Программа элективного курса Художественная обработка древесины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
-44455651500
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25 г. Братска
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ VIII ВИДА
Составитель:
учитель профессионально-трудового обучения
Дятлов В.В. (1 кв. категория)
г. Братск
2013
Пояснительная записка
Актуальность в составлении программы элективного курса «Художественная обработка древесины» состоит в том, что она направлена на расширение знаний по программе профессионально-трудового обучения, на коррекцию познавательной деятельности, мышления, моторики учащихся специальной (коррекционной) школы, на развитие их творческих способностей, эстетическое воспитание, профориентацию через усвоение народных традиции русского народа.
Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.
Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.
Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Искусство художественной обработки древесины, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет детям и подросткам приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит им интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.
Данная программа является авторской и составлена на основе примерной программы «Художественная резьба по дереву» (2001 г., авторы Глозман Е.С., Глозман А.Е.), программы «Учу резьбе по дереву» (2001 г., автор Карпов Ю.В.), программы «Художественно-прикладная обработка древесины» (1993 г., для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 кл., Сб. 1, 2. - М.: Владос, 2011 г.). Настоящая программа элективного курса составлена с учетом требований действующих учебных программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида по столярному делу для 5-9 классов, опыта работы кружков и факультативов декоративно-прикладного искусства.
Программа по профессионально – трудовому обучению (столярное дело) в коррекционной школе рассчитана на профориентацию учащихся.
Цель программы по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) - подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
В процессе занятий на элективном курсе у школьников с нарушением интеллекта формируются представления о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, в создании материальной среды, развивается пространственно-образное мышление, зрительная память, творческие способности и эстетический вкус, расширяется кругозор. Дети приобретают трудовые умения и навыки, которые могут стать основой для будущего профессионального самоопределения.
Целью программы элективного курса является овладение учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками художественной обработки древесины
Обучение по программе элективного курса «Художественная обработка древесины» в специальной (коррекционной) школе направленj на решение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
-уважение к людям труда;
-сообщение знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
- формирование основ проектной деятельности.
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе работы по программе осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики руки.
Реализация целей и задач данной программы возможна при использовании следующих образовательных технологий:
технологии индивидуально-ориентированного, дифференцированного обучения;
информационно-компьютерные технологии;
технология формирования поэтапного формирования умственных действий;
технология сотрудничества.
В данном элективном курсе с учетом возрастных особенностей учащихся выделяется четыре ступени обучения:
I ступень - подготовительная, ознакомительная – 5 класс;
II ступень - начальная – 6 класс;
III ступень - основная – 7, 8 класс;
IV ступень – заключительная – 9 класс. Обучение по программе элективного курса происходит по 7 модулям:
- Модуль 1 «Основы материаловедения» (5 класс);
- модуль 2 «Введение в художественное конструирование» (5 класс);
- модуль 3 «Пропильная (домовая резьба) (5 класс);
- модуль 4 «Мозаика по дереву» (6 класс);
- модуль 5 «Геометрическая резьба по дереву» (7,8 класс);
- модуль 6 «Профориентация» (9 класс);
- модуль 7 «Проект» (9 класс).
Программа элективного курса включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы, освоение которого способствует формированию интереса и положительной мотивации к изучению определенного модуля.
Итогом обучения по программе элективного курса по каждому классу является организация выставок работ учащихся (5,6.7 классы), выставок-продаж работ ( 8, 9 класс).
Итогом обучения по программе всего элективного курса в 9 классе является совместное выполнение проекта (под руководством учителя). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося с нарушением интеллекта ( примеры проектов в приложении).
Срок обучения - 5 лет (с 5 по 9 класс), в каждом классе - 36 часов в год, 1 академический час в неделю в каждом классе, всего за 5 лет – 180 часов, из них - 27 часов теоретических занятий, 153 часа - практических. В структуре программы приоритетными направлениями являются: выполнение практических упражнений по отработке приёмов и техники резьбы; изготовление разнообразных изделий из древесины. Особое внимание придается получению законченного изделия с приданием ему товарного вида.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового (концентричность материала).
Требования к уровню подготовки учащихся (знания и умения) определены по каждой теме и представлены в учебно-тематическом планировании.
- Методы обучения: практические, наглядные, словесные.
- Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
- Формы организации занятия: коллективная, индивидуальная, групповая.
- Средства обучения: образцы изделий, технологические карты, материалоотходы древесины, столярные, разметочные, измерительные инструменты, резцы, лакокрасочные материалы, средства ИКТ (презентации). Межпредметные связи:
- профессионально-трудовое обучение (столярное дело) – технологии изготовления столярных изделий;
- рисование – создание орнаментов;
- математика – выполнение измерений, расчётов;
- естествознание – знание пород деревьев;
- история – знание основ русского деревянного зодчества (Ангарская деревня);
- русский язык, чтение - обогащение словарного запаса, формирование связных высказываний, формулирование вопросов, самостоятельное описание проделанной работы, анализ образца, изделия.
Текущий контроль по овладению содержанием программы на всех ступенях обучения осуществляется непосредственно на занятиях, устно отмечается результат достижений каждого конкретного ученика, его индивидуальный рост и достижения. Оцениваются устные ответы и продукты деятельности. Отметки не выставляются.
Формы подведения итогов реализации программы: участие выставках и выставках – продажах
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
общие сведения о народных ремеслах;
общие сведения о формообразовании и композиции;
основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка);
виды мозаики (интарсия, инкрустация, паркетри, маркетри и т.д.);
виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая);
инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
этапы проектирования (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
выбирать и разрабатывать с помощью учителя рисунки для художественной обработки изделия;
подготавливать поверхность изделия для художественной обработки;
осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской и др.)
планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки (коллективно, с помощью учителя);
защитить выполненный проект (коллективно, с помощью учителя).
Учащиеся должны обладать компетенциями:
1. Информационными
2. Коммуникативными
3. ТрудовымиСодержание программы элективного курса «Художественная обработка древесины»
Модуль Тема Содержание Учебное задание Требования к знаниям, умениям Кол-во
часов
1.Основы материаловедения
Строение древесины. Классификация древесных пород.
Пробковый слой коры. Лубяной слой коры. Камбий. Заболонь. Ядро. Сердцевинные лучи. Сердцевина.
Классификация пород по:
-видам (хвойные, лиственные);
-твердости (твердые, мягкие, очень мягкие);
-строению (ядровые, заболонные, спелодревесные). «Изучение строения древесины по торцевому срезу ствола. Рассматривание образцов разных пород древесины».
Учащиеся должны знать: строение древесины, классификация пород по:
-видам (хвойные, лиственные);
-твердости (твердые, мягкие, очень мягкие);
Учащиеся должны уметь: рассказать строение древесины ориентируясь на образец, различать породы древесины по образцам.
1
Основные разрезы ствола.
Поперечный (торцевой) разрез. Радиальный разрез. Тангенциальный разрез. Учебное задание:
«Изучение разрезов ствола на образце».
Учащиеся должны знать: виды разрезов древесного ствола.
Учащиеся должны уметь: определять виды разрезов по образцам. 1
Характеристики некоторых пород древесины.
Характеристика хвойных и лиственных пород распространенных в нашей полосе (цвет древесины, техническая характеристика, промышленное применение, область распространения). Учебное задание:
«Изучение характерных признаков пород по образцам».
Учащиеся должны знать: характеристики хвойных и лиственных пород древесины распространенных в нашей полосе.
Учащиеся должны уметь: различать характерные признаков пород по образцам.
1
Пороки древесины.
Сучки. Трещины. Пороки строения (наклон волокон, смоляные кармашки, прорость). Гниль. Червоточины. Учебное задание:
«Рассматривание и классифицирование пороков по образцам». Учащиеся должны знать: пороки строения древесины.
Учащиеся должны уметь: различать пороки строения на образцах. 1
2. Введение в художественное конструирование
Развитие материальной культуры и прикладного искусства
Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и др. Учебное задание:
Посещение краеведческого музея с целью знакомства с народными традициями в ремеслах
(Ангарская деревня).
Учащиеся должны знать: общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих и т.д.
Учащиеся должны уметь: делать выводы об увиденном. 1
Исходные принципы художественного конструирования
Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.
Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность. Учебное задание:
«Описать примеры художественного конструирования прошлого и настоящего. Нарисовать предполагаемый пример из будущего».
Учащиеся должны знать: о современных промышленных изделиях и влиянии дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.
Учащиеся должны уметь: описать примеры художественного конструирования прошлого и настоящего.
1
Понятие о формообразовании и композиции
.
Факторы, влияющие на формообразование: социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функциональные (выполняемая вещью задача), эргономические (требования к изделию зависящие от человека). Изменение формы изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.
Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие Практическая работа:
«Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов. Шкатулка для рукоделия, разделочная доска, вешалка, кулинарная лопатка».
Учащиеся должны знать: форму, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.
Учащиеся должны уметь: составлять эскизы несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов. Шкатулка для рукоделия, разделочная доска, вешалка, кулинарная лопатка и т. д.
1
Орнамент и узор. Виды орнаментов. Основы построения орнаментов
Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Фигурный орнамент. Геральдический орнамент. Гротескный орнамент. Принципы симметрии, повторяемости. Прием ритмических поворотов. Практическая работа:
«Составление простого орнамента для художественной обработки древесины».
Учащиеся должны знать: виды орнаментов.
Учащиеся должны уметь: составлять различные виды орнамента для художественной обработки древесины.
1
3. Пропильная (домовая) резьба
Разновидности резьбы. Накладная, сквозная, ажурная резьба.
Сквозной или прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.
Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной.
Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной. Учебное задание:
«Выявление и запоминание характерных признаков разновидностей прорезной резьбы по образцам».
Учащиеся должны знать: разновидности резьбы.
Учащиеся должны уметь: выявлять характерные признаки разновидностей прорезной резьбы по образцам.
2
Материалы для пропильной резьбы. Подготовка заготовок.
Для внутреннего оформления интерьера квартиры, дома, учебных мастерских можно использовать нетолстую (4-8мм) фанеру хорошего качества, лучше шлифованную с обеих сторон. Для наружного — древесину хвойных и лиственных пород. Учебное задание:
«Подготовка заготовок для пропильной резьбы».
Учащиеся должны знать: материалы для пропильной резьбы.
Учащиеся должны уметь: подготовить заготовку для пропильной резьбы.
2
Оборудование, инструменты для выполнения
пропильной резьбы
Основными инструментами для выпиливания древесины является ручной или электрический лобзик.
Лобзик — ручной инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры, позволяющий выполнять пропилы по криволинейной траектории.
Зубья у пилки должны быть направлены в сторону рукоятки.
При выпиливании лобзиком применяют специальную подставку, называющуюся «ласточкин хвост», которая крепится к столу струбциной. Учебное задание:
«Приемы закрепления пилки в лобзике при выпиливании внешнего и внутреннего контура. Крепление выпиловочного столика».
Учащиеся должны знать: оборудование, инструменты для выполнения пропильной резьбы.
Учащиеся должны уметь: выбрать и подготовить инструменты и оборудование к работе.
3
Рабочее место, охрана труда при выполнении пропильной резьбы. Выпиливание лобзиком выполняют сидя или стоя, применяя для этого выпиловочный столик «ласточкин хвост», прикрепленный к обычному столу или учебному столярному верстаку.
Работу выполняют хорошо подготовленным лобзиком.
Не следует «заваливать» лобзик во время пиления.
Нужно следить, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку.
Не нужно торопиться и нажимать сильно на пильное полотно.
Действия в аварийных ситуациях. Учащиеся должны знать: способы организации и подготовки и рабочего места, правила техники безопасности при выполнении резьбы.
Учащиеся должны уметь: правильно действовать в аварийных ситуациях.
1
Приемы разметки пропильной резьбы.
Техника выпиливания.
Рисунок на заготовку переносится с помощью копировальной бумаги.
При повторяющемся рисунке в пропильной резьбе практически всегда необходимо разработать шаблон, который переносится на подготовленный материал необходимое число раз.
На материале отмечают места, подлежащие сверлению или выпиливанию.
Сидеть или стоять нужно прямо, вполоборота к рабочему месту, заготовка должна быть на уровне груди.
Не нужно начинать работу сразу, проверьте рабочую позу, уберите левую руку с линии распила.
Начинайте работу медленными движениями, равномерно и без рывков.
Сначала выпилите внутренний контур, а затем наружный. Отверстие для пилки можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.
В местах изгиба линии рисунка медленно поворачивайте заготовку, не прекращая движений лобзиком. Учебное задание:
«Освоение приемов выпиливания лобзиком по фанере криволинейной траектории».
Учащиеся должны знать: способы нанесения рисунка на заготовку; способы организации рабочего места и рациональной позы резчика; приёмы резьбы лобзиком.
Учащиеся должны владеть вышеперечисленными техниками.
4
Выполнение несложного орнамента
Учебное задание:
«Выпиливание детали с несложным орнаментом, предложенным учителем».
Учащиеся должны знать: способы нанесения рисунка на заготовку; способы организации рабочего места и рациональной позы резчика.
Учащиеся должны уметь: выпиливать детали с несложным орнаментом. 4
Выполнение самостоятельно выбранного орнамента
Практическая работа:
«Выпиливание сложной детали с самостоятельно выбранным или составленным орнаментом». Учащиеся должны знать: различия между простым и сложным орнаментом; виды орнамента.
Учащиеся должны уметь: самостоятельно составлять и выпиливать детали со сложным орнаментом. 8
Отделка изделия шлифованием.
Практическая работа:
«Обработка напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой».
Учащиеся должны знать: виды отделки изделий.
Учащиеся должны уметь: выполнять отделку изделий шлифованием.
2
Отделка готового изделия лакокрасочными материалами. Отделка окрашиванием, лакированием, полированием.
Практическая работа:
«Лакирование готового изделия».
Учащиеся должны знать: виды отделки.
Учащиеся должны уметь: выполнять различные виды отделки. 2
4. Мозаика по дереву
Понятие о видах мозаики по дереву
Понятие о видах мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, паркетри, маркетри). Общие черты и различия разных видов мозаики.
Учебное задание:
«Изучение образцов. Нахождение характерных признаков различных видов мозаики».
Учащиеся должны знать: виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, паркетри, маркетри). Общие черты и различия разных видов мозаики.
Учащиеся должны уметь: находить характерные признаки различных видов мозаики». 2
Материалы для мозаичных работ по дереву. Подбор материала
Материалы, применяемые для мозаики по дереву (шпон лущеный и строганный; натуральный шпон различных пород деревьев, мультишпон; фанера и ДСП для основы), условия их выбора. Подготовка материала.
Учебное задание:
«Разбор шпона по цветовой гамме и изготовление заготовки для основы мозаики».
Учащиеся должны знать: материалы, применяемые для мозаики по дереву (шпон лущеный и строганный; натуральный шпон различных пород деревьев, фанера и т.д.), условия их выбора. Подготовка материала.
Учащиеся должны уметь: подготовить материал к работе (разбор шпона по цветовой гамме и изготовление заготовки для основы мозаики). 2
Оборудование инструменты и приспособления,
для выполнения мозаики по дереву
Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения мозаичных работ по дереву. Нож-резак (приемы заточки), клеевая лента, притирочный молоток; зажимы и прессы для наклейки набора на основу.
Учебное задание:
«Заточка инструментов для мозаики. Приемы хранения инструментов».
Учащиеся должны знать: оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения мозаичных работ по дереву.
Учащиеся должны уметь: подготавливать оборудование и инструменты к работе.
2
Организация рабочего места.
Охрана труда при выполнении мозаичных работ Рабочее место маркетриста. Основные правила обращения с инструментом маркетриста, краснодеревщика. Безопасные приемы работы. Требования по безопасности в аварийных ситуациях.
Учащиеся должны знать: основные правила обращения с инструментом краснодеревщика.Безопасные приемы работы. Требования по безопасности в аварийных ситуациях.
Учащиеся должны уметь: организовать рабочее место, оказать первую помощ при получении травм. 1
Приемы работы. Выполнение мозаичной вставки
.
Приемы работы ножом-резцом. Пошаговая последовательность выполнения мозаичной вставки Учебное задание:
«Разметка учебной заготовки. Пробное выполнение различных по форме мозаичных вставок».
Учащиеся должны знать: последовательность выполнения мозаичной вставки; приемы работы ножом-резцом.
Учащиеся должны уметь: разметку учебной заготовки; пробно выполнять различные по форме мозаичные вставки. 3
Приемы выполнения «паркетри»
Составление орнамента. Приемы выполнения простейшей мозаики «паркетри».
Учебное задание: «Выполнение учебной мозаики «паркетри». Прорезание прямых параллельных линий вдоль и поперек волокон шпона. Наклеивание набора на основу.
Учащиеся должны знать: приемы выполнения простейшей мозаики «паркетри».
Учащиеся должны уметь: выполнять прорезание прямых параллельных линий вдоль и поперек волокон шпона; выполнять наклеивание набора на основу. 4
Приемы выполнения несложной композиции в стиле «маркетри»
Перенос орнамента на бумагу. Врезание набора в фон из бумаги. Замена фона из бумаги шпоном.
Учебное задание:
«Выполнение несложной композиции в стиле «маркетри» по рисунку заданному учителем».
Учащиеся должны знать: способы переноса орнамента на бумагу; врезание набора в фон из бумаги; замены фона из бумаги шпоном.
Учащиеся должны уметь: выполнять несложные композиции в стиле «маркетри» по рисунку заданному учителем. 4
Выполнение набора в стиле «маркетри» Практическая работа:
«Выполнение набора композиции «маркетри» с самостоятельно выбранным или составленным орнаментом».
Учащиеся должны знать: способы выполнения композиции в стиле «маркетри» с самостоятельно выбранным или составленным орнаментом.
Учащиеся должны уметь: выполнять набор композиции «маркетри» с самостоятельно выбранным или составленным орнаментом 8
Наклеивание и отделка мозаичного набора
Приемы наклеивания и отделки мозаичного набора. Наклеивание в струбцинах, механическом прессе, гидравлическом прессе. Правила зажима пресса.
Практическая работа:
«Выполнение наклеивания мозаичного набора. Отделка мозаичного набора шлифованием». Учащиеся должны знать: приемы наклеивания и отделки мозаичного набора.
Учащиеся должны уметь: выполнять наклеивание мозаичного набора; отделку мозаичного набора шлифованием. 2
Отделка изделия лакокрасочными материалами
Практическая работа:
«Отделка готового изделия окончательной шлифовкой, лакированием». Учащиеся должны знать: способы отделки изделий лакокрасочными материалами.
Учащиеся должны уметь: выполнять отделку готового изделия окончательной шлифовкой, лакированием. 2
5. Геометрическая резьба по дереву
Виды резьбы по дереву
Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы).
Учебное задание:
«Изучение образцов. Нахождение характерных признаков различных видов резьбы».
Учащиеся должны знать: виды резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы).
Учащиеся должны уметь: находить характерные признаки различных видов резьбы по образцам.
2
Материалы и инструменты для резьбы по дереву. Подготовка заготовок
Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Липа, ольха, осина, тополь, береза – материалы для резьбы. Их «плюсы» и «минусы». Подготовка материала. Учебное задание:
«Подготовка заготовки из липы».
Учащиеся должны знать: материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора, свойства материалов.
Учащиеся должны уметь: самостоятельно подготовки заготовки к работе.
2
Оборудование, инструменты и приспособления применяемые, для геометрической резьбы по дереву
Приспособления для закрепления заготовки. Нож-косячок, полукруглые стамески. Основные правила обращения с инструментом резчика по дереву.
Учебное задание:
«Освоение приемов крепления заготовки. Заточка и правка инструмента».
Учащиеся должны знать: приспособления, оборудование и инструменты, применяемые для выполнения геометрической резьбы по дереву.
Учащиеся должны уметь: владеть приёмами крепления заготовки; приёмами заточки и правки инструмента.
2
Организация рабочего места, охрана труда привыполнении геометрической резьбы по дереву
Верстак резчика. Требования к освещению.
Безопасные приемы работы. Требования по безопасности в аварийных ситуациях.
Учащиеся должны знать: способы организация рабочего места; правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы по дереву.
Учащиеся должны уметь: владеть приёмами безопасной работы при выполнении резьбы по дереву.
1
Геометрическая резьба по дереву. Элементы резьбы. Приемы разметки. Техника выполнения
.
Геометрическая резьба как один из видов плоскорельефной резьбы. Элементы геометрической резьбы. Приемы разметки заготовки. Техника выполнения Учебное задание:
«Разметка учебной заготовки. Пробное выполнение различных элементов геометрической резьбы».
Учащиеся должны знать: виды и элементы резьбы, приемы разметки, технику выполнения резьбы.
Учащиеся должны уметь: выполнять разметку заготовки. Пробно выполнять различные элементы геометрической резьбы.
3
Двухгранные выемки
.
Техника вырезания двухгранных выемок. Резьба параллельных линий вдоль и поперек волокон.
Учебное задание:
«Выполнение на учебной заготовке резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон».
Учащиеся должны знать: технику вырезания двухгранных выемок, параллельных линий вдоль и поперек волокон.
Учащиеся должны уметь: выполнять резьбу параллельных линий вдоль и поперек волокон на материалоотходах8
Сколышки
Техника вырезания сколышков вдоль и поперек волокон.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке сколышков вдоль и поперек волокон» Учащиеся должны знать: технику вырезания сколышков вдоль и поперек волокон
Учащиеся должны уметь: вырезать сколышки вдоль и поперек волокон на отходах материалов.
9
Трехгранные выемки с углублением в центре.
Техника вырезания трехгранных выемок с различным направлением волокон.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке трехгранных выемок с различным направлением волокон».
Учащиеся должны знать: технику вырезания трехгранных выемок с различным направлением волокон.
Учащиеся должны уметь: вырезать трехгранные выемки с различным направлением волокон на отходах материалов. 9
Скобчатая резьба. Вырезание «ноготка» вдоль и поперек волокон
Техника вырезания скобчатых порезок с различным направлением волокон. Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке скобчатых порезок с различным направлением волокон».
Учащиеся должны знать: технику вырезания скобчатых порезок с различным направлением волокон.
Учащиеся должны уметь: вырезать скобчатые порезки с различным направлением волокон на отходах материалов.
8
Розетки-сияния. Розетки-вертушки
Техника вырезания розеток-сияний, розеток-вертушек.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке сияний, розеток».
Учащиеся должны знать: технику вырезания розеток-сияний, розеток-вертушек.
Учащиеся должны уметь: вырезать на учебной заготовке сияния, розетки. 8
Изготовление резной доски с применение различных элементов геометрической резьбы Практическая работа: «Изготовление резной разделочной доски с самостоятельно составленным орнаментом из различных элементов геометрической резьбы». Учащиеся должны знать: приёмы изготовления резной доски с применение различных элементов геометрической резьбы.
Учащиеся должны уметь: изготавливать резные доски с применение различных элементов геометрической резьбы.
14
Отделка изделия шлифовкой и лакированием
Практическая работа: «Отделка готового изделия шлифовкой, лакированием».
Учащиеся должны знать: приёмы отделки изделий шлифовкой, лакированием.
Учащиеся должны уметь: выполнять отделку готового изделия шлифовкой, лакированием.
6
6.
Профориентация
Профессии, связанные с восстановлением лесных массивов, производством древесных материалов, обработкой древесины
.Профессии, связанные с созданием изделий из древесины. Профессия лесовода, лесника, егеря. Профессия лесозаготовителя, рабочего лесопильного завода Учащиеся должны знать: профессии, связанные с восстановлением лесных массивов, производством древесных материалов, обработкой древесины
Учащиеся должны уметь: различать профессии.
2
Народные промыслы
.
Профессия плотника, столяра. Профессия мастера-краснодеревщика, резчика по дереву Учащиеся должны знать: профессии, связанные с созданием изделий из древесины, с народными промыслами.
Учащиеся должны уметь: различать профессии плотник, столяр, краснодеревщик. 2
7. Проект
Введение в проект. Выбор проекта изделия для художественной обработки. Обоснование цели
(при помощи учителя)
Здесь обычно отображаются следующие моменты: исходная проблема, требующая решения, или потребность, требующая удовлетворения.
Идея (цель) проекта и ее обоснование. Содержание конкретных задач. Планируемый результат. Межпредметные связи. Новизна и актуальность проекта. Практическая работа:
«Выбор проекта изделия».
Учащиеся должны знать: сущность проекта, цель проекта и ее обоснование (при помощи учителя).
Учащиеся должны уметь: выбирать проект изделия
( при помощи учителя).
1
Основная часть проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Обзор литературы (при помощи учителя).
В теоретическом разделе необходимо провести обзор литературы по теме проекта. Реферирование литературы должно содержать краткую историческую справку, т.е. историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы и должен показать основательное знакомство учащегося с историей вопроса, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное, определять главное в современном состоянии изучаемой темы.
При этом должны быть сделаны ссылки на журнальные статьи, книги и другие источники информации, используемые при составлении исторической справки.
Поскольку проект обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.
Практическая работа:
«Подбор литературы для изучения по теме проекта».
Учащиеся должны знать: способы составления проекта (при помощи учителя).
Учащиеся должны уметь: подбирать литературу для изучения по теме проекта (при помощи учителя).
.
1
Разработка банка идей. Выполнение эскизов.
Анализ предложений. Выбор оптимального варианта (при помощи учителя).
В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям.
Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета, используемых материалов, применяемых методов и т.п. Эскизы следует выполнять быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно.
Результатом данного раздела является анализ предложений и обоснование выбора оптимального варианта. В основе выбора могут лежать различные соображения, например:
-насколько сложен процесс изготовления того или иного варианта
изделия;
-достаточно ли приобретенных в школе знаний, умений и навыков
для их выполнения:
-требуются ли специальные устройства, оборудование или приспособления, которых не имеется в наличии;
-достаточно ли материалов или финансовых средств для работы;
-достаточно ли времени для выполнения работы к нужному сроку и т.п. Практическая работа:
« Разработка банка идей и предложений». Учащиеся должны знать: сущность разработки банка идей, выполнения эскизов, выбор оптимального варианта проекта (при помощи учителя).
Учащиеся должны уметь: выполнять разработку банка идей и предложений для проекта ( при помощи учителя)..2
Критерии выполнения проекта. Конструктивные, материаловедческие, технологические ( при помощи учителя)
Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата. Он может включать в себя такие подразделы как:
-Конструирование;
-Подбор материалов и оборудования;
-Технология выполнения изделия (в виде технологической карты, в которой подробно описываются шаги выполнения работы, с указанием инструментов, материалов и способов обработки, а также в виде алгоритма выполнения последовательных этапов работы). Практическая работа:
«Обсуждение критериев оценки проекта»
Учащиеся должны знать: сущность критериев выполнения проекта (конструктивные, материаловедческие, технологические) (при помощи учителя).
1
Критерии выполнения проекта. Экологические, эстетические, экономические, маркетинговые ( при помощи учителя)
В эколого-экономическом разделе рассматриваются экономические и экологические аспекты проекта. В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование.
Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономической целесообразности изготовления проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.
Нужно разработать эстетику и оформление готового изделия, согласно основам художественного конструирования.
Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.
Практическая работа:
«Выработка критериев оценки проекта»
Учащиеся должны знать: сущность критериев выполнения проекта, (экологические, эстетические, экономические, маркетинговые).
Учащиеся должны уметь: вырабатывать критерии оценки проекта (при помощи учителя).
1
Выполнение практической части проекта (при помощи учителя).
Практическая работа:
В практической части проекта необходимо выполнить полное оформление пояснительной записки к проекту и изготовить самостоятельно разработанное изделие или комплекс изделий с использованием художественной обработки древесины.
Примеры проектных изделий смотрите в приложении (Пропильная резьба-рис.1; маркетри-рис.2; геометрическая резьба-рис.3).
Учащиеся должны знать: этапы выполнения практической части проекта.
Учащиеся должны уметь: выполнять практическую часть проекта (при помощи учителя).
18
Заключительная часть проектной работы. Защита проекта ( при помощи учителя).
Главный смысл работы. Постановка проблемы, ее актуальность. Выполнена ли поставленная задача? Удовлетворяет ли изделие потребности, описанной в краткой формулировке задачи?
Полученные результаты. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ. Соответствие изделия критериям, сформулированным в начале работы в требованиях к объекту проектирования.
Решенные проблемы. Каким образом, и какие удалось решить проблемы (социальные, эстетические, экологические, экономические, маркетинговые, конструктивные, технологические и т.п.). Осмысление проблем затронутых в проекте.
Полученные новые знания. Какие новые знания получены в результате работы с литературными источниками информации, критериями оценки проекта, анализе и выборе лучшей идеи. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
Плюсы и минусы проекта. Здесь же, как правило, присутствует самооценка проделанной работы учащимся.
Оценка процесса работы над проектом - это возможность для учащихся оценить, насколько хорошо они использовали свое время, насколько успешными они были на каждой стадии выполнения проекта. Учащиеся должны знать: как правильно защищать проект.
Учащиеся должны уметь: защищать проект (при помощи учителя)
2
Представление работ учащихся.
Для закрепления положительных эмоций, полученных детьми в результате работы над изделиями необходимо самостоятельно устраивать детские выставки, выставки-продажи творческие встречи, презентации проектов учащихся, или участвовать в мероприятиях проводимых другими организациями, как в конце года, так и в течение учебного года. Время, отведенное на эти работы - достаточно условно и может быть увеличено и распределено в течение года в зависимости от возможностей преподавателя. Учащиеся должны знать: как правильно представлять работы.
Учащиеся должны уметь: участвовать в представлении работ.
6
Тематический план
№
занятия
Год обучения, модуль, тема занятия
Кол-во
часов Теория Практика
1 год обучения – 5 класс – 36 часов в год, 1 час в неделю
1 модуль «Основы материаловедения».
4 2 2
1 Вводное занятие. Строение древесины. Классификация древесных пород. 1 0,5 0,5
2 Основные разрезы ствола.
1 0,5 0,5
3 Характеристики некоторых пород древесины.
1 0,5 0,5
4 Пороки древесины.
1 0,5 0,5
2 модуль «Основы художественного конструирования»
4 2 2
5 Развитие прикладного искусства и культуры (экскурсия в краеведческий музей). 1 1
6 Исходные принципы художественного конструирования. 1 0,5 0,5
7 Понятие о формообразовании и композиции.
1 0,5 0,5
8
Орнамент и узор. Виды орнаментов. Основы построения орнаментов. 1
0,5 0,5
3 модуль «Пропильная (домовая) резьба».
28 6 22
9-10 Разновидности резьбы. Накладная, сквозная, ажурная резьба. Комбинированная резьба. 2 1 1
11-12 Материалы для пропильной резьбы. Подготовка заготовок.
2 1 1
13-15 Оборудование, инструменты для выполнения пропильной резьбы. 3 1 2
16 Рабочее место, охрана труда при выполнении пропильной резьбы. 1 1 -
17- 20 Приемы разметки пропильной резьбы. Техника выпиливания.
4 1 3
21- 24 Выполнение несложного орнамента (учебное задание).
4 - 4
25- 32 Выполнение самостоятельно выбранного орнамента (практическая работа). 8 - 8
33-34 Отделка изделия шлифованием.
2 - 2
35-36 Отделка готового изделия лакокрасочными материалами.
Итоговое занятие. Выставка работ.
2 1 1
2 год обучения – 6 класс – 36 часов в год, 1 час в неделю
4 модуль «Мозаика по дереву»
36 5 31
37- 38 Вводное занятие. Понятие о видах мозаики по дереву.
Инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри. 2 1 1
39-40 Материалы для выполнения мозаики по дереву. Подбор материала. 2 1 1
41-42 Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые в мозаике по дереву. 2 1 1
43 Организация рабочее места, охрана труда при выполнении мозаики типа «маркетри». 1 1 -
44-46 Приемы работы ножом - резцом. Последовательность выполнения мозаичной вставки 3 1 2
47-51 Приемы выполнения простейшей мозаики типа «маркетри». 5 - 5
52-56 Выполнение несложной композиции в стиле «маркетри» (учебное задание). 5 - 5
57-66 Выполнение набора самостоятельно выбранной композиции в стиле «маркетри» (практическая работа). 10 - 10
67- 70 Наклеивание и отделка мозаичного набора.
4 - 4
71-72 Отделка древесины лакокрасочными материалами.
Итоговое занятие. Выставка работ.
2 - 2
3 год обучения – 7 класс – 36 часов в год, 1 час в неделю
5 модуль «Геометрическая резьба по дереву»
72 5 67
73-74 Вводное занятие. Понятие о видах резьбы по дереву (прорезная, плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая). 2 1 1
75-76 Материалы для резьбы по дереву. Подготовка заготовок.
2 1 1
77-78 Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для геометрической резьбы по дереву. 2 1 1
79 Организация рабочего места, охрана труда при выполнении геометрической резьбы по дереву. 1 1 -
80 -82 Геометрическая резьба по дереву. Элементы резьбы. Приемы разметки. Техника выполнения. 3 1 2
83- 90 Двухгранные выемки. Резьба параллельных линий вдоль и поперек волокон (учебное задание). 8 - 8
91- 99 Вырезание сколышков вдоль и поперек волокон
(учебное задание). 9 - 9
100-108 Вырезание трехгранных выемок с углублением в центре
(учебное задание).
Итоговое занятие. Выставка работ. 9 - 9
4 год обучения – 8 класс – 36 часов в год, 1 час в неделю
109-116 Вводное занятие.Скобчатая резьба. Вырезание ноготка вдоль и поперек волокон (учебное задание). 8 - 8
117-124 Резьба розетки-сияния,
резьба розеток-вертушек,
(учебное задание). 8 - 8
125-138
Изготовление резной доски с различными элементами геометрической резьбы (практическая работа). 14 - 14
139 -144
Отделка готового изделия шлифовкой и лакированием.
Выставка – продажа работ. 6 - 6
5 год обучения – 9 класс – 36 часов в год, 1 час в неделю
6 модуль «Профориентация» 4 4 -
145-146 Вводное занятие. Профессии, связанные с восстановлением лесных массивов, производством древесных материалов, обработкой древесины 2 2 -
147-148 Профессии, связанные с созданием изделий из древесины. Народные промыслы. 2 2 -
7 модуль «Проект» 26 3 23
149 Введение в проект. Выбор проекта изделия для художественной обработки. Обоснование цели. 1 0,5 0,5
150 Основная часть проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Обзор литературы. 1 0,5 0,5
151-152 Разработка банка идей. Выполнение эскизов. Анализ предложений. Выбор оптимального варианта. 2 1 1
153 Критерии выполнения проекта. Конструктивные, материало-ведческие, технологические. 1 0,5 0,5
154 Критерии выполнения проекта. Экологические, эстетические, экономические, маркетинговые. 1 0,5 0,5
155-172 Выполнение практической части проекта.
18 - 18
173-174 Заключение проекта.
Защита проектной работы.
2 - 2
175-180 Представление работ учащихся
6 - 6
Участие в специализированных выставках ученических работ. Выставки – продажи. По усмотрению
руководителя
Творческие встречи. Презентации проектов.
Список использованной методической литературы:
Абросимова А.А., Каплан Н.И. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М.: Высшая школа, 1998.
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат, 1998.
Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М.: Нива России, 1993.
Журавлёв Б.А. Столярное дело, 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1993.
Ковалёва Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988.
Лабунская Г.В., Назаревская Г.А., Рожкова Е.Е. Уроки рисования в начальной школе. – М.: Академия педагогических наук, 1955.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: Высшая школа, 1989.
Мирской С.Л. Роль учителя в деле коренного улучшения трудовой подготовки учащихся вспомогательной школы. – Дефектология, № 5, 1985.
Мирской С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988.
Мирской С.Л. Производительный труд учащихся вспомогательной школы. – Дефектология, № 5, 1984.
Мирской С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 кл.). Сб. 1, 2. - М.: Владос, 2000.
Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М.: Траст пресс, 1999.
Соловьев С.А. Декоративное оформление. – М.: Просвещение, 1987.
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустации. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1985.
Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Список использованной литературы по художественной обработке древесины:
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., 1998.
2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М., 2001.
3. Буриков В.Г. Домовая резьба. М.: Нива России, 1994.
4. Горелов М. Н. Абрамов - мастер художественной мозаики из дерева.//Искусство. 1960. № 12
5. Лямин И.В. Мозаика по дереву. Изд. 2-е. М., 1963.
6. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. 5-е изд. М., 1993.
7. Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий.
М.,1973.
8. Хворостов А.С. Древесные узоры. М., 1976.