Программа работы кружка Художественная обработка древесины
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Трудиловская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Смоленской области»
Рассмотрена на заседании МО Принята на заседании педсовета УТВЕРЖДАЮ
_______________________ протокол № ____ Пр. № _____
Пр. № _______ от ______________ 2013г. к приказу №_______
От_________________2013 г. от____________2013г.
Директор школы
Прохоренков В.Н.
Согласовано
Заместитель директора Константинова Е.В.
Рабочая
программа
творческого объединения
«Художественная обработка древесины»
2013-2014 учебный год
Составитель:
Северинов Н.И., учитель технологии
МБОУ « Трудиловская СОШ»
первая квалификационная категория
МБОУ « Трудиловская СОШ»
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана 34 часа обучения которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Изучить технологию плетения из лозы;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие: Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для младшего звена
Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организаци учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация.
Учебно-тематический план
34 часа
№п/п
Содержание темы
Количество часов
Всего
Теория
Практические работы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (24 часа)
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1
1.2.
Основы материаловедения.
1
1
1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
2
1
1
1.4.
Виды резьбы по дереву.
2
1
1
1.5
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
1
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
2
1
1
1.7
Сборочные и отделочные работы.
3
1
2
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
1
1.9
Работа над конструкцией изделия.
3
1
2
1.10
Построение орнамента.
3
-
3
1.11
Отделка изделия.
2
-
2
1.12
Изготовление изделия.
3
3
24
9
15
Раздел II. Художественное выжигание (10 часов)
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
1
2.2
Декорирование изделий выжиганием Основы композиции.
1
1
2.3
Подготовка заготовок к работе.
1
1
2.4
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
1
1
2.5
Основные приёмы выжигания.
1
1
2.6
Технология выполнения приёмов выжигания
1
1
2.7
Отделка изделия.
2
2
2.8
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
2
-
2
10
1
9
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (24 часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
.Теория Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Раздел II. Художественное выжигание (10 часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием. Основы композиции
Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания
. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.3.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом
Тема 2.4.. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 2.5. Основные приёмы выжигания.
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.
Тема 2.6. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно
Тема 2.7. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.8. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п
Наименование раздела и темы
Форма занятий
Приемы и методы
Форма подведения итогов
Средства обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Беседа
Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований
Вводная диагностика
Раздаточный материал
1.2.
Основы материаловедения.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая беседа
Таблицы, инструменты и принадлежности
1.3
Материалы, инструменты и приспособления.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.4.
Виды резьбы по дереву.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности
1.5.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.7
Сборочные и отделочные работы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.9
Работа над конструкцией изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.10
Построение орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.11
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.12
Изготовление изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
Раздел II. Художественное выжигание
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.2
Декорирование изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.3
Основы композиции.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.4
Подготовка заготовок к работе.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.6
Основные приёмы выжигания.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик
Тетрадь
Ручка
циркуль
Пилки для лобзика
Электровыжигатель
Акварель или гуашь
Копирка
Кисти
Стакан для воды
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515