Конспект урока по музыке на тему: Волшебная палочка дирижера


Конспект урока на тему "Волшебная палочка дирижера"
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной).
Класс: 2 «В».
Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.
Задачи урока:
Предметные: формировать представление  о роли дирижера симфонической музыки, о симфоническом оркестре, о видах оркестров, о группах инструментов симфонического оркестра, о партитуре.
Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету. 
Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.
Планируемый результат:
- знать:
понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, партитура.
- уметь: различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания.
Оборудование: проектор, компьютеры с колонками, установленный на компьютере ОМС-плеер, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.  (1 мин). Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
2.Подготовительный этап. (10 мин)
Учитель: Ребята, прежде чем начать урок, нам с вами нужно отгадать кроссворд, который поможет нам сформулировать тему урока. (Загадки сопровождаются звучанием инструментов).
1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон).
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха.
2. Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)
3. Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
(Барабан)
4. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)
5. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
6. Осторожно возьмёшь её в руки -
И чудесные, дивные звуки
Издаёт она, если уметь
Ей помочь свои песенки спеть:
Словно издали плач летит чей-то...
Это плачет поющая (ФЛЕЙТА)
7. Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!
(Труба)
1.Аккордеон,
2. Гитара,
3. Барабан
4. Скрипка,
5. ложки,
6. флейта,
7. труба,
Ключевое слово: дирижер.
Учитель: Ребят, а вы знаете, кто такой дирижер?
Дети: да,(варианты детей) совершенно верно.
Учитель:
Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора - характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. Дирижер нужен везде, где музыку исполняет большой коллектив.
Дирижер - это душа оркестра. Дирижер может подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить другие. Поэтому дирижер должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано.
Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть различными музыкальными инструментами.
Учитель: А скажите мне, а что самое важное у дирижера?
Дети: Палочка.
Учитель: Правильно.
3. Формулировка темы урока. ( 3 мин)
Давайте, с вами сформулируем тему урока: Волшебная палочка дирижера.
Учитель: А знаете ли вы, зачем нужна палочка?
Дети: да, чтобы руководить музыкантами.
Учитель: верно. Вы правы.
Ведь основная задача дирижера – это задавать темп и указывать размер. Делается это как раз с помощью палочки в правой руке.
Учитель: а что же он делает левой рукой?
Дети: не знают.
Учитель: а вот левой рукой и мимикой на лице, он указывает когда кому вступать и с какой громкостью играть.
4. Открытие нового знания (17 мин)
Учитель: ребята, скажите, а кем же управляет дирижер своей «Волшебной палочкой»?
Дети: Оркестром, ансамблем, музыкантами.
Учитель: Молодцы! А что такое оркестр?
Дети: Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Музыканты образуют группы, играющие в унисон.
Учитель: а знаете ли вы какие виды оркестров бывают? По каким признакам происходит деление?
Дети: нет.
Учитель: Оркестр бывает: симфонический, духовой, струнный, эстрадный, джазовый, военный, оркестр народных инструментов и есть даже школьный оркестр.
Их делят по тому, какие инструменты представлены в оркестре и по тому, какую музыку они исполняют.
Учитель: Какую музыку исполняет симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, даже в мультфильмах звучит симфоническая музыка.
Учитель: А какой же оркестр называется симфоническим?
Ребята: Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
Учитель:
Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.
Учитель: На какие группы можно разделить инструменты в симфоническом оркестре? (ответы детей)
Струнно – смычковая группа. Какие инструменты входят в состав этой группы? (скрипка, виолончель, контрабас.)
Что мы с вами знаем про эту группу? Она является фундаментом в оркестре.
При помощи чего извлекается звук на этих инструментах? (смычка)
Деревянно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы? (Гобой, дудка, кларнет, флейта)
Как извлекается звук на этих инструментах?
Звучание, какого инструмента напоминает нам птичьи трели? (флейта)
Медно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы? (горн, валторна, труба)
В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр.
Учитель: Какие еще виды оркестров мы знаем?
Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов.
Струнный оркестр. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы.
Оркестр народных инструментов
Например: оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, трещотки, свистульки и другие инструменты.
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.
Джазовый оркестр — один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Главное качество, отличающее джаз — это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов — ритм-секция. В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты.
Военный оркестр — специальное штатное воинское подразделение, предназначенное для исполнения военной музыки, то есть музыкальных произведений при строевом обучении войск, торжественных церемоний, а также для концертной деятельности. Существуют военные оркестры однородные, состоящие из медных и ударных инструментов, и смешанные, включающие также группу деревянных духовых инструментов.
Школьный оркестр - Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.
5. Физминутка: (с кошкой маней) (2 мин)
Учитель: А что еще обязан знать дирижер?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Он должен знать партитуру. Ребята, знаете ли вы что такое партитура?
Дети: (варианты ответов.)
Учитель:
Партитура - нотная запись всего музыкального произведения, в которой для партии каждого инструмента или голоса отведено отдельное место.
Пояснение: У каждой группы музыкантов в оркестре, есть своя нотная партия, которую они исполняют. А дирижер обязан знать нотные партии все групп музыкантов.
Учитель: молодцы! Вы хотели бы увидеть, как дирижер управляет оркестром?
Дети: Да
Учитель: Давайте посмотрим с вами выступление Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. (просмотр) (5 мин)
6. Закрепление изученного (5 мин)
Учитель: Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:
- Выступление, какого оркестра только что мы с вами смотрели и слушали?
- Кто руководил оркестром?
- С помощью чего у него это получилось?
- какие музыкальные инструменты мы с вами видели?
- Ребята, понравилась ли вам музыка?
- Какое настроение она у вас вызвала?
- Как вы думаете, могут ли музыканты играть без дирижера?
Учитель: Молодцы!
7. Рефлексия (1 мин)
Учитель: поднимите руку те, кому легко было отвечать на вопросы!? Молодцы. А остальным нужно внимательно слушать. Дома обязательно посмотрите видео: опера «Руслан и Людмила»