочитаемый способ переработки и выдачи информации: глазами – визуальный канал приема информации визуальная модальность), ушами – аудиальный канал ( аудиальная модальность), и через ощущения и прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию, – кинестетический канал (кинестетическая модальность).
Психологи Бетти Лу Ливер, Н. И. Шевандрин выделяют еще и полимодальность, где преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы [1].
Одними из первых, кто заговорил о взаимосвязи типа восприятия и успешности обучения, были основоположники нейролингвистического программирования Р.Бэндлер и Д.Гриндер (1985). . Каждый индивид, по их мнению, обладая всеми тремя модальностями восприятия, на самом деле использует с максимальной нагрузкой лишь одну - ведущую. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью, или ведущим каналом восприятия. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации. В процессе обучения это может привести к пробелам в знаниях и умениях, что еще раз подчеркивает важность и значимость соответствия модальности восприятия при обучении
различным школьным дисциплинам [7].
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.
А какие органы чувств, скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей  относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика  канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.
У каждого из нас среди органов чувств есть  ведущий, который быстрее и чаще остальных  реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать активному общению, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся друзья или просто знакомые, вам будет легче донести до них  информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, как к ним относятся?
Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.
Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальныйканал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. 
1.4.Особенности модальности у учащихся школьного возраста
1.Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
2.Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
3.Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
4.Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может позвонить по телефону и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетикане заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).     Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он жедискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы. Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.
Отличительные признаки Визуальный тип
Способ получения информации Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего мира Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают внимание при общении с людьми На лицо человека, его одежду и внешность
Речь Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей
Движения глаз Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза
Память Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде
Отличительные признаки Аудиальный тип
Способ получения информации Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками
Восприятие окружающего мира Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людейНа что обращают внимание при общении с людьми На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова
Речь Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди
Движения глаз Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящемуПамять Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
Отличительные признаки Кинестетический тип
Способ получения информации Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении
Восприятие окружающего мира Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться
На что обращают внимание при общении с людьми На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается
Речь Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику
Движения глаз Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону
Память Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты
 
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1. Диагностика модальности у учащихся 8 класса и интерпретация результатов
Ознакомившись с методом определения типа восприятия С. Ефремцева, я задумался о проблеме успеваемости в нашей гимназии №7.
Экспериментальная работа проводилась с учащимися 8 класса Стахановской гимназии №7 в марте месяце. В эксперименте учавствовали 15-9 учащихся.
Для определения доминирующей модальности были взяты две методики:
1. Методика С. Ефремцевой «Диагностика доминирующей перцептивной модальности».    Стимульный материал представляет собой 48 вопросов, на которые учащиеся отвечают «да», «нет» (Приложение 1). [8] Все результаты испытуемых обработаны в соответствии с ключом. Подсчитано общее количество баллов по всему опроснику. Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.
2.Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика « Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)»
Каждое утверждение пяти блоков теста испытуемые оценивают баллом от 1 до 3. Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.(Приложение 2)
Цель: определить ведущие каналы восприятия, переработки и хранения информации учащихся 8 класса.[12]
 2.2. Результаты наблюдения за учащимися
Таблица 1
Показатели модальностей у учащихся 8 класса
№ Ф.И ученика Визуальный канал восприятия Аудиальный канал восприятия Кинестетический канал восприятия Вид
1 В-ий7 5 4 В
2 Г-к 8 5 5 В
3 Г-ко 12 6 5 В
4 Д-в 8 7 8 В
5 Р-ва8 5 9 К
6 Ф-ва13 11 10 В
7 Х-т 9 12 13 К
8 Т-ко 5 8 7 А
9 Д-ко 5 12 10 А
10 А-в 13 15 16 К
11 Т-ва9 9 8 В
12 Ш-р 10 8 6 В
13 П-в 6 9 11 К
14 З-ий9 11 10 А
15 К-в5 10 3 А
40% 27% 33% А - аудиальная модальность
В - визуальная модальностьК - кинестетическая модальность
Из представленной таблицы видно, что у учащихся в целом задействованы все модальности, и разница между ведущей модальностью и остальными – небольшая – в 1-2, реже 3 балла, за исключением некоторых учащихся
Обобщая полученные данные, мы подсчитали, что из учащихся 8 класса 40% - визуалы, 27% - аудиалы и 33% - кинестетики. Ведущая модальность – визуальная.
804545156210
Рис.1.1 Диаграмма результатов наблюдения
Таблица 2
Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)-аудиалы, визуалы, кинестетики.
Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика.
№ Ф.И. ученика Аудиальная модальность Визуальная модальность Кинестетическая модальность
1 А-в 4 5 2
2 Д-ко 1 3 7
3 З-ий 2 3 1
4 К-в 1 6 3
5 П-в 4 3 2
6 Т-ко 2 3 5
7 Т-ва 1 8 2
8 Х-т 0 3 7
9 Ш-р 0 9 3
Всего: 11% 56% 33%
69977099695
Рис.1.2 Диаграмма определения репрезентативной системы
А) во время урока:
Выраженный визуал— ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д.
Выраженный аудиал— часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.
Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница...». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.
Б) во время перемены
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Используя метод экспертных оценок ( в качестве экспертов выступали учителя предметники и классный руководитель), я составил краткую характеристику учащихся 8 класса :
1.В 8 классе 15 человек. Класс отличается хорошей работоспособностью, активностью, но во время уроков часто получают замечания из-за ненужных разговоров, многие думают вслух, переговариваются с соседом по парте. Очень хорошо работают группами, любят вступать в дискуссии, отвечать хором на вопросы. На переменах стоит шум, гам, из-за которого некоторые учащиеся - визуалы не могут отдохнуть.
Характеристика подтверждает, что ведущий вид восприятия в этом классе – визуальный.
Практические результаты позволяют нам утверждать, что качественные результаты обучения могут быть достигнуты при опоре на индивидуальные особенности обучающихся.
2.3.РАБОТА С ТРЕНИНГОМ.
Тренинг «Восприятие» (Приложение 3)
Тренинг включает в себя этапы:
1. Ориентировочно-ознакомительный;2. Диагностический;3. Развивающий;4. Интеграционный.Цель: помочь ученикам определить свой ведущий тип восприятия; развить их индивидуальные сенсорные возможности; на практическом уровне показать значимость много сенсорного восприятия для облегчения учебы.
Задания:
Диагностика и самодиагностика ведущих репрезентативных каналов восприятия и переработки информации;
Переосмысление представлений о работе сенсорных каналов восприятия и переработки информации на основе рефлексии, анализа происходящего в группе;
Коррекция и развитие имеющихся умений и навыков аудиального, визуального и кинестетического каналов;
Расширение и обогащение ресурсов работы на разных каналах восприятия;
Нахождение и отработка имеющихся конструктивных и эффективных индивидуальных средств, умений и навыков восприятия на аудиальном, визуальном и кинестетическом каналах.
Ожидаемый результат: сформировать способ организации процесса восприятия учеников;развить навыки и умения, обеспечивающие эффективное обучение; сформировать мотивацию саморазвития.
Методы и приемы, используемые в тренинге: диагностика; демонстрация; наблюдение; беседа; анализ; игра; дискуссия.Целевая группа: 14-16 лет
Состав группы: до 10 человек.
Время проведения тренинга: 4 занятия по 1 часу
Оборудование: альбомные листы, ручки, секундомер, стимульный материал к играм и демонстрациям, «черный ящик» с игрушкой-загадкой, предметы с разной текстурой.
Содержание тренинга:
І. Ориентировочно-ознакомительный этап:
Знакомство. Правила работы в группе.
Информационный блок с основной темы тренинга.
Игры на восприятие разными сенсорными каналами.
Рефлексия занятия.
ІІ. Диагностический этап
Вхождение в занятие. Разминка.
Диагностика ведущего канала восприятия.
Информационный блок с основной темы тренинга.
Рефлексия занятия
III. Развивающий этап
Вхождение в занятие. Разминка.
Упражнения на развитие умений и навыковвосприятия на разных сенсорных каналах.
Рефлексия занятия.
IV. Интеграционный этап
Вхождение в занятие. Разминка.
Упражнения на расширение, обогащение и совмещение ресурсов работы на разных каналах восприятия.
Рефлексия тренинга.[5,6,7]
После диагностики и выявления результатов (Приложение 1, Приложение 2), был проведен формирующий эксперимент, задачей которого является развитие индивидуальных возможностей для улучшения учебной деятельности.
Мной разработан тест в электронном виде. За основу его был взят опросник С. Ефремцева. Тест был размещен в компьютерном классе гимназии №7 для свободного доступа и самостоятельной, контрольной проверки типа восприятия после практической тренинговой работы. Этот электронный тест можно использовать не только в учебном заведении, но и дома, так как он прост в установке и в эксплуатации .Таким образом, выдвигаемая в начале исследования гипотеза, которая состояла в том, что учебный успех учащихся класса и использование ими одного из каналов приема и переработки информации имеет определенную зависимость - подтвердилась.
ВЫВОДЫРезультаты настоящего исследования показали, что в процессе интеллектуальной деятельности у каждого ребенка задействованы все три системы: визуальная, аудиальная и кинестетическая, но в различной степени, причем эта степень обусловлена индивидуальными особенностями испытуемого.
Результаты эксперимента, проведенного с учащимися 8 класса СГ №7 подтвердили выдвигаемую в начале исследования гипотезу, которая состояла в том, что учебный успех учащихся класса и использование ими одного из каналов приема и переработки информации имеет определенную зависимость.
Учителям необходимо учитывать модальность каждого учащегося по восприятию и переработке информации, «транслировать» информацию по различным сенсорным каналам, используя индивидуальный подход и различные методы обучения: и словесные, и наглядные, и практические.
Когда информация совпадает с ведущей модальностью, ученики справляются и хорошо запоминают определенную часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден «транслировать» информацию на другой канал.
В будущем планируется улучшение исследований по этой методике и, привлечение большего количества учеников, проведение практических тренингов в других классах. А так же самостоятельное тестирование учащихся, после практической тренинговой работы с ними электронным тестом, который я создал.
Результаты работы были представлены на педагогическом совете школы с целью ознакомления учителей для более эффективной работы на уроках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫМорозов А.В. «Деловая психология»,
Маклаков А. Г. –«Общая психология».
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva#ixzz3WX8jkylgКлюевойН.В., Свистун М.А. «Программы социально-психологического тренинга»
МарасановаГ.И. «Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге»
Савельева Н.В. «Ледоколы» - игры для разминки и интеграции группы. В помощь начинающему тренеру. – Днепропетровск: ОМЦ ПП и СР, 2008.
Любимов А.С. Мастерство коммуникации / А.С. Любимов. – М. : Просвещение, 2008. – 64с.
Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.237-238.
КлюевойН.В., Свистун М.А. «Программы социально-психологического тренинга»
МарасановаГ.И. «Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге»
Савельева Н.В. «Ледоколы» - игры для разминки и интеграции группы. В помощь начинающему тренеру. – Днепропетровск: ОМЦ ПП и СР, 2008.
Источник: http://gigabaza.ru/